Тема 10. Анатомическое строение корней древесных растений и корнеплодов
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить анатомическое строение корней древесных растений и корнеплодов.
Освоить: ОК-1, ОК-6, ПК-1, ПК-6, ПК-38, ПК-49.
Знать:
-Основные положения учения о клетке и растительных тканях, диагностические признаки растений, используемые при определении сырья.
-Элементы морфологии растений.
-Анатомо-топографический состав корня липы.
-Анатомо-топографический состав корнеплодов свеклы, редьки и моркови.
-Отличительные особенности анатомической структуры надземного стебля травянистых магнолиопсид и лилиопсид.
-Отличительные особенности анатомической структуры подземного стебля травянистых магнолиопсид и лилиопсид.
-Способ и результат окрашивания древесных волокон.
Уметь:
-Самостоятельно работать с ботанической литературой.
-Пользоваться биологическими и поляризационными микроскопами.
-Работать с микроскопом.
-Готовить временные микропрепараты.
-Изобразить анатомо- тографическую схему строения корня липы и корнеплодов.
-Зарисовать схематично часть среза корня липы и сделать обозначения.
-Указать тип покровной ткани корня липы или корнеплода.
-Перечислить гистологический состав центрального цилиндра корня липы
-Назвать тип проводящей системы корня липы.
-Указать отличительные особенности анатомической структуры корня древесного растения и травянистого.
-Указать отличительные особенности анатомической структурыразличных корнеплодов.
-Объяснить отличия в строении монокамбиальго и поликамбиального корнеплодов.
Владеть:
-Ботаническим понятийным аппаратом.
-Техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов растительных объектов.
-Навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами.
-Методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.
Литература
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C.167-169.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника.-С.-Пб.,2008.-С.186-189.
Галкин М.А.,Балабан Л.В. Ботаника. Лекц. курс-Пятигорск,2001.-С.79-80.
Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь.- Пятигорск, 2013.- С. 14.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В рабочей тетради выполнить задания: 32-36.
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оборудование:микроскопы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, лезвия, предметные и покровные стекла; учебно-методические пособия, учебники, лекции, таблицы, схемы, фотографии.
Реактивы:растворI2 вKI, хлор-цинк-йод, раствор флороглюцина, серной кислоты раствор 50%.
Объекты:постоянные микропрепараты поперечного среза корня липы, корнеплодов моркови, редьки, свеклы; корень липы, корнеплоды редьки, моркови, свеклы.
Работа 1. Анатомическое строение корня липы (Tilia cordata Mill.)
Задание 1.Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат поперечного среза корня липы. Зарисовать анатомо-топографическую схему с указанием годичных колец, первичных и вторичных радиальных лучей. Обозначить: I – покровную ткань, II – центральный цилиндр.
Задание 2.Рассмотреть микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Зарисовать анатомо-гистологическое строение корня. Обозначить перидерму, перицикл, флоэму, камбий, ксилему вторичную, ксилему первичную, паренхиму радиальных лучей. Указать тип проводящей системы.
Задание 3.Выполнить анатомо-гистологическое описание корня.
Работа 2. Анатомическое строение корнеплодов
а) корнеплод моркови (Daucus sativus Hoffm.Roehl.).
Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат поперечного среза корнеплода моркови. Зарисовать схему строения корнеплода с указанием границ покровной ткани, перицикла, флоэмы, камбия, ксилемы. Врисовать сосуды. Сделать обозначения.
б) корнеплод редьки (Raphanus sativus L.).
Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат поперечного среза корнеплода редьки. Зарисовать схему строения корнеплода с указанием границ покровной ткани, перицикла, флоэмы, камбия, ксилемы. Врисовать сосуды. Сделать обозначения.
в) корнеплод свеклы (Beta vulgaris L.).
Рассмотреть при малом увеличении микроскопа поперечный срез корнеплода свеклы. Зарисовать схему строения корнеплода с указанием границ покровной ткани, перицикла, добавочных камбиальных колец с их производными, флоэмы, камбия, ксилемы. Врисовать сосуды. Сделать обозначения.
Контрольные вопросы
Гистологический состав покровной ткани корня липы.
Гистологический состав центрального цилиндра корня липы.
Место локализации запасающей паренхимы в корнеплодах различного типа.
- Галкин м.А., Архипова м.Н.,
- Тема 1. Основы ботанической микротехники. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов. Методы окрашивания препаратов. Основные реактивы и их действие.
- А) микроскоп биолам
- Правила работы с микроскопом биолам
- Необходимо запомнить! Микроскоп в течение всего занятия должен оставаться на одном месте б) микроскоп биомед-2
- Правила работы с микроскопом биомед-2
- Для изучения строения мелких объектов
- Для изучения строения эпидермиса
- Для изучения поперечного среза органа
- Для изучения продольного среза органа
- 1. Окрашивание временных препаратов
- Окрашивание препаратов с применением реактивов с концентрированной серной кислотой
- Тема 2. Строение клетки растений. Типы клеток. Включения.
- Тема 3. Клеточная стенка. Образовательные ткани: верхушечные меристемы, латеральные меристемы
- Тема 4. Покровные ткани
- Тема 5. Механические ткани. Проводящие ткани.
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 6. Типы строения проводящей системы в членах растения
- В рабочей тетради выполнить задания: 21.
- Тема 7. Основные ткани. Выделительные ткани.
- Тема 8. Контрольная работа по темам: «Клетка», «Ткани растений»
- Тема 9. Анатомическое строение корня травянистых растений
- Тема 10. Анатомическое строение корней древесных растений и корнеплодов
- Тема 11. Анатомическое строение стебля древесных растений
- Тема 12. Анатомическое строение стебля травянистых растений
- В рабочей тетради выполнить задания: 43-46.
- Тема 13. Анатомическое строение листа пинофит и листа злаков
- Тема 14. Анатомическое строение изолатерального
- Тема 15. Уирс: Клетка. Типы клеток. Ткани растений.
- Тема 16. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из магнолиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 17. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из лилиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 18. Зачетное занятие. Анатомическое исследование избранных растений магнолиофит.
- Тема 19. Предмет и методы морфологии растений. Понятие о жизненной форме у высших растений. Жизненные формы растений. Классификация членов и органов сосудистых растений
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 20. Основные понятия морфологии растений: ветвление, явление симметрии, метаморфоз, гомологии, аналогии, редукции, атавизм
- Тема 21. Морфология осевых членов высших растений
- Тема 22. Морфология листа
- Аудиторная самостоятельная работа
- I. Простые листья с цельной листовой пластинкой
- II. Простые листья с расчленённой листовой пластинкой
- III. Сложные листья
- Тема 23. Морфология цветка
- Тема 24. Морфология и классификация соцветий
- Тема 25. Морфология и классификация плодов
- I. Плод простой
- II. Плод сборный
- Тема 26. Контрольная работа по теме: «Морфология членов и органов растений»
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Тема 27. Высшие споровые растения
- Тема 28. Семенные растения. Отдел Pinophyta
- Тема 29. Magnoliophyta, Magnoliopsida, Ranunculidae: Ranunculaceae, Papaveraceae
- Тема 30. Magnoliophyta, Magnoliopsida, cARyOphyllidae: Caryophyllaceae, Polygonaceae, Chenopodiaceae;
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 31. Magnoliophyta, Magnoliopsida, dilleniidae: Malvaceae, Brassicaceae (Cruciferae), Euphorbiaceae, Hypericaceae, Urticaceae
- В рабочей тетради выполнить задания: 121-125.
- Тема 32. Magnoliophyta, Magnoliopsida, rOsidae:
- Valerianaceae, Apiaceae, Rhamnaceae, Rosaceae, Fabaceae
- Тема 33. Magnoliophyta, Magnoliopsida, lamiidae: Solanaceae, Lamiaceae, Scrophulariaceae, Boraginaceae, Plantaginaceae
- Тема 34. Magnoliophyta, Magnoliopsida, asteridae:
- Тема 35. Magnoliophyta, lilioPsida, liliidae: Convallariaceae, Liliaceae, Orchidaceae, Poaceae
- Тема 36. Уирс: Морфологическое исследование избранных растений из магнолиофит и определение видовой принадлежности предложенных образцов растений
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Ботаника Практический курс