6. Дискуссии об эволюции и их влияние на развитие биологии в XX в.
Из описания состояния разных областей биологии во второй половине XIX в. видно, что учение Ч. Дарвина нашло широкое признание и способствовало формированию эволюционной биологии. Однако чрезмерное усердие некоторых сторонников и популяризаторов учения Ч. Дарвина расширить сферу его применения, распространив идею борьбы за существование на человеческое общество (Э. Геккель, Н. Фогт, Д.И. Писарев) вызвало социальный протест и отрицательное отношение к самому учению со стороны даже писателей (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Такие попытки Э. Геккеля резко осудил Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» и в письме к писателю П.Н. Бирюкову (24 мая 1908 г.).
Период утверждения дарвинизма датируется 1859—1864 гг. и был связан с внедрением принципа исторического развития в биологии, тогда как период его распространения (с 1865 до 1900 гг.) сопряжен с дискуссиями вокруг понимания механизма, направлений и результатов эволюции, выходом на арену ряда концепций эволюции и даже течений антиэволюционизма. Течения формируются и в самом дарвинизме вокруг понимания причин и механизмов эволюции. При этом классический дарвинизм пытались дополнить принципом унаследования полезных изменений, возникающих под влиянием среды (Э. Геккель, Г. Спенсер) и миграции особей с мутациями на другие участки в целях их изоляции и обеспечения скрещивания только между собой («закон миграции», М. Вагнер). Некоторые сторонники дарвинизма пытались расширить сферу действия отбора на внутриорганизменные структуры с признанием мозаичной эволюции независимых признаков в пределах организма (А. Вейсман, А. Уоллес) или же придать половой изоляции исключительную роль в эволюции («Физиологический отбор», Дж. Ромене, Дж. Гулик). Указанные течения в дарвинизме сыграли неодинаковую роль в дальнейшем его развитии, хотя в целом все они исходили из признания принципа естественного отбора.
Из перечисленных сторонников дарвинизма особо заслуживает внимания деятельность Августа Вейсмана (1894—1914) как основателя неодарвинизма и и классической генетики. Он предложил выделить эквационное и редукционное деление клеток, постулировал роль «зародышевой плазмы» в наследственности и ядра как носителя дискретных наследственных факторов — детерминантов. В ядре особенно подчеркивал роль хромосом как носителей наследственности. В то же время он ошибочно допускал, что только в половых клетках представлен весь набор детерминантов. В процессе же дифференциации в клетки «сомы» якобы попадают лишь часть из них. Он решительно отвергал идею о наследовании благоприобретённых признаков. А. Вейсман внес вклад в изучение покровительственной окраски бабочек, признан как один из основателей хромосомной теории наследственности и генетики.
На позициях отрицания роли естественного отбора в эволюции стояли различные течения, опирающиеся на отдельные положения учения Ламарка — неоламаркизма, основателями которого были Э. Коп и К. Негели.
По признанию роли отдельных факторов в эволюции неоламаркизм делится на 3 направления: механоламаркизм (признание прямого приспособления к внешней среде и наследования приобретенных при этом признаков, — (Т. Спенсер, Э. Геккель, Г. Дормейстер, Г. Боннье), ортоламаркизм (внутреннее стремление организмов к совершенствованию определяет направление эволюции, Т. Эймер, А. Годри) и психоламаркизм («жизненный порыв, душа», разумное поведение животных определяет эволюцию) — (Р. Земон, А. Паули, Г. Дриш).
Дарвиновскому принципу отбора противостояла и телеологическая концепция (К. Бэр, А. Келликер, С. Майварт), согласно которой существует строгая направленность эволюции, обусловленная «материей, ее силами или единым духовным началом» (К. Бэр) и ведущая к достижению предопределенной свыше цели (Н.Я. Данилевский). Допускалось также прекращение эволюции как результат растраты запаса «исходной, образовательной силы» (финализм, А. Виганд).
Конец XIX в. ознаменовался еще началом закладки будущей мутационной теории (Гуго де Фриз), признающей эволюцию в противовес Ч. Дарвину как результат быстрого и скачкообразного возникновения наследственных изменений (С.И. Коржинский), где роль отбора полностью отвергалась. Эта гипотеза получила признание у геологов и палеонтологов.
Сочувственно некоторыми биологами была встречена и идея о возможности фиксации «ненаследственных изменений» — адаптивных модификаций (Дж. Болдуин, Л. Морган и Г. Осборн). Ее сторонники утверждали, что функциональные адаптации, возникающие в онтогенезе при длительном сохранении условий, подхватываются естественным отбором. Это якобы ведет к постепенной замене модификации совпадающими с ними по функциям мутациями — «генокопиями». Здесь рациональным была сама попытка понять роль модификации в эволюции, что недооценивалось Ч. Дарвином и получило признание и развитие в работах И.И. Шмальгаузена.
Критика, доходящая до крайности — отрицания роли естественного отбора, была вызвана объективными причинами, отсутствием экспериментальных доказательств в ее пользу. И здесь в конце века делаются первые шаги. В 1898 г. на примере куколок бабочки-крапивницы (Vanessa urticae), развешанных на разных предметах, была показана меньшая их истребляемость птицами в случае совпадения окраски куколок с цветом фона (Е. Паультон). В том же году публикуется работа об изменении головогруди у крабов (Carcinus maenes) в сторону сужения в той части гавани Плимут, где взмучивается вода илом благодаря судоходству. Оказалось, в этих условиях крабы с широкой головогрудной частью погибают от удушья из-за засорения жабер илом (В.Уэлдон). В последующие годы действие отбора было экспериментально показано на примере богомолов, мучных червей, мух-пчеловидок и других существ.
Подводя итог основным результатам развития биологии во второй половине XIX в., следует прежде всего отметить внедрение учения Ч. Дарвина во многие ее разделы.
Несмотря на переворот, произведенный в биологии и мышлении теорией Ч. Дарвина, развитие самого дарвинизма шло противоречиво. За периодом признания и господства дарвинизма в биологии с 70-х годов XIX в. начинается полоса критики. На смену антиэволюционизму приходит антидарвинизм. Это в значительной мере было обусловлено отсутствием экспериментальных подтверждений теории отбора. В связи с усиливающейся критикой механизма отбора наблюдается растерянность и в рядах ее сторонников. Делаются попытки «дополнить» теорию отбора другими механизмами, которые не всегда имели положительное значение для дальнейшего развития классического дарвинизма. В конце XIX в. появляются методы и результаты экспериментального изучения действия естественного отбора. Многие направления биологии, возникшие в XIX в., получили дальнейшее развитие в XX в. на основе новых методов исследований и идей классического дарвинизма, хотя и здесь дарвинизм подвергался критике.
- История и методология биологии
- Содержание
- Введение
- Лекция № 1
- 1. Представления о природе в древности
- 2. Уровень познания живой природы в Древней Греции
- 2.1. Философы - материалисты
- 2.2. Ионийская школа
- 2.3. Афинская школа
- 2.4. Александрийская школа
- 3. Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
- 4. Уровень изучения живой природы в Средневековье
- 4.1. Господство схоластики при объяснении явлений природы
- 4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы
- Лекция № 2
- 1. Создание экспериментального естествознания в эпоху Возрождения
- 2. Успехи в области ботаники, систематики и физиологии растений
- 3. Зоологические исследования
- 4. Методологические итоги изучения живой природы
- Лекция № 3
- 1. Развитие систематики и попытка построения естественных систем
- 2. Достижения в области физиологии растений
- 3. Исследования в области зоологии
- 4. Исследования в области эмбриологии
- 5. Характеристика основных догм о живой природе в XVIII в. И их критика
- Лекция № 4
- 1. Достижения в сравнительной морфологии и анатомии животных и растений
- 2. Успехи в систематике, экологии и палеонтологии животных и растений
- 3. Исследование онтогенеза и эмбрионального развития животных и растений
- 4. Успехи в области физиологии животных и растений
- 5. Клеточная теория
- 6. Учение ж.Б. Ламарка
- Лекция № 5
- 1. Ч.Дарвин и теория естественного отбора
- 2. Эволюционное направление в палеонтологии и систематике
- 3. Развитие эмбриологии животных и растений
- 4. Исследования структурно-функциональной организации живых существ
- 5. Развитие представлений о целостности живой природы
- 6. Дискуссии об эволюции и их влияние на развитие биологии в XX в.
- Лекция № 6
- 1. Открытие гормонов
- 2. Достижения в исследовании иммунитета
- 3. Открытие групп крови
- 4. Создание химиопрепаратов
- 5. Создание первых антибиотиков и пестицидов
- 6. Исследование продуктов промежуточного обмена
- 7. Использование в биохимии радиоактивных изотопов
- 8. Открытие витаминов
- 9. Исследования нервной деятельности и поведения
- Лекция № 7
- 1. Открытие ферментов и коферментов
- 2. Изучение тонкой структуры белков с помощью физико-химических методов
- 3. Изучение строения биомолекул методом хроматографии
- 4. Установление первичной структуры белка
- 5. Краткая история генетики
- Роль отечественных ученых в развитии генетики
- Лысенковщина
- Причины лысенковщины:
- 6. Установление роли днк
- 7. Открытие двойной спирали днк
- 8.Расшифровка генетического кода
- Лекция № 8
- 1. Зарождение протистологии
- 2. Зарождение бактериологии
- 3. Проблема самозарождения микроорганизмов
- 4.Морфология и систематика микроорганизмов
- 5. Формирование микробиологии как самостоятельной науки
- 6. Вклад р.Коха в бактериологию
- 7. Начало научной деятельности л. Пастера
- 8. Опровержение теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 9. Подтверждение л. Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 10. Создание л. Пастером учения об иммунитете
- 11. Фагоцитарная и гуморальная теории иммунитета
- 12. Изучение участия микробов в природных процессах
- 13. Создание с. Н. Виноградским почвенной микробиологии
- 14. Разработка методов микробиологических исследований
- 15. Особенности микробиологии в XX веке
- Лекция № 9
- 1. Зарождение вирусологии
- 2. Возникновение и развитие учения о вирусах бактерий
- 3. Развитие представлений о лизогении
- 4. Расшифровка природы лизогении
- 5. Изучение вирусов животных и человека
- 6. Развитие фитовирусологии
- 7. Заключение
- Список источников литературы:
- 610000, Г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56, http://vyatsu.Ru