Тема 29. Magnoliophyta, Magnoliopsida, Ranunculidae: Ranunculaceae, Papaveraceae
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить общую характеристику семейств RanunculaceaeиPapaveraceae.
Освоить: ОК-1, ОК-6, ПК-6, ПК-49.
Знать:
-Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений.
-Основы систематики цветковых растений.
-Систематическое положение семейств лютиковые и маковые.
-Основные диагностические признаки семейств лютиковые и маковые.
-Латинские названия основных таксонов Ranunculidae.
-Примитивные и продвинутые признаки представителей семейств лютиковые и маковые.
Уметь:
-Самостоятельно работать с ботанической литературой.
-Проводить морфологический анализ предложенных видов растений.
-Различать диагностические признаки семейств лютиковые и маковые.
-Составлять формулы цветков.
-Давать характеристику плодам.
Владеть:
-Ботаническим понятийным аппаратом.
-Методами морфологического анализа цветковых растений
-Навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растения.
-Навыками описания формул цветков.
Литература
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Дорофеев И.В. Ботаника. - С.- Пб.: СпецЛит, 2008.- C.384-392,399-405.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C.359-383.
Галкин М.А., Балабан Л.В. Ботаника. Лекционный курс. - Пятигорск,2001.-С. 51-53.
Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь по ботанике для студентов 1-2 курса очного обучения и 1курса заочного обучения. – Пятигорск, 2013.-С.34-35.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В рабочей тетради выполнить задания: 114-115.
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оборудование: лупы, препаровальные иглы, пинцеты.
Объекты изучения:гербарные образцы представителей видов Ficaria, Ranunculus, Anemone, Consolida, Chelidonium, Papaver, Glaucium, фиксированные плоды растений, фотографии, схемы, таблицы.
Работа 1. Морфологический анализ представителей видов Ranunculaceae.
Материал: гербарные образцы представителей видов Ficaria, Ranunculus, Anemone, Consolida.
Задание 1:составить морфологическое описание одного из растений.
Материал: живые и фиксированные цветки представителей видов Ficaria, Ranunculus, Anemone, Consolida.
Задание 2:Определить растение до семейства. Перечислить диагностические признаки семейства. Перечислить названия исходных видов лекарственных средств.
Работа 2. Морфологический анализ представителей видов Papaveraceae
Материал: гербарные образцы представителей видов Chelidonium, Papaver, Glaucium.
Задание 1:Составить морфологическое описание одного из растений.
Задание 2:Определить растение до семейства. Перечислить диагностические признаки семейства. Перечислить названия исходных видов лекарственных средств.
Контрольные вопросы
Диагностические признаки Magnoliophyta.
Диагностические признаки Magnoliopsida.
Диагностические признаки Ranunculaceae, представители семейства.
Диагностические признаки Papaveraceae, представители семейства.
Систематическое положение изучаемых семейств.
- Галкин м.А., Архипова м.Н.,
- Тема 1. Основы ботанической микротехники. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов. Методы окрашивания препаратов. Основные реактивы и их действие.
- А) микроскоп биолам
- Правила работы с микроскопом биолам
- Необходимо запомнить! Микроскоп в течение всего занятия должен оставаться на одном месте б) микроскоп биомед-2
- Правила работы с микроскопом биомед-2
- Для изучения строения мелких объектов
- Для изучения строения эпидермиса
- Для изучения поперечного среза органа
- Для изучения продольного среза органа
- 1. Окрашивание временных препаратов
- Окрашивание препаратов с применением реактивов с концентрированной серной кислотой
- Тема 2. Строение клетки растений. Типы клеток. Включения.
- Тема 3. Клеточная стенка. Образовательные ткани: верхушечные меристемы, латеральные меристемы
- Тема 4. Покровные ткани
- Тема 5. Механические ткани. Проводящие ткани.
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 6. Типы строения проводящей системы в членах растения
- В рабочей тетради выполнить задания: 21.
- Тема 7. Основные ткани. Выделительные ткани.
- Тема 8. Контрольная работа по темам: «Клетка», «Ткани растений»
- Тема 9. Анатомическое строение корня травянистых растений
- Тема 10. Анатомическое строение корней древесных растений и корнеплодов
- Тема 11. Анатомическое строение стебля древесных растений
- Тема 12. Анатомическое строение стебля травянистых растений
- В рабочей тетради выполнить задания: 43-46.
- Тема 13. Анатомическое строение листа пинофит и листа злаков
- Тема 14. Анатомическое строение изолатерального
- Тема 15. Уирс: Клетка. Типы клеток. Ткани растений.
- Тема 16. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из магнолиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 17. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из лилиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 18. Зачетное занятие. Анатомическое исследование избранных растений магнолиофит.
- Тема 19. Предмет и методы морфологии растений. Понятие о жизненной форме у высших растений. Жизненные формы растений. Классификация членов и органов сосудистых растений
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 20. Основные понятия морфологии растений: ветвление, явление симметрии, метаморфоз, гомологии, аналогии, редукции, атавизм
- Тема 21. Морфология осевых членов высших растений
- Тема 22. Морфология листа
- Аудиторная самостоятельная работа
- I. Простые листья с цельной листовой пластинкой
- II. Простые листья с расчленённой листовой пластинкой
- III. Сложные листья
- Тема 23. Морфология цветка
- Тема 24. Морфология и классификация соцветий
- Тема 25. Морфология и классификация плодов
- I. Плод простой
- II. Плод сборный
- Тема 26. Контрольная работа по теме: «Морфология членов и органов растений»
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Тема 27. Высшие споровые растения
- Тема 28. Семенные растения. Отдел Pinophyta
- Тема 29. Magnoliophyta, Magnoliopsida, Ranunculidae: Ranunculaceae, Papaveraceae
- Тема 30. Magnoliophyta, Magnoliopsida, cARyOphyllidae: Caryophyllaceae, Polygonaceae, Chenopodiaceae;
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 31. Magnoliophyta, Magnoliopsida, dilleniidae: Malvaceae, Brassicaceae (Cruciferae), Euphorbiaceae, Hypericaceae, Urticaceae
- В рабочей тетради выполнить задания: 121-125.
- Тема 32. Magnoliophyta, Magnoliopsida, rOsidae:
- Valerianaceae, Apiaceae, Rhamnaceae, Rosaceae, Fabaceae
- Тема 33. Magnoliophyta, Magnoliopsida, lamiidae: Solanaceae, Lamiaceae, Scrophulariaceae, Boraginaceae, Plantaginaceae
- Тема 34. Magnoliophyta, Magnoliopsida, asteridae:
- Тема 35. Magnoliophyta, lilioPsida, liliidae: Convallariaceae, Liliaceae, Orchidaceae, Poaceae
- Тема 36. Уирс: Морфологическое исследование избранных растений из магнолиофит и определение видовой принадлежности предложенных образцов растений
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Ботаника Практический курс