3. Постоянный электрический ток.
Электрический ток. Электрический ток – направленное упорядоченное движение заряженных частиц.
Постоянный электрический ток. Постоянный ток - это ток, при кото-ром заряженные частицы не меняют ни модуля скорости, ни ее направления.
Эффекты (действия) электрического тока: тепловое, химическое и магнитное. Тепловое действие: Пропускание тока через проводник сопровождается активным выделением тепла. Химическое действие: Электрический ток способен изменить химическую структуру вещества. Магнитное действие: Наличие электрического тока инициирует активность магнитного поля.
Сила тока. Сила тока – физическая величина, равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, к промежутку времени, за который этот заряд прошел:
Единица измерения силы тока. Единица измерения: А – ампер (по имени французского физика Андре-Мари Ампера)
Три условия существования постоянного электрического тока. Условия существования электрического тока: 1. Наличие свободных Зарядов (проводника); 2. Наличие электрического поля; 3. Замкнутая электрическая цепь.
Закон Ома для участка цепи. Когда проводник находится под напряжением (на его концах существуют противоположные заряды), возникает электрический ток. Закон Ома для участка цепи: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на этом участке и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Электрическое сопротивление. Физическая формула и единицы измерения. Физическая величина, характеризующая свойство проводника влиять на протекающий по нему электрический ток, называется электрическим сопротивлением. Обозначение: R. Физическая формула:
Единица измерения: Ом.
Природа электрического сопротивления проводников. В процессе своего движения свободные электроны постоянно взаимодействуют с ионами, которые входят в строение кристаллической решетки. Замедление движения электронов в веществе из-за столкновений с узлами кристаллической решетки (атомами) и обусловливает проявление электрического сопротивления.
Проводники. Есть вещества, которые проводят электричество (электрические заряды) достаточно хорошо, и такие вещества называются проводниками. Как правило, к этим веществам относятся растворы, расплавы, жидкости, и, конечно же, металлы. Металлы считаются наиболее хорошими проводниками электрического заряда.
Диэлектрики. Вещества, которые плохо пропускают электрические заряды, называются диэлектриками, или изоляторами (от итальянского «изоляре»). Это, в первую очередь, газы, которые проводят электрические заряды очень плохо. А также различные пластмассы, смолы, стекло.
Электрическое напряжение. Электрическое напряжение U – это физическая величина, которая равна работе А электрического поля по пе- ремещению единичного заряда q из одной точки в другую:
Работа электрического тока. Работа электрического тока равна произведению силы тока на напряжение и на время протекания тока в цепи: A = I U t ( изм. в Дж).
Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца. Прохождение тока через проводник вызывает его нагрев. При этом совершается работа (движение электронов), а выделение тепла – есть выделение энергии в результате работы. Закон Джоуля – Ленца: Мощность тепла, выделяемого в единице объёма среды при протекании электрического тока, пропорциональна произведению плотности электрического тока на величину напряженности электрического поля:
Мощность электрического тока. Мощность – это работа, выполненная за единицу времени (скорость выполнения током работы). Для электрического тока мощность рассчитывается формулой:
Демонстрации:
Лейденская банка – первый конденсатор.
Простейший гальванический элемент.
Вольтова дуга.
Опыты Фарадея.
Видеосъемка опытов в Большом электронном колайдере.
Электризация тел.
Объемная модель атома гелия.
Закон Кулона.
Опыты Джеймса Максвелла с электрическим полем.
Электрический ток.
Закон Ома для участка цепи.
Появление электрического тока в проводнике.
Последовательное подключение проводников.
Параллельное подключение проводников.
Свойства диэлектрика.
Контрольные вопросы:.
Назовите основные вехи в истории открытия электричества.
Докажите, что т.н. «Лейденская банка» имеет непосредственное отношение к открытию электричества.
Определите, когда и кем была сформулирована первая научная теория электричества.
Сформулируйте значение открытий Кулона и Гальвани.
Охарактеризуйте физическими терминами в чем суть первого источника постоянного тока А. Вольта.
Сформулируйте физические признаки т.н. «Вольтовой дуги».
Назовите отличительные характеристики и достижения исследований электромагнетизма физиками ХIX в.
Объясните доказательно, в чем значение опытов Фарадея в области электричества.
Объясните доказательно, в чем перспективы передачи электроэнергии на расстояние.
Сформулируйте определение электрона и условия его открытия.
Покажите на примерах значимость исследований электричества в современной физике.
Объясните смыслы термина: «Электродинамика».
Объясните доказательно, почему электродинамика рассматривается как физическая наука.
Объясните смыслы понятий электрона и электрического заряда.
Объясните доказательно, в чем проявляется принцип взаимодействия электрических зарядов.
Назовите 4 способа электризации.
Объясните на примерах, откуда берутся электрические заряды.
Разъясните смыслы терминов: «Ионы и ионизация».
Сформулируйте закон сохранения заряда.
Сформулируйте закон Кулона.
Раскройте смысл физического понятия: «Электрическое поле».
В чем значение опытов М. Фарадея и Дж. Максвелла.
Разъясните физические смыслы основных характеристик электрического поля: напряжённости, напряжения, потенциала.
Дайте определение постоянному электрическому току.
Сформулируйте, какие эффекты (действия) сопутствуют протеканию электрического тока.
Дайте определение, что такое сила тока.
Назовите единицу измерения силы тока.
Назовите три условия существования постоянного электрического тока.
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Раскройте понятие: «Электрическое сопротивление».
Воспроизведите физическую формулу, единицы измерения сопротивления.
Объясните, в чем проявляется природа электрического сопротивления проводников.
Разъясните на практических примерах, что является проводниками и диэлектриками.
Дайте определение электрическому напряжению.
Сформулируйте смысл физических понятий: «Работа и мощность электрического тока».
Объясните, в чем проявляется тепловое действие электрического тока.
Сформулируйте закон Джоуля-Ленца.
Литература:
1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 48-51.
- Центральный филиал
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса Введение в дисциплину «Естествознание»
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии
- Тема 6. Основы термодинамики
- Тема 7. Основы электродинамики
- Тема 8. Основы электромагнетизма
- Тема 9. Основы оптики
- Раздел II. Химия – наука о веществах
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
- Тема 14. Теоретические основы органической химии
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
- Раздел IV. Основы экологических знаний
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
- Тема 26. Экология питания человека
- Планы уроков Введение в Естествознание
- Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
- 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
- 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
- Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
- 1. Основы научной деятельности.
- 2. Структура научного познания.
- 3. Основные методы научного исследования.
- Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
- 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
- 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
- Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
- Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
- 1. Физика и ее научный предмет.
- 2. Механика. Механическое движение.
- 3. Законы динамики Ньютона.
- Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
- 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
- 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
- 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
- 4. Работа и мощность.
- 5. Механические волны, звук.
- Тема 6. Основы термодинамики.
- 1. Агрегатные состояния физических тел.
- 2. Тепловые процессы.
- 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
- 4. Тепловые машины, их применение.
- Тема 7. Основы электродинамики.
- 1. Электричество. История открытия.
- 2. Основы электродинамики.
- 3. Постоянный электрический ток.
- Тема 8. Основы электромагнетизма.
- 1. Основы электромагнетизма.
- 2. Переменный электрический ток.
- 3. Электромагнитные волны.
- Тема 9. Основы оптики
- 1. Развитие представлений о природе света.
- 2. Законы прямолинейного распространения света.
- 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
- 4. Волновые свойства света.
- 5. Свет как поток частиц.
- Раздел II. Химия – наука о веществах.
- Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
- 1. Общие теоретические основы химии.
- 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
- 3. Химия наука о веществах.
- Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
- 1. Химические особенности неорганических веществ.
- 2. Разновидности химических реакций.
- Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
- 1. Кислород и его химические свойства.
- 2. Применение кислорода.
- 3. Водород и его химические свойства.
- 4. Применение водорода.
- Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
- 1. Растворение и растворы.
- 2. Понятие растворимости вещества.
- 3. Концентрация раствора.
- 4. Поведение веществ в растворах.
- Тема 14. Теоретические основы органической химии.
- 1. Органические соединения и их значение.
- 2. Основы теории строения органических соединений.
- Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
- 1. Предельные углеводороды.
- 2. Непредельные углеводороды.
- Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
- 1. Ароматические углеводороды.
- 2. Спирты и карбоновые кислоты.
- Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
- 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
- 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
- Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
- Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
- 1. Биология – естественная наука.
- 2. Понятие жизни и организма.
- Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
- 1. Уровни организации живой природы.
- 2. Биосфера – глобальная экосистема Земли, источник жизни.
- 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
- Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
- 1. Определение клетки. История открытия.
- 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
- 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
- Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
- Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
- 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
- 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
- 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
- Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
- 1. Предупреждение пищевых отравлений.
- 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
- 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
- 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
- Раздел IV. Основы экологических знаний.
- Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
- 1. Экология как наука.
- 2. Вода и ее свойства.
- Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
- 1. Понятие воздуха и атмосферы.
- 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
- 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
- 4. Экология атмосферы.
- Тема 26. Экология питания человека.
- 1. Экология питания человека.
- 2. Значение витаминов для организма.
- 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
- Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
- Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
- Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
- Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
- Письменное домашнее задание №2
- Письменное домашнее задание №3.
- Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
- Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
- Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
- Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
- Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
- Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
- Литература