Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
Первой методологической концепцией, получившей широкую известность и опиравшейся на изучение истории пауки, была концепция американского историка и философа науки Томаса Куна (1922 — 1996). Он готовил себя для работы в области теоретической физики, однако еще в аспирантуре с удивлением обнаружил, что те представления о науке и ее развитии, которые господствовали в конце 40-х годов в Западной Европе и США, очень сильно расходятся с реальным историческим материалом. Это открытие подстегнуло его к более глубокому изучению истории науки. Рассматривая, как фактически происходило установление новых фактов, выдвижение и признание новых научных теорий. Кун постепенно пришел к собственному оригинальному представлению о науке. Это представление он выразил в принесшей ему большую известность книге «Структура научных революций» (1962).
Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Парадигма есть совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом. Парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение некоторого времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий являются физика Аристотеля, геоцентрическая система мира Клавдия Птолемея, механика и оптика И. Ньютона, кислородная теория А. Лавуазье, электродинамика Дж. Максвелла, теория относительности А. Эйнштейна, теория строения атома Н. Бора и т. д. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепризнанное на данный момент времени научное знание об исследуемой области явлений природы.
Итак, парадигма (по-гречески paradeigma — образец, пример для подражания) предлагает для научного исследования набор образцов решения проблем, в чем и заключается ее важнейшая функция. Наконец, задавая определенное видение мира, парадигма очерчивает круг имеющих смысл и подлежащих решению проблем, и все, что не попадает в данный круг, с точки зрения сторонников парадигмы, рассмотрения не заслуживает. Поэтому она определяет, какие в принципе факты могут быть получены в результате эмпирического исследования — не конкретные результаты, но тип фактов.
С понятием парадигмы очень тесно связано понятие научного сообщества. Более того, в некотором смысле эти понятия синонимичны. В самом деле, что такое парадигма? Она представляет собой некоторый взгляд на мир, принимаемый научным сообществом. А что такое научное сообщество? Оно представляет собой группу людей, объединенных верой в одну парадигму.
Науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы, Кун называет нормальной, полагая, что именно такое состояние является для нее обычным и наиболее характерным.
Томас Кун: «Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает».
Чтобы подчеркнуть особый характер проблем, разрабатываемых учеными в нормальный период развития науки, Кун называет их «головоломками», сравнивая процесс их решения с разгадыванием кроссвордов или с cocтавлением картинок из раскрашенных кубиков. Кроссворд или головоломка характеризуются тем, что для них существует гарантированное решение, которое может быть получено некоторым предписанным путем. Парадигма гарантирует, что решение головоломок существует, и она же задает допустимые методы и средства отыскания этих решений.
Однако, возникают проблемы неразрешимые средствами существующей парадигмы, и дело здесь не в каких-то индивидуальных способностях того или иного ученого, не в повышении точности приборов, а в принципиальной неспособности самой парадигмы ее решить. Такую проблему Кун называет аномалией. Попытки справиться с увеличением числа аномалий за счет введения в парадигму новых теоретических предположений нарушают ее стройность и связность, делают ее расплывчатой и рыхлой. Доверие к парадигме падает. Ее неспособность справиться с возникающими проблемами свидетельствует о том, что она уже не может служить инструментом успешного решения головоломок.
Наступает состояние, которое Кун именует кризисом. Ученые оказываются перед лицом множества нерешенных проблем, необъясненных фактов и экспериментальных данных. У многих из них господствовавшая недавно парадигма уже не вызывает доверия, и они начинают искать новые теоретические средства, которые, возможно, окажутся более успешными. Уходит то, что ранее объединяло ученых, — парадигма. Научное сообщество распадается на несколько групп, одни из которых продолжают верить в парадигму, другие — выдвигают гипотезы, претендующие на роль новой парадигмы. Нормальное исследование замирает. Наука, по сути дела, перестает функционировать.
Период кризиса заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых. Она приобретает статус новой парадигмы. Научное сообщество восстанавливает свое единство. Такую смену парадигм Кун называет научной революцией.
Итак, модель развития науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; научная революция, означающая смену парадигмы.
Накопление знаний, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений, то есть все то, что можно назвать прогрессом, совершается только в период нормальной науки. Научная революция приводит к отбрасыванию того, что было получено на предыдущем этапе, и работа науки начинается как бы заново, на пустом месте. Таким образом, в целом развитие науки носит прерывистый характер: периоды прогресса и накопления знания разделены революционными провалами, разрывами ткани науки.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 1 Тема: наука в современном мире
- Вопрос 1. Предмет курса ксе.
- Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
- Вопрос 3. Отличие науки от других отраслей культуры.
- Вопрос 4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- Лекция 2 Тема: наука и общество
- Вопрос 1. Социальные функции науки.
- Функции культурно-мировоззренчческие;
- Функции непосредственной производительной силы;
- Функции социальной силы.
- Вопрос 2. Социокультурная обусловленность научного познания.
- Вопрос 3. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос 4. Проблемы этики науки.
- Вопрос 1. Предмет философии науки.
- Вопрос 2. Логический позитивизм.
- Вопрос 3. Фальсификационизм (к. Поппер).
- Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
- Вопрос 5. Методология научно-исследовательских программ (и. Лакатос)
- Вопрос 6. Эпистемологический анархизм (п. Фейерабенд)
- Лекция 4 Тема: структура науки
- Структура науки.
- Методы естественнонаучного познания.
- Особенности современного естествознания.
- Вопрос 1. Структура науки.
- Вопрос 2. Методы естественнонаучного познания.
- Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
- Лекция 5
- Мировоззренческая значимость исследований Вселенной.
- История исследований и новейшие открытия в космологии.
- Мегамир, его состав и строение.
- Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
- Вопрос 2. История исследований и новейшие открытия в космологии
- Вопрос 3. Мегамир, его состав и строение.
- Лекция 7 Тема: концепции физики: история и современность
- 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- 2. Классическая физика.
- 3. Физика XX века.
- Вопрос 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Вопрос 2. Классическая физика.
- Вопрос 3. Физика XX века.
- Лекция 9 Тема: живые системы.
- Вопрос 1. Концепции возникновения жизни.
- Вопрос 2. Особенности биологической формы организации материи
- Вопрос 3. Теория эволюции.
- Вопрос 4. Эволюция и генетика.
- Вопрос 5. Единство и многообразие органического мира.
- Вопрос 1. Проблема антропогенеза.
- Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке.
- Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
- Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.
- Лекция 11
- 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- 2. Сознание и бессознательное Необычайные проявления психики и сознания.
- 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Вопрос 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
- Вопрос 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Лекция 12 Тема: земля–биосфера–цивилизация.
- 1. Планета Земля.
- 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества. Русский космизм.
- 3. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Вопрос 1. Планета Земля.
- Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.
- Вопрос 2. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Лекция 14 Тема: синергетика
- 1. Синергетика как новое научное направление.
- 2. Основные понятия синергетики.
- 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.
- Вопрос 1. Синергетика как новое научное направление.
- Вопрос 2.Основные понятия синергетики.
- Вопрос 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.