logo search
3

1.1.5. Специфика научного естествознания

В Новое время начался процесс, сделавший естествознание научным. Этот процесс основывался на количественном и качественном росте знания и постепенном отказе от теистического мировоззрения. Первая тенденция привела к дифференциации знания, дисциплинарному делению науки. Вторая тенденция привела к замещению бога человеком.

Теоцентрический мир стал превращаться в антропоцентрический мир. Антропоцентризм не столь догматичен, как теоцентризм. То есть в нём отсутствует необходимость приводить в жёсткое соответствие результаты исследований и идеологические нормы и, значит, выдерживать регламент единого знания о мире и о человеке. Мировоззренческая цельность мира до этого и соответствующая ему цельность знаний о мире и человеке были основаны на авторитете сверхъестественного существа, стоящего над миром. Когда это существо было низвергнуто, надобность в исполнении установленных им норм отпала. Это внешняя причина распада единого знания.

Но определяющей внутренней причиной этого процесса стал естественный прирост опытного знания, от которого «трещали по швам» все существующие идеологические каноны. Постепенно стало нормой считать, что истину нельзя вывести умозрительно, полагаясь только на некие утверждения, которые сами должны быть обоснованы.

Идеологические нормативы научного естествознания стали формироваться исходя из человеческих, а не божественных интересов. Критерием эффективности исследований становится достижение не недоступной человеку абсолютной истины, а истины относительной, которой человек способен достичь. Понятно, что такого рода истин может быть столько же, сколько существует предметов исследования.

Таким образом, целостный образ мира рассыпается, но антропоцентрическая модель отношений с природой не только не исчезает, но становится антропоцентризмом - системой знания без целостного образа мира, в которой значимость любой структуры определяется степенью её значимости по отношению к человеку. Прогрессирующая дифференциация, рост и усложнение знания не позволяют создать общезначимую систему знания и выработать целостный образ мира. Вместо единого знания и целостного представления о мире возникает антропоцентризм. В нём единство структур знания заменяется их разобщённостью, общезначимость системы знания замещается общезначимостью человеческих потребностей, адекватность отношений с природой, асимметрией этих отношений.