Качество и количество света
Эксперименты с дурнишником – растением короткого дня, позволили выявить, что красный свет эффективно препятствует цветению, а дальний красный снимает этот эффект красного. Для растений длинного дня красный свет эффективно стимулирует цветение. То же касается и эффектов прорастания семян.
На растении латук было показано, что лучше всего семена прорастают при λ ~ 660 нм, а ингибирующее действие света максимально при λ ~ 730 нм. Кроме того, достаточно кратковременного освещения, и что эффект красного света снимается дальним красным, а при попеременном освещении эффект буде определяться последней экспозицией.
В 1960 г. американским ученым удалось выделить пигмент, ответственный за эту реакцию и он был назван фитохромом. Он оказался сине-зеленым пигментом, который существует в двух взаимопревращающихся формах. Одна форма Фдк (Ф730) поглощает дальний красный свет, а вторая Фк (Ф660) – красный. Поглотив свет, фитохром быстро переходит из одной формы в другую.
В обычном солнечном свете красных лучей больше, чем дальних красных, поэтому днем преобладает форма Фдк . Это физиологически активная форма, но ночью она медленно переходит в более устойчивую, но неактивную форму Фк. было показано, что фитохром состоит из белка и присоединенной к нему пигментной части. Он содержится во всех органах растения в ничтожных количествах (поэтому его не видно), но в растущих верхушках его концентрация повышена.
Кроме того было показано, что световой сигнал воспринимается листьями, а не апексом, и что дурнишник зацветает, даже если лишь один лист был помещен в условия, индуцирующие цветение. Это означает, что какой-то агент (гормон) вызывает цветение, переходя из листа в точку роста. В пользу этого говорят данные о том, что фактор цветения можно передать от индуцированного растения не индуцированному. Это вещество пока еще гипотетический гормон цветения, названный флоригеном. Назвал его так советский ученый Чайлахян, который провел наиболее убедительные эксперименты в пользу его существования. В последствии однако, были получены данные, что у некоторых длиннодневных растений можно вызвать цветение, обрабатывая их гиббереллином, даже в тех случаях, когда растение выращивается не при соответствующем периоде. На короткодневные растения это не влияет. Это открытие заставило Чайлахяна изменить его флоригенную гипотезу и высказать предположение, что флориген состоит из двух гормонов: гиббереллина и пока еще не идентифицированного антезина. Согласно этой гипотезе, длиннодневные растения в течение неиндуцированного фотопериода вырабатывают антезин, но не гиббералин и обработка последним может вызвать цветение. С другой стороны, короткодневные растения образуют гиббереллин, но не антезин, если растут в неидуционных условиях. Хотя концепция сложной природы флоригена стимулировала многие исследования, она не объясняла многое фактически.
Последние данные свидетельствуют о том, что в листьях длиннодневных растений в условиях длительного дня образуются вещества, вызывающие цветение, а в условиях короткого дня, тормозящие его (ингибиторы цветения) и оба вещества могут транспортироваться по растению. Ингибиторы же цветения короткодневных растений гораздо менее эффективны.
Доказательство существования ингибиторов и стимуляторов цветения в вполне убедительно, хотя все попытки выделить эти вещества оказались безуспешными.
- Гоу впо «сибирский государственный технологический
- Введение
- Лекция 1. Предмет и задачи физиологии растений
- Методы физиологии растений
- Лекция 2. Структурные компоненты клетки и их физиологические функции
- Лекция 3. Химический состав клетки
- Углеводы
- Функции углеводов в растении важны и разнообразны:
- Моносахариды
- Химические свойства
- Полисахариды Олигосахариды
- Высшие полисахариды
- Белки Общая характеристика и функции белков
- Классификация белков
- Простые белки
- Сложные белки
- Жироподобные вещества
- Лекция 4. Фотосинтез
- Пигменты фотосинтеза
- Химизм фотосинтеза
- Световая фаза фотосинтеза
- Темновая фаза фотосинтеза
- С4 – путь фотосинтеза
- Экология фотосинтеза
- Лекция 5. Дыхание
- Экология дыхания
- Лекция 6. Водный режим растений
- Механизмы передвижения воды по растению
- Транспирация
- Лекция 7. Основы почвенной микробиологии
- Роль микроорганизмов в превращении азотистых веществ
- Фиксация молекулярного азота
- Превращение микроорганизмами углеродсодержащих веществ растительного происхождения
- Лекция 8. Минеральное питание растений
- Содержание менеральных элементов в растениях
- Микроэлементы
- Лекция 9. Превращение органических веществ в растении
- Запасные вещества вегетативных органов древесных растений
- Органические вещества вторичного происхождения
- Превращение органических веществ в семенах
- Лекция 10. Рост и развитие растений
- Гормоны растений
- Как действуют гиббереллины
- Действие цитокининов
- Действие абк.
- Практическое применение этилена
- Использование синтетических регуляторов роста (срр).
- Коррелятивный рост
- Регуляция роста и развития Регуляция светом темпа онтогенеза растений
- Качество и количество света
- Периодичность роста
- Покой семян
- Индивидуальное развитие растений
- Этапы онтогенеза высших растений
- Лекция 11. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды
- Холодостойкость растений
- Морозоустойчивость растений
- Жароустойчивость растений
- Засухоустойчивость растений
- Влияние загрязнения атмосферы на растения
- Заключение
- Библиографический список Основная литература
- Доплнительная
- Приложение а Перечень ключевых слов