Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
В ХХ веке естествознание развивалось невероятно быстрыми темпами. Его развитие стимулировалось потребностями практики, а также тем, что с конца XIX века наука начинает себя окупать и приносить прибыль. Наука изменила сферу производства и быт людей. Наука стала профессией огромного числа людей (нашими современниками являются более 90% ученых от их общего числа за всю историю науки). Объем научной деятельности удваивается каждые 10 – 15 лет. Это проявляется в ускорении роста количества научных открытий и научной информации.
Радикальные изменения произошли, прежде всего, в самой науке. Квантовая механика, теории относительности, принцип неопределенности и принцип дополнительности приобрели глубочайшее методологическое и мировоззренческое значение в науке ХХ века. Выяснилась принципиальная невозможность элиминировать (устранить) субъекта из объекта и результата познания (взаимодействие приборов и частиц), т.к. субъект познания в процессе познания сам «конструирует» объект. Понятие вероятности стало играть главную роль не только в описании квантово-механических явлений. Окончательный крах потерпел идеал абсолютного, окончательного, достоверного знания («истина на все времена»). Шаг за шагом становилось ясно, что естествознание должно описывать не законченную систему, а мировой процесс — сочетание различных возможностей эволюции, различных форм взаимосвязи структурных уровней, изменений этих взаимосвязей.
Норберт Винер: «Мир представляет собой некий организм, закрепленный не настолько жестко, чтобы незначительное изменение в какой-либо его части сразу лишало его присущих ему особенностей, и не настолько свободно, чтобы всякое событие могло произойти столь же легко и просто, как любое другое. … Это мир Процесса, а не окончательного мертвого равновесия, к которому ведет Процесс, и это вовсе не такой мир, в котором все события предопределены вперед установленной гармонией».
Естествознание на современном этапе развития науки имеет дело — как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне с объектами исключительно сложными, почти недоступными исследованию. Так, к числу наиболее экзотических и загадочных объектов современной науки относятся «черные дыры» — космические тела столь высокой массы, что их поле тяготения не испускает ни светового, ни радиоизлучения, вообще никакого излучения, а ведь только оно может доставлять информацию. Исключительный интерес представляют сверхплотные состояния, предшествующие «Большому взрыву» расширяющейся вселенной, однако о них мы можем судить только по теоретическим экстраполяциям (перенесению теоретических выводов на прошлое), обнаруживающим свои пределы применимости задолго до приближения к «нуль-точке» или по косвенным наблюдательным свидетельствам — реликтовому излучению, доходящему от источников, давно уже прекративших свое существование, как вестник из далекого прошлого.
Современное естествознание имеет дело с ветвящимися мирами, гиперскоростями, исчезающе малыми величинами, виртуальными частицами. Хотя наука ориентирована на предметное и объективное исследование реальности (включая в это исследование объекты, которые могут стать предметом практического освоения только в будущем), в ней приходится иметь дело с объектами, не сводимыми к наглядным предметам обыденного опыта. Целый ряд объектов исследования естественных наук представляет собой теоретические конструкты, не имеющие реальных прототипов и даже аналогов. Такая ситуация давно известна в естествознании, однако при введении, скажем, понятий идеального газа, абсолютно упругого удара или абсолютно черного тела предполагалось, что, хотя таковых не существует в природе, тем не менее, идеализации отталкиваются от реальных аналогов, идеализируя, выделяя те или иные их особенности для разностороннего исследования.
Специфика современного наблюдательного и экспериментального естествознания связана прежде всего с быстрыми изменениями исследуемых состояний, недоступностью объектов, неоднозначностью в интерпретации опытных результатов, их теоретической нагруженностью (то есть зависимостью от теории, на основе которой ставится опыт).
Широко используется в естественнонаучных исследованиях мысленный эксперимент, моделирующий ситуацию, невоспроизводимую в реальном эксперименте («демон» Максвелла, мысленные эксперименты А. Эйнштейна и Н. Бора). В последние годы в исследованиях сверхплотных объектов, сверхнизких и сверхвысоких температур, в космологических теориях все более используются косвенные аспекты критерия практики, связанные с внутритеоретическими достоинствами конкурирующих теорий, с сохранением результатов теории при переходе к новой, более объемлющей теории, и так далее. Системный характер знания обеспечивает перенос истинности знания с одних фрагментов природы на другие, объединение уже «обкатанных» идеальных конструктов без непосредственного обращения к практической проверке.
Современная наука — это игра с реальностью (или в реальность), как и искусство. Но в ней правила игры подсказывает изменчивая реальность. В игре ученого с природой обе стороны соревнуются в изобретательности, но дирижирует игрой природа. Именно она вносит коррективы в игру ученого, позволяя ему при этом выбирать инструменты для игры.
Отметим некоторые моменты образа науки наших дней:
наука — это не просто система абстрактных знаний о мире, но и одно из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института;
в современную науку проникают методы, основанные на новых технологиях, и новые математические методы, которые серьезно меняют прежнюю методологию научного познания;
сфера научного познания расширяется, включая прежде недоступные объекты в микромире, макромире и мегамире;
современная наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа — сверхсложных, самоорганизующихся систем;
наука перешла к комплексному исследованию человека методами разных дисциплин;
изменения происходят в системе научного знания; оно все более усложняется, знания разных наук перекрещиваются и взаимодополняются в решении ключевых проблем современной науки, т.е. познание все больше ориентируется на проблемы, а не на дисциплины.
- Лекция 1 Тема: наука в современном мире
- Вопрос 1. Предмет курса ксе.
- Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
- Вопрос 3. Отличие науки от других отраслей культуры.
- Вопрос 4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- Лекция 2 Тема: наука и общество
- Вопрос 1. Социальные функции науки.
- Функции культурно-мировоззренчческие;
- Функции непосредственной производительной силы;
- Функции социальной силы.
- Вопрос 2. Социокультурная обусловленность научного познания.
- Вопрос 3. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос 4. Проблемы этики науки.
- Вопрос 1. Предмет философии науки.
- Вопрос 2. Логический позитивизм.
- Вопрос 3. Фальсификационизм (к. Поппер).
- Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
- Вопрос 5. Методология научно-исследовательских программ (и. Лакатос)
- Вопрос 6. Эпистемологический анархизм (п. Фейерабенд)
- Лекция 4 Тема: структура науки
- Структура науки.
- Методы естественнонаучного познания.
- Особенности современного естествознания.
- Вопрос 1. Структура науки.
- Вопрос 2. Методы естественнонаучного познания.
- Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
- Лекция 5
- Мировоззренческая значимость исследований Вселенной.
- История исследований и новейшие открытия в космологии.
- Мегамир, его состав и строение.
- Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
- Вопрос 2. История исследований и новейшие открытия в космологии
- Вопрос 3. Мегамир, его состав и строение.
- Лекция 7 Тема: концепции физики: история и современность
- 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- 2. Классическая физика.
- 3. Физика XX века.
- Вопрос 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Вопрос 2. Классическая физика.
- Вопрос 3. Физика XX века.
- Лекция 9 Тема: живые системы.
- Вопрос 1. Концепции возникновения жизни.
- Вопрос 2. Особенности биологической формы организации материи
- Вопрос 3. Теория эволюции.
- Вопрос 4. Эволюция и генетика.
- Вопрос 5. Единство и многообразие органического мира.
- Вопрос 1. Проблема антропогенеза.
- Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке.
- Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
- Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.
- Лекция 11
- 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- 2. Сознание и бессознательное Необычайные проявления психики и сознания.
- 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Вопрос 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
- Вопрос 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Лекция 12 Тема: земля–биосфера–цивилизация.
- 1. Планета Земля.
- 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества. Русский космизм.
- 3. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Вопрос 1. Планета Земля.
- Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.
- Вопрос 2. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Лекция 14 Тема: синергетика
- 1. Синергетика как новое научное направление.
- 2. Основные понятия синергетики.
- 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.
- Вопрос 1. Синергетика как новое научное направление.
- Вопрос 2.Основные понятия синергетики.
- Вопрос 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.