logo search
Природа и природные ресурсы Брянской области

История изучения природы Первоначальное накопление сведений о природе

Накопление знаний о природе Брянского края шло постепенно, порой с большими перерывами. Еще с древних времен ученых интересовала эта земля.

Первоначальные сведения о природе Подесенья не могут быть датированы каким-либо веком или эпохой. Впервые название реки Десны упоминается только в Нестеровской летописи. Позднейшие сведения связаны именем Клавдия Птолемея (XI в. н. э.), который указывал на притоки Днепра – Припять, Березину, Десну и др.

В 1149 г. город Брянск упоминается в летописи, а уже 1252 г. он становится стольным городом Чернигово-Северских земель во главе с князем Романом Михайловичем Старым. В XIII в. на Русь обрушились монголо-татары.

В 1536 г. появляются сведения о г. Брянске в «Записках и Московии» С. Герберштейна: «Брянск лежит за большим лесом, который простирается в ширину на 24 мили» (Герберштейн, 1866).

Академические экспедиции. Важнейшим этапом в изучении нашей страны был период Академических экспедиций (1768–1774 гг.). Но существенных научных работ даже описаний территории Подесенья не встречается, ни в первой, ни во второй половине XVIII века. В большинстве случаев это «дневные записки» путешествовавших по югу и западу России. В 1773–1774 гг. экспедиция академика И.А. Гюльденштедта совершила путешествие по Украине и Дону, и посетила также города Севск, Стародуб и др. Был собран богатый материал о природе и этнографии г. Стародуба.

Через восемь лет в 1782 г. академик Василий Зуев по поручению Российской академии наук занимался изучением природных особенностей и населения, присоединенных к России земель между Бугом и Днепром. Результатом поездки стали «Путешественные записки от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 гг.» (1787), содержащие описание достопримечательностей, исторические и статистические данные о различных местностях, сведения о быте, нравах, верованиях жителей, посещенных им мест. В. Зуев (1787, с. 102) так описывает Брянск: «Брянск, город старинный, но при всем при этом не очень великий, стоит на реке Десне, больше на правом гористом берегу, чем на левом – низменном. Он простирается более в ширину, нежели в длину, так что первая будет версты три, а последняя на одну … Река Десна, протекая через город, принимает на себя еще два притока: Белый колодесь и Судок …».

Генеральное межевание. В первой половине XVIII в. особый интерес представляют исследования в области генерального межевания и как приложения к ним – топографические описания. В 1778 г. начинаются работы по генеральному межеванию Орловской губернии, в состав которой входила большая часть территории современной Брянской области. На генеральной карте Орловского наместничества (1784) имеются сведения о Брянском округе и самом г. Брянске, приводится их историческое и географическое описание, здесь же имеются сведения и о г. Трубчевске.

В 1787 г. межевание Орловской губернии было завершено. Непосредственно картографическими результатами этих работ были планы дач (владений) в масштабе 1:8400 (100 сажаний в 1 дюйме) и сводные планы уездов в масштабе 1:42000 (1 верста в 1 дюйме). Кроме того, составлен атлас уездов.

В первой половине XIX в. общее направление изучения Подесенья оставалось прежним, давались описания общего характера с некоторыми более детальными частностями по отдельным разделам науки в зависимости от интересов путешествующих.

В тоже время с ростом внешней и внутренней торговли возникает интерес к разрешению транспортных проблем в условиях бездорожья России. Железных дорог ещё не было и поэтому внимание привлекает речной транспорт.

Возникают разнообразные проекты соединения Днепровского бассейна с Волжским через реку Десну. Для обоснования этих проектов проводятся исследования Десны и её левых притоков. В. Измайлов в 1804 г. выдвигает проект соединения Десны с Окой по трём направлениям: а) реки Цон, притока Оки, со Снежетью; б) реки Цон с Навлей; в) реки Крона, притока Оки, с Неруссой.

В 1814 г. Ф. Демидов после долговременного исследования реки Болвы представляет проект соединения Болвы с Жиздрой.

В 50-х годах XIX в. страну охватила железнодорожная горячка, и заботы о реках были отодвинуты на задний план.