Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
Как биологический вид Homo sapiens чрезвычайно пластичен. Всякий другой вид способен выжить лишь в пределах достаточно узкой «экологической ниши». Биологическая организация человека позволяет адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако и его возможности далеко не безграничны — существуют такие пороговые значения внешних условий, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения. Следует также учитывать, что во взаимодействии биологического и социального факторов биологическое (продукт длительной эволюции) является началом консервативным. В условиях современной высокоразвитой технической цивилизации по целому ряду параметров возможности адаптации человеческого организма близки к исчерпанию. При этом имеются в виду не только физические, но и психологические факторы, связанные с загрязнением среды обитания человека, увеличением нервно-психических нагрузок в процессе труда и общения между людьми, что приводит к стрессовым состояниям и порождает так называемые «болезни цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства, нарушения в иммунной системе и т.д.).
Никогда ранее среда обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека. Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие многих негативных факторов непосредственно не ощущается людьми и вызывает последствия, которые будут сказываться лишь в долее или менее отдаленном будущем. Это затрудняет мобилизацию сил и ресурсов человечества для борьбы с подобного рода последствиями. И тем не менее такая мобилизация становится все более состоятельной и неотложной потребностью. Пренебрежительное отношение к биологии (здоровью) человека далее недопустимо. Тем более, что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать насилия над ней и проектов ее переделки.
В современных же условиях фактом стал переход планеты к перманентному состоянию катастрофы, к которому неприменима привычная методология «устойчивого развития». Человек, будучи погружен в природно-экологическую, производственно-трудовую, социальную среду, уже не может рассчитывать на помощь медицины — она оказалась не в состоянии гарантировать здоровье и благополучие при всем ее мощном техническом арсенале. Репродуктивное здоровье популяции человека оказалось своего рода исполнительным механизмом экологической диктатуры. Резерв репродуктивной прочности популяции сократился на 25%, тогда как 30% потери гарантируют необратимое разрушение базовых механизмов существования человека.
Как одно из следствий в 80-е гг. ХХ столетия сформировалась новая дисциплина — валеология (от лат. – «быть здоровым», термин ввел в научный оборот И. И. Брехман), превратившаяся в особую область знания. Валеология — наука о законах формирования, сохранения и расширения жизненного потенциала каждого человека. Это система знаний, формирующая целостное, системное представление о человеке и его здоровье как органичной частицы Мироздания, и направленная на на формирование всесторонне развитой, активной, творческой личности. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний (этиопатогенез), об их профилактике и лечении и направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомогания, то валеология ставит задачу изучения природы здоровья (валеогенез), его причин, факторов и механизмов. Если медицина в своем логическом познании ищет причины сегодняшних проблем в прошлом, то валеология проектирует настоящее в будущее. Эти два вектора пересекаются в человеке. Валеология пытается создать новую практику здоровья, не сводимую лечебным и диагностическим процедурам. Суть ее не в лечении как таковом, а в обучении человека быть здоровым, что включает повышение уровня грамотности в вопросах биологии, физиологии, медицины; формирование мировоззренческих принципов здорового образа жизни; развитие новых возможностей человека.
Больше всего на свете люди хотят иметь хорошее здоровье. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благосостояния.
Владимир Даль: «Здоровье…состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни…».
Полной противоположностью здоровья является болезнь. Здоровье и болезнь суть разные качества жизни. Болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано (как правило) с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т.д. Отечественный патолог Ипполит Васильевич Давыдовский (1887 – 1968), считал, что здоровье и болезнь — это два качественно различных феномена, которые могут сосуществовать в индивидууме. По его мнению сам организм (его центральная нервная система) может быть организатором патологических процессов. Французский биолог и медик Клод Бернар (1813 –1878) еще в XIX в. выдвинул идею единства здоровья и болезни.
Клод Бернар: «Физиология болезней, конечно, заключает в себе процессы, которые могут быть присущи им специально, но их законы абсолютно тождественны с законами, управляющими функциями жизни в здоровом состоянии».
Основное противоречие и единство феноменов здоровья и болезни заключается в сочетании, по крайней мере, двух моментов: во-первых, каждый индивид целенаправлен (теленомичен) по двум программам бессмертия: в продолжении рода и в социально-культурной активности. В обычной жизни в экстремальных условиях возможны «отказы», минимизация психофизиологических функций, что будет субъективно и объективно проявляться в дискомфорте, в таких состояниях, которые сам индивид может причислить к категории патологии и болезни. Во-вторых, если индивид имеет внутреннюю психоэмоциональную установку на здоровье как высшую ценность и цель жизни, то, как правило, этот индивид избегает трудностей, риска, борьбы и т.п. Восприятие состояний здоровья и болезни у таких людей будет иным, нежели у тех, кто расценивает свою жизнь как путь достижения высших социальных целей, а само здоровье в таком движении жизни — как средство. Таким людям свойственны подвижничество, творческий порыв, стремление к достижению высших целей («реакция Прометея»).
Человек, его жизнь, причем не всякая, а жизнь, наполненная счастьем, радостью и благополучием является главной ценностью культуры. Это всегда было, есть и будет внутренним императивом всей человеческой деятельности, включая научно-техническую, производственно-хозяйственную и др., которые при поверхностном рассмотрении, казалось бы, не связаны со здоровьем, счастьем и долголетием, но в конечном счете, по внутренним убеждениям людей, направлены на решение именно этих проблем. Здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья — кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности.
Здоровье — это социальная категория, характеризующая условия формирования нации, группы, семьи, индивидуума, становления и развития психических и духовных качеств, репродуктивного поведения, жизненной целевой установки, выбора профессии, максимальной продолжительности жизни. Стало очевидным, что здоровье личности, нации, государства, планеты неразделимы. Мир взаимосвязан и взаимозависим. Малейшее изменение в одной его части ведет к определенным изменениям в другой.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Лекция 1 Тема: наука в современном мире
- Вопрос 1. Предмет курса ксе.
- Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
- Вопрос 3. Отличие науки от других отраслей культуры.
- Вопрос 4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- Лекция 2 Тема: наука и общество
- Вопрос 1. Социальные функции науки.
- Функции культурно-мировоззренчческие;
- Функции непосредственной производительной силы;
- Функции социальной силы.
- Вопрос 2. Социокультурная обусловленность научного познания.
- Вопрос 3. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос 4. Проблемы этики науки.
- Вопрос 1. Предмет философии науки.
- Вопрос 2. Логический позитивизм.
- Вопрос 3. Фальсификационизм (к. Поппер).
- Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
- Вопрос 5. Методология научно-исследовательских программ (и. Лакатос)
- Вопрос 6. Эпистемологический анархизм (п. Фейерабенд)
- Лекция 4 Тема: структура науки
- Структура науки.
- Методы естественнонаучного познания.
- Особенности современного естествознания.
- Вопрос 1. Структура науки.
- Вопрос 2. Методы естественнонаучного познания.
- Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
- Лекция 5
- Мировоззренческая значимость исследований Вселенной.
- История исследований и новейшие открытия в космологии.
- Мегамир, его состав и строение.
- Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
- Вопрос 2. История исследований и новейшие открытия в космологии
- Вопрос 3. Мегамир, его состав и строение.
- Лекция 7 Тема: концепции физики: история и современность
- 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- 2. Классическая физика.
- 3. Физика XX века.
- Вопрос 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Вопрос 2. Классическая физика.
- Вопрос 3. Физика XX века.
- Лекция 9 Тема: живые системы.
- Вопрос 1. Концепции возникновения жизни.
- Вопрос 2. Особенности биологической формы организации материи
- Вопрос 3. Теория эволюции.
- Вопрос 4. Эволюция и генетика.
- Вопрос 5. Единство и многообразие органического мира.
- Вопрос 1. Проблема антропогенеза.
- Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке.
- Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
- Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.
- Лекция 11
- 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- 2. Сознание и бессознательное Необычайные проявления психики и сознания.
- 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Вопрос 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
- Вопрос 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Лекция 12 Тема: земля–биосфера–цивилизация.
- 1. Планета Земля.
- 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества. Русский космизм.
- 3. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Вопрос 1. Планета Земля.
- Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.
- Вопрос 2. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Лекция 14 Тема: синергетика
- 1. Синергетика как новое научное направление.
- 2. Основные понятия синергетики.
- 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.
- Вопрос 1. Синергетика как новое научное направление.
- Вопрос 2.Основные понятия синергетики.
- Вопрос 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.