Valerianaceae, Apiaceae, Rhamnaceae, Rosaceae, Fabaceae
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить общую характеристику сем. Valerianaceae, Apiaceae, Rhamnaceae, Rosaceae, Fabaceae.
Освоить: ОК-1, ОК-6, ПК-6, ПК-49.
Знать:
-Основы систематики цветковых растений.
-Характерные признаки подкласса и семейств: бобовые,валерьяновые, крушиновые, розовые, сельдерейные.
-Географическое распространение и местообитание растений.
-Основные диагностические признаки растений, используемые при определении сырья.
-Латинские и русские названия широко распространенных представителей, названия фармакопейных растений, а также имеющих практическое применение в других сферах.
Уметь:
-Выполнять морфологический анализ вегетативных органов (по плану) предложенных растений, как живых, так и гербарных образцов.
-Выполнять морфологический анализ цветка.
-Выполнять морфологический анализ плода с использованием морфогенетической классификации плодов.
-Распознавать характерные признаки изучаемых семейств.
-Выделять примитивные и продвинутые признаки семейств.
-Составлять формулы цветков представителей семейств.
-Проводить диагностический анализ предложенных растений.
Владеть:
-Ботаническим понятийным аппаратом.
-Навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растения.
-Навыками сбора растений и их гербаризации.
-Методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений.
-Методиками обобщения материала.
Литература
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Дорофеев И.В. Ботаника. - С.-Пб.: СпецЛит, 2008.- C.451-489.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C.428-469.
Галкин М.А., Балабан Л.В. Ботаника. Лекционный курс. -Пятигорск,2001.-С. 57-60.
Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь по ботанике для студентов 1-2 курса очного обучения и 1курса заочного отделения. – Пятигорск, 2013.-С.46-50.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В рабочей тетради выполнить задания: 126-130.
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оборудование: лупы, препаровальные иглы, пинцеты.
Объекты изучения:гербарные образцы представителей видов Rosa, Fragaria, Potentilla, Padus, Filipendula, Trifolium, Lotus, Medicago, Caragana, Vicia, Coronilla, Galega, Laburnum, Onobrychis, фиксированные плоды растений, фотографии, схемы, таблицы.
Работа 1: Морфологический анализ представителей видов Rosaceae.
Материал: гербарные образцы представителей видов Rosa, Fragaria, Potentilla, Padus, Filipendula.
Задание 1:составить морфологическое описание одного из растений.
Материал: фиксированные цветки представителей видов Rosa, Malus, Crataegus.
Задание 2:Определить растение до семейства. Перечислить диагностические признаки семейства. Перечислить названия исходных видов лекарственных средств.
Работа 2: Морфологический анализ представителей видов Fabaceae.
Материал: гербарные образцы представителей видов Trifolium, Lotus, Medicago, Caragana, Vicia, Coronilla, Galega, Laburnum, Onobrychis.
Задание 1:составить морфологическое описание одного из растений.
Материал: фиксированные цветки представителей видов Laburnum.
Задание 2:Определить растение до семейства. Перечислить диагностические признаки семейства. Перечислить названия исходных видов лекарственных средств.
Контрольные вопросы
Диагностические признаки семейства Rosaceae, представители семейства.
Строение цветка и плода представителей семейства Rosaceae.
Диагностические признаки семейства Fabaceae, представители семейства.
Строение цветка и плода представителей семейства Fabaceae.
Систематическое положение изучаемых семейств.
- Галкин м.А., Архипова м.Н.,
- Тема 1. Основы ботанической микротехники. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов. Методы окрашивания препаратов. Основные реактивы и их действие.
- А) микроскоп биолам
- Правила работы с микроскопом биолам
- Необходимо запомнить! Микроскоп в течение всего занятия должен оставаться на одном месте б) микроскоп биомед-2
- Правила работы с микроскопом биомед-2
- Для изучения строения мелких объектов
- Для изучения строения эпидермиса
- Для изучения поперечного среза органа
- Для изучения продольного среза органа
- 1. Окрашивание временных препаратов
- Окрашивание препаратов с применением реактивов с концентрированной серной кислотой
- Тема 2. Строение клетки растений. Типы клеток. Включения.
- Тема 3. Клеточная стенка. Образовательные ткани: верхушечные меристемы, латеральные меристемы
- Тема 4. Покровные ткани
- Тема 5. Механические ткани. Проводящие ткани.
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 6. Типы строения проводящей системы в членах растения
- В рабочей тетради выполнить задания: 21.
- Тема 7. Основные ткани. Выделительные ткани.
- Тема 8. Контрольная работа по темам: «Клетка», «Ткани растений»
- Тема 9. Анатомическое строение корня травянистых растений
- Тема 10. Анатомическое строение корней древесных растений и корнеплодов
- Тема 11. Анатомическое строение стебля древесных растений
- Тема 12. Анатомическое строение стебля травянистых растений
- В рабочей тетради выполнить задания: 43-46.
- Тема 13. Анатомическое строение листа пинофит и листа злаков
- Тема 14. Анатомическое строение изолатерального
- Тема 15. Уирс: Клетка. Типы клеток. Ткани растений.
- Тема 16. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из магнолиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 17. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из лилиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 18. Зачетное занятие. Анатомическое исследование избранных растений магнолиофит.
- Тема 19. Предмет и методы морфологии растений. Понятие о жизненной форме у высших растений. Жизненные формы растений. Классификация членов и органов сосудистых растений
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 20. Основные понятия морфологии растений: ветвление, явление симметрии, метаморфоз, гомологии, аналогии, редукции, атавизм
- Тема 21. Морфология осевых членов высших растений
- Тема 22. Морфология листа
- Аудиторная самостоятельная работа
- I. Простые листья с цельной листовой пластинкой
- II. Простые листья с расчленённой листовой пластинкой
- III. Сложные листья
- Тема 23. Морфология цветка
- Тема 24. Морфология и классификация соцветий
- Тема 25. Морфология и классификация плодов
- I. Плод простой
- II. Плод сборный
- Тема 26. Контрольная работа по теме: «Морфология членов и органов растений»
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Тема 27. Высшие споровые растения
- Тема 28. Семенные растения. Отдел Pinophyta
- Тема 29. Magnoliophyta, Magnoliopsida, Ranunculidae: Ranunculaceae, Papaveraceae
- Тема 30. Magnoliophyta, Magnoliopsida, cARyOphyllidae: Caryophyllaceae, Polygonaceae, Chenopodiaceae;
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 31. Magnoliophyta, Magnoliopsida, dilleniidae: Malvaceae, Brassicaceae (Cruciferae), Euphorbiaceae, Hypericaceae, Urticaceae
- В рабочей тетради выполнить задания: 121-125.
- Тема 32. Magnoliophyta, Magnoliopsida, rOsidae:
- Valerianaceae, Apiaceae, Rhamnaceae, Rosaceae, Fabaceae
- Тема 33. Magnoliophyta, Magnoliopsida, lamiidae: Solanaceae, Lamiaceae, Scrophulariaceae, Boraginaceae, Plantaginaceae
- Тема 34. Magnoliophyta, Magnoliopsida, asteridae:
- Тема 35. Magnoliophyta, lilioPsida, liliidae: Convallariaceae, Liliaceae, Orchidaceae, Poaceae
- Тема 36. Уирс: Морфологическое исследование избранных растений из магнолиофит и определение видовой принадлежности предложенных образцов растений
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Ботаника Практический курс