Тема 12. Анатомическое строение стебля травянистых растений
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить анатомическое строение стебля травянистых растений.
Освоить: ОК-1, ОК-6, ПК-1, ПК-6, ПК-38, ПК-49.
Знать:
-Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений.
-Основные положения учения о клетке и растительных тканях, диагностические признаки растений, используемые при определении сырья.
-Основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме.
-Анатомо-топографический состав стебля травянистых магнолиопсид.
-Анатомо-топографический состав стебля травянистых лилиопсид.
-Отличительные особенности анатомической структуры надземного стебля травянистых магнолиопсид и лилиопсид.
-Отличительные особенности анатомической структуры подземного стебля травянистых магнолиопсид и лилиопсид.
Уметь:
-Самостоятельно работать с ботанической литературой.
-Пользоваться биологическими и поляризационными микроскопами.
-Работать с микроскопом.
-Готовить временные микропрепараты.
-Зарисовать схематично часть среза стебля (кирказона, кукурузы, мать-и-мачехи, ландыша) в виде сектора и сделать обозначения.
-Изобразить анатомо- тографическую схему строения стебля кирказона и кукурузы.
-Изобразить анатомо- тографическую схему строения стебля корневища мать-и-мачехи и ландыша.
-Указать тип покровной ткани стебля кирказона и кукурузы.
-Указать тип покровной ткани стебля корневища мать-и-мачехи и ландыша.
-Перечислить гистологический состав коры стебля кирказона и кукурузы.
-Перечислить гистологический состав коры стебля корневища мать-и-мачехи и ландыша.
-Перечислить гистологический сотав центрального цилиндра стебля кирказона и кукурузы.
-Перечислить гистологический сотав центрального цилиндра стебля корневища мать-и-мачехи и ландыша.
-Назвать тип проводящей системы стебля кирказона и кукурузы (указать вид проводящего пучка).
-Назвать тип проводящей системы стебля корневища мать-и-мачехи и ландыша.
-Указать отличительные особенности анатомической структуры надземного стебля магнолиопсид и лилиопсид.
-Указать отличительные особенности анатомической структуры стебля корневища магнолиопсид и лилиопсид.
Владеть:
-Ботаническим понятийным аппаратом.
-Техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов растительных объектов.
-Навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами.
-Методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.
Литература
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C.135-143.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника.-С.-Пб.,2008.-С. 153-161.
Галкин М.А., Балабан Л.В. Ботаника. Лекционный курс.- Пятигорск,2001.-С. 80-83.
Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь.- Пятигорск, 2013.- С. 15.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Галкин м.А., Архипова м.Н.,
- Тема 1. Основы ботанической микротехники. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов. Методы окрашивания препаратов. Основные реактивы и их действие.
- А) микроскоп биолам
- Правила работы с микроскопом биолам
- Необходимо запомнить! Микроскоп в течение всего занятия должен оставаться на одном месте б) микроскоп биомед-2
- Правила работы с микроскопом биомед-2
- Для изучения строения мелких объектов
- Для изучения строения эпидермиса
- Для изучения поперечного среза органа
- Для изучения продольного среза органа
- 1. Окрашивание временных препаратов
- Окрашивание препаратов с применением реактивов с концентрированной серной кислотой
- Тема 2. Строение клетки растений. Типы клеток. Включения.
- Тема 3. Клеточная стенка. Образовательные ткани: верхушечные меристемы, латеральные меристемы
- Тема 4. Покровные ткани
- Тема 5. Механические ткани. Проводящие ткани.
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 6. Типы строения проводящей системы в членах растения
- В рабочей тетради выполнить задания: 21.
- Тема 7. Основные ткани. Выделительные ткани.
- Тема 8. Контрольная работа по темам: «Клетка», «Ткани растений»
- Тема 9. Анатомическое строение корня травянистых растений
- Тема 10. Анатомическое строение корней древесных растений и корнеплодов
- Тема 11. Анатомическое строение стебля древесных растений
- Тема 12. Анатомическое строение стебля травянистых растений
- В рабочей тетради выполнить задания: 43-46.
- Тема 13. Анатомическое строение листа пинофит и листа злаков
- Тема 14. Анатомическое строение изолатерального
- Тема 15. Уирс: Клетка. Типы клеток. Ткани растений.
- Тема 16. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из магнолиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 17. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из лилиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 18. Зачетное занятие. Анатомическое исследование избранных растений магнолиофит.
- Тема 19. Предмет и методы морфологии растений. Понятие о жизненной форме у высших растений. Жизненные формы растений. Классификация членов и органов сосудистых растений
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 20. Основные понятия морфологии растений: ветвление, явление симметрии, метаморфоз, гомологии, аналогии, редукции, атавизм
- Тема 21. Морфология осевых членов высших растений
- Тема 22. Морфология листа
- Аудиторная самостоятельная работа
- I. Простые листья с цельной листовой пластинкой
- II. Простые листья с расчленённой листовой пластинкой
- III. Сложные листья
- Тема 23. Морфология цветка
- Тема 24. Морфология и классификация соцветий
- Тема 25. Морфология и классификация плодов
- I. Плод простой
- II. Плод сборный
- Тема 26. Контрольная работа по теме: «Морфология членов и органов растений»
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Тема 27. Высшие споровые растения
- Тема 28. Семенные растения. Отдел Pinophyta
- Тема 29. Magnoliophyta, Magnoliopsida, Ranunculidae: Ranunculaceae, Papaveraceae
- Тема 30. Magnoliophyta, Magnoliopsida, cARyOphyllidae: Caryophyllaceae, Polygonaceae, Chenopodiaceae;
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 31. Magnoliophyta, Magnoliopsida, dilleniidae: Malvaceae, Brassicaceae (Cruciferae), Euphorbiaceae, Hypericaceae, Urticaceae
- В рабочей тетради выполнить задания: 121-125.
- Тема 32. Magnoliophyta, Magnoliopsida, rOsidae:
- Valerianaceae, Apiaceae, Rhamnaceae, Rosaceae, Fabaceae
- Тема 33. Magnoliophyta, Magnoliopsida, lamiidae: Solanaceae, Lamiaceae, Scrophulariaceae, Boraginaceae, Plantaginaceae
- Тема 34. Magnoliophyta, Magnoliopsida, asteridae:
- Тема 35. Magnoliophyta, lilioPsida, liliidae: Convallariaceae, Liliaceae, Orchidaceae, Poaceae
- Тема 36. Уирс: Морфологическое исследование избранных растений из магнолиофит и определение видовой принадлежности предложенных образцов растений
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Ботаника Практический курс