Тема 9. Анатомическое строение корня травянистых растений
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить анатомическое строение корней травянистых растений.
Освоить: ОК-1,ОК-6, ПК-1, ПК-6, ПК-38, ПК-49.
Знать:
-Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы анатомии растений.
-Зоны корня и их характеристика.
-Анатомо-топографический состав корня при первичном и вторичном строении.
-Гистологический состав корня при первичном и вторичном строении.
Уметь:
-Самостоятельно работать с ботанической литературой.
-Пользоваться биологическими и поляризационными микроскопами.
-Готовить временные микропрепараты поперечного среза корня.
-Пользоваться реактивами для гистохимического исследования.
-Проводить анатомическое описание микропрепаратов поперечного среза корня при первичном и вторичном строении.
-Изобразить анатомо- тографическую схему строения корня.
Владеть:
-Ботаническим понятийным аппаратом.
-Техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов корня при первичном и вторичном строении.
-Навыками работы с биологическими микроскопами.
-Методами поиска задач анатомического исследования с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.
Литература
1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C. 162-167.
2. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника. - С.-Пб., 2008.- С. 182-186.
3. Галкин М.А., Балабан Л.В. Ботаника. Лекционный курс. - Пятигорск,2001.-С. 78-80.
4. Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь.- Пятигорск, 2013.- С. 12-14.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В рабочей тетради выполнить задания: 24-31.
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оборудование:микроскопы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, лезвия, предметные и покровные стекла; учебно-методические пособия, учебники, лекции, таблицы, схемы, фотографии.
Реактивы:растворI2 вKI, хлор-цинк-йод, раствор флороглюцина, серной кислоты раствор 50%.
Объекты:постоянные микропрепараты, фиксированные части корней ириса, тыквы.
Работа 1. Анатомическое строение корня ириса (Iris sp.)
Задание 1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа временный или постоянный микропрепарат поперечного среза корня ириса в зоне проведения.
Зарисовать схему анатомо-топографического строения корня. Обозначить: I - покровную ткань, II - первичную кору, III – центральный цилиндр.
Задание 2.Рассмотреть микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Зарисовать анатомо-гистологическое строение корня. Обозначить эпиблему, экзодерму, мезодерму, эндодерму, перицикл, флоэму, ксилему. Указать тип проводящего пучка.
Задание 3.Выполнить анатомо-гистологическое описание корня.
Работа 2. Анатомическое строение корня тыквы (Cucurbita pepo L.)
Задание 1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа временный или постоянный микропрепарат поперечного среза корня тыквы в зоне проведения. Зарисовать схему анатомо-топографического строения корня. Обозначить: I – покровную ткань, II – центральный цилиндр.
Задание 2. Рассмотреть при большом увеличении микроскопа временный или постоянный микропрепарат поперечного среза корня тыквы.
Зарисовать анатомо-гистологическое строение корня. Обозначить перидерму, перицикл, флоэму, камбий, вторичную ксилему, первичную ксилему, паренхиму радиальных лучей. Указать тип строения проводящей системы.
Задание 3.Выполнить анатомо-гистологическое описание корня.
Контрольные вопросы
Анатомо-топографическое строение корня ириса в зоне проведения.
Гистологический состав коры и центрального цилиндра корня ириса в зоне проведения.
Анатомо-топографическое строение корня тыквы в зоне проведения.
Гистологический состав покровной ткани и центрального цилиндра корня тыквы.
Тип строения проводящей системы в корнях первичного и вторичного строения.
- Галкин м.А., Архипова м.Н.,
- Тема 1. Основы ботанической микротехники. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов. Методы окрашивания препаратов. Основные реактивы и их действие.
- А) микроскоп биолам
- Правила работы с микроскопом биолам
- Необходимо запомнить! Микроскоп в течение всего занятия должен оставаться на одном месте б) микроскоп биомед-2
- Правила работы с микроскопом биомед-2
- Для изучения строения мелких объектов
- Для изучения строения эпидермиса
- Для изучения поперечного среза органа
- Для изучения продольного среза органа
- 1. Окрашивание временных препаратов
- Окрашивание препаратов с применением реактивов с концентрированной серной кислотой
- Тема 2. Строение клетки растений. Типы клеток. Включения.
- Тема 3. Клеточная стенка. Образовательные ткани: верхушечные меристемы, латеральные меристемы
- Тема 4. Покровные ткани
- Тема 5. Механические ткани. Проводящие ткани.
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 6. Типы строения проводящей системы в членах растения
- В рабочей тетради выполнить задания: 21.
- Тема 7. Основные ткани. Выделительные ткани.
- Тема 8. Контрольная работа по темам: «Клетка», «Ткани растений»
- Тема 9. Анатомическое строение корня травянистых растений
- Тема 10. Анатомическое строение корней древесных растений и корнеплодов
- Тема 11. Анатомическое строение стебля древесных растений
- Тема 12. Анатомическое строение стебля травянистых растений
- В рабочей тетради выполнить задания: 43-46.
- Тема 13. Анатомическое строение листа пинофит и листа злаков
- Тема 14. Анатомическое строение изолатерального
- Тема 15. Уирс: Клетка. Типы клеток. Ткани растений.
- Тема 16. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из магнолиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 17. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из лилиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 18. Зачетное занятие. Анатомическое исследование избранных растений магнолиофит.
- Тема 19. Предмет и методы морфологии растений. Понятие о жизненной форме у высших растений. Жизненные формы растений. Классификация членов и органов сосудистых растений
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 20. Основные понятия морфологии растений: ветвление, явление симметрии, метаморфоз, гомологии, аналогии, редукции, атавизм
- Тема 21. Морфология осевых членов высших растений
- Тема 22. Морфология листа
- Аудиторная самостоятельная работа
- I. Простые листья с цельной листовой пластинкой
- II. Простые листья с расчленённой листовой пластинкой
- III. Сложные листья
- Тема 23. Морфология цветка
- Тема 24. Морфология и классификация соцветий
- Тема 25. Морфология и классификация плодов
- I. Плод простой
- II. Плод сборный
- Тема 26. Контрольная работа по теме: «Морфология членов и органов растений»
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Тема 27. Высшие споровые растения
- Тема 28. Семенные растения. Отдел Pinophyta
- Тема 29. Magnoliophyta, Magnoliopsida, Ranunculidae: Ranunculaceae, Papaveraceae
- Тема 30. Magnoliophyta, Magnoliopsida, cARyOphyllidae: Caryophyllaceae, Polygonaceae, Chenopodiaceae;
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 31. Magnoliophyta, Magnoliopsida, dilleniidae: Malvaceae, Brassicaceae (Cruciferae), Euphorbiaceae, Hypericaceae, Urticaceae
- В рабочей тетради выполнить задания: 121-125.
- Тема 32. Magnoliophyta, Magnoliopsida, rOsidae:
- Valerianaceae, Apiaceae, Rhamnaceae, Rosaceae, Fabaceae
- Тема 33. Magnoliophyta, Magnoliopsida, lamiidae: Solanaceae, Lamiaceae, Scrophulariaceae, Boraginaceae, Plantaginaceae
- Тема 34. Magnoliophyta, Magnoliopsida, asteridae:
- Тема 35. Magnoliophyta, lilioPsida, liliidae: Convallariaceae, Liliaceae, Orchidaceae, Poaceae
- Тема 36. Уирс: Морфологическое исследование избранных растений из магнолиофит и определение видовой принадлежности предложенных образцов растений
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Ботаника Практический курс