Тема 11. Анатомическое строение стебля древесных растений
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить анатомическое строение стебля древесных растений.
Освоить: ОК-1, ОК-6, ПК-1, ПК-6, ПК-38, ПК-49.
Знать:
-Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений.
-Основные положения учения о клетке и растительных тканях, диагностические признаки растений, используемые при определении сырья.
-Основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме.
-Анатомо-топографический и гистологический состав стебля липы.
-Анатомо-топографический и гистологический состав стебля сосны.
Уметь:
-Самостоятельно работать с ботанической литературой.
-Пользоваться биологическими и поляризационными микроскопами.
-Работать с микроскопом.
-Готовить временные микропрепараты.
-Зарисовать анатомо- тографическую схему строения стебля сосны.
-Зарисовать анатомо- тографическую схему строения стебля липы.
-Зарисовать схематично часть среза стебля сосны, сделать обозначения.
-Зарисовать схематично часть среза стебля липы, сделать обозначения.
-Назвать блоки тканей древесного стебля.
-Указать тип покровной ткани стебля липы, сосны..
-Перечислить гистологический состав коры стебля липы
-Перечислить гистологический состав коры стебля сосны
-Перечислить гистологический сотав центрального цилиндра стебля липы
-Перечислить гистологический сотав центрального цилиндра стебля сосны
-Назвать тип проводящей системы стебля кирказона и кукурузы (указать вид проводящего пучка).
-Назвать тип проводящей системы древесного стебля
-Указать отличительные особенности анатомической структуры стебля сосны
Владеть:
-Ботаническим понятийным аппаратом.
-Техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов растительных объектов.
-Навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами.
-Методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.
Литература
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C.135, 143-146.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника.С.-Пб.,2008.-С. 153,161-165.
Галкин М.А., Балабан Л.В. Ботаника. Лекционный курс. - Пятигорск,2001.-С. 80-83.
Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь.- Пятигорск, 2013.- С. 14.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В рабочей тетради выполнить задания: 37-42
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оборудование:микроскопы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, лезвия, предметные и покровные стекла; учебно-методические пособия, учебники, лекции, таблицы, схемы, фотографии.
Реактивы:растворI2 вKI, хлор-цинк-йод, раствор флороглюцина, серной кислоты раствор 50%.
Объекты:постоянные микропрепараты стебля липы и сосны.
Работа 1. Анатомическое строение стебля сосны (Pinus sp.)
Задание 1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат поперечного среза стебля сосны. Зарисовать схему анатомо-топографического строения стебля. Обозначить: I – покровную ткань, II – кору, III - центральный цилиндр.
Задание 2. Рассмотреть препарат при большом увеличении микроскопа. Зарисовать анатомо-гистологическое строение стебля. Обозначить перидерму, паренхиму коры, схизогенные вместилища, флоэму, камбий, годичные кольца вторичной ксилемы, первичную ксилему, паренхиму сердцевинных лучей, паренхиму сердцевины. Указать тип проводящей системы.
Задание 3.Выполнить анатомо-гистологическое описание стебля.
Работа 2. Анатомическое строение стебля липы (Tilia sp.)
Задание 1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат поперечного среза стебля липы. Зарисовать схему анатомо-топографического строения стебля. Обозначить: I – покровную ткань, II – кору, III - центральный цилиндр.
Задание 2. Рассмотреть препарат при большом увеличении микроскопа. Зарисовать анатомо-гистологическое строение стебля. Обозначить перидерму, колленхиму, паренхиму коры, эндодерму, перициклическую склеренхиму, флоэму, камбий, годичные кольца вторичной ксилемы, первичную ксилему, паренхиму сердцевинных лучей, паренхиму сердцевины. Указать тип проводящей системы стебля.
Задание 3.Выполнить анатомо-гистологическое описание стебля.
Контрольные вопросы
Особенности строения стебля пинопсид.
Особенности строения стебля древесных магнолиопсид.
Строение ксилемы и флоэмы стебля сосны.
Строение ксилемы и флоэмы стебля липы.
- Галкин м.А., Архипова м.Н.,
- Тема 1. Основы ботанической микротехники. Работа с микроскопом. Приготовление временных препаратов. Методы окрашивания препаратов. Основные реактивы и их действие.
- А) микроскоп биолам
- Правила работы с микроскопом биолам
- Необходимо запомнить! Микроскоп в течение всего занятия должен оставаться на одном месте б) микроскоп биомед-2
- Правила работы с микроскопом биомед-2
- Для изучения строения мелких объектов
- Для изучения строения эпидермиса
- Для изучения поперечного среза органа
- Для изучения продольного среза органа
- 1. Окрашивание временных препаратов
- Окрашивание препаратов с применением реактивов с концентрированной серной кислотой
- Тема 2. Строение клетки растений. Типы клеток. Включения.
- Тема 3. Клеточная стенка. Образовательные ткани: верхушечные меристемы, латеральные меристемы
- Тема 4. Покровные ткани
- Тема 5. Механические ткани. Проводящие ткани.
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 6. Типы строения проводящей системы в членах растения
- В рабочей тетради выполнить задания: 21.
- Тема 7. Основные ткани. Выделительные ткани.
- Тема 8. Контрольная работа по темам: «Клетка», «Ткани растений»
- Тема 9. Анатомическое строение корня травянистых растений
- Тема 10. Анатомическое строение корней древесных растений и корнеплодов
- Тема 11. Анатомическое строение стебля древесных растений
- Тема 12. Анатомическое строение стебля травянистых растений
- В рабочей тетради выполнить задания: 43-46.
- Тема 13. Анатомическое строение листа пинофит и листа злаков
- Тема 14. Анатомическое строение изолатерального
- Тема 15. Уирс: Клетка. Типы клеток. Ткани растений.
- Тема 16. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из магнолиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 17. Уирс: Анатомическое исследование вегетативных органов избранных растений из лилиопсид
- План анатомо-топографического описания членов высших растений
- Тема 18. Зачетное занятие. Анатомическое исследование избранных растений магнолиофит.
- Тема 19. Предмет и методы морфологии растений. Понятие о жизненной форме у высших растений. Жизненные формы растений. Классификация членов и органов сосудистых растений
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 20. Основные понятия морфологии растений: ветвление, явление симметрии, метаморфоз, гомологии, аналогии, редукции, атавизм
- Тема 21. Морфология осевых членов высших растений
- Тема 22. Морфология листа
- Аудиторная самостоятельная работа
- I. Простые листья с цельной листовой пластинкой
- II. Простые листья с расчленённой листовой пластинкой
- III. Сложные листья
- Тема 23. Морфология цветка
- Тема 24. Морфология и классификация соцветий
- Тема 25. Морфология и классификация плодов
- I. Плод простой
- II. Плод сборный
- Тема 26. Контрольная работа по теме: «Морфология членов и органов растений»
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Тема 27. Высшие споровые растения
- Тема 28. Семенные растения. Отдел Pinophyta
- Тема 29. Magnoliophyta, Magnoliopsida, Ranunculidae: Ranunculaceae, Papaveraceae
- Тема 30. Magnoliophyta, Magnoliopsida, cARyOphyllidae: Caryophyllaceae, Polygonaceae, Chenopodiaceae;
- Аудиторная самостоятельная работа
- Тема 31. Magnoliophyta, Magnoliopsida, dilleniidae: Malvaceae, Brassicaceae (Cruciferae), Euphorbiaceae, Hypericaceae, Urticaceae
- В рабочей тетради выполнить задания: 121-125.
- Тема 32. Magnoliophyta, Magnoliopsida, rOsidae:
- Valerianaceae, Apiaceae, Rhamnaceae, Rosaceae, Fabaceae
- Тема 33. Magnoliophyta, Magnoliopsida, lamiidae: Solanaceae, Lamiaceae, Scrophulariaceae, Boraginaceae, Plantaginaceae
- Тема 34. Magnoliophyta, Magnoliopsida, asteridae:
- Тема 35. Magnoliophyta, lilioPsida, liliidae: Convallariaceae, Liliaceae, Orchidaceae, Poaceae
- Тема 36. Уирс: Морфологическое исследование избранных растений из магнолиофит и определение видовой принадлежности предложенных образцов растений
- План морфологического описания растения
- Цветок с простым околоцветником
- Ботаника Практический курс