logo
metod_botanika_2013

Тема 25. Морфология и классификация плодов

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить морфологию плодов и принципы их классификации.

Освоить: ОК-1, ОК-6, ПК-1, ПК-6, ПК-49.

Знать:

-Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений.

-Основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме.

-Процесс, предшествующий образованию плода и семени.

-Части семязачатка, из которых образуется кожура семени, зародыш, эндосперм.

-Структурные части семени.

-Механизм образования перисперма и чем он отличается от эндосперма.

-Морфологическую расчленённость зародыша семени.

-Разнообразие морфологического строения семян.

-Механизм образования плода.

-Механизм образования соплодия.

-Признаки морфологической классификации плодов.

-Признаки морфогенетической классификации плодов.

Уметь:

-Самостоятельно работать с ботанической литературой.

-Пользоваться учебной литературой для освоения основных понятий и терминов морфологии растений.

-Дать определение семени и плода.

-Перечислить структуру плода и слои перикарпия.

-Назвать структурные части зрелого семени.

-Сформулировать определение следующим понятиям: плод сухой, сочный; плод простой, сборный; плод ложный, истинный.

-Перечислить монокарпные плоды; привести примеры растений.

-Перечислить апокарпные плоды, привести примеры растений.

-Перечислить ценокарпные плоды, привести примеры растений.

-Перечислить псевдомонокарпные плоды, привести примеры растений.

-Проводить морфологический анализ коллекции плодов, определить к какой группе их относят и дать им название.

-Зарисовать идентифицированный плод, сделать обозначения.

Владеть:

-Ботаническим понятийным аппаратом.

-Методами описательного, сравнительного и экспериментального морфологического анализа.

Литература

  1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C.212-231.

  2. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А.,Дорофеев В.И. Ботаника.–С.- Пб., 2008.- C.233-251.

  3. Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь по ботанике для студентов 1-2 курса очного обучения и 1 курса заоч.отделения.– Пятигорск, 2013. – С. 30-31.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В рабочей тетради выполнить задания: 98-103.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Оборудование: лупы, препаровальные иглы, пинцеты

Объекты изучения:гербарий различных типов плодов, фиксированные сухие и сочные плоды, фотографии, схемы, таблицы.

Работа 1. Морфологическая классификация плодов

Задание 1: заполнить схему морфологической классификации плодов

Задание 2:фиксированные плоды разместить по схеме морфологической классификации и дать им название. Например, стручок-многосеменной, простой, сухой плод, Название идентифицированных плодов записать и сопроводить рисунками.

Работа 2. Морфогенетичесная классификация плодов

Задание: заполнить предложенную схему морфогенетической классификации плодов.

Работа 3. Определение и описание плодов

Материал: сухие и сочные плоды.

Задание:зарисовать и описать сухой апокарпный плод, сухой ценокарпный плод, сухой псевдомонокарпный плод, сухой монокарпный плод, сочный апокарпный плод, сочный ценокарпный плод, сочный псевдомонокарпный плод, сочный монокарпный плод.

Планы описания плодов