logo
КСЕ Кузнецов

Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.

Русский космизм.

В истории человечества длительное время считалось, что космическое влияние на Землю ограничивается солнечным излучением да падением метеоритов (здесь нельзя забывать того факта, что многие космические явления были причиной мистических страхов и ужаса). По мере развития научных знаний представления о влиянии космоса расширялись. Наука ХХ века доказала, что космос оказывает огромное влияние на процессы, происходящие на Земле, в том числе и на биологические и социальные процессы. Значительная роль в изучении этого влияния принадлежит отечественным мыслителям и ученым.

Русский космизм — философское явление, зародившееся в XIX веке, все значение которого стало ясно только в XX веке. Он возник под влиянием естествознания, но выражал стремление к построению широкого гуманистического взгляда на универсум. Русская философия стремилась представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Русский космизм представляют такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения — В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского — также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. В трудах всех этих философов и ученых-мыслителей во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Направление русского космизма привлекательно не только верой в безграничные возможности человеческого прогресса. Весьма существенно, что этот прогресс, как правило, не мыслился вне единства всего человечества и его неуклонного нравственного совершествования.

Родоначальником всей активно-эволюционной, космической мысли в России был «искатель истины» Николай Федорович Федоров (1829 – 1903) с его учением «общего дела». Признав внутреннюю направленность природной эволюции к все большему усложнению и к появлению сознания, Федоров приходит к следующей мысли: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений. Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция «метеорических», космических явлений; превращение стихийно-разрушительного хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества — «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывает к всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей при уверенной предпосылке, что эти пределы будут постепенно расширяться, доходя до того, что пока кажется еще нереальным и чудесным.

Новый грандиозный синтез наук, к которому призывал Федоров, должен быть осуществлен в космическом масштабе и быть, прежде всего, преобразовательно-деятельным: в нем практика, т.е. знание, доказанное «опытами в естественном размере», всеобщей регуляцией, сам достигнутый несомненный результат труда становятся высшими критериями истины. Лаборатории ученых распахиваются на всю природу, весь мир, углубляются в самого человека, его «физику» и психику, в тайны смерти и зла. Во всеобщую космическую науку о жизни, науку о человеке в том числе, входят все науки, ибо жизнь – единая целостность, в которой все взаимосвязано. Жизнь человека затухает, по меньшей мере, по двум рядам причин: внешним (стихийность среды, ее разрушительных характер, чему не может противостоять недостаточная емкость человеческого организма, т.е. недостаток знания и умения, который, по мысли Федорова, может быть преодолен всеобщим познанием, трудом, регуляцией природы) и внутренним (сама материальная организация человека оказывается неспособной к бесконечному самообновлению, она не есть совершенно открытая система, тут необходима всеобъемлющая психофизиологическая регуляция).

Первый русский физик-теоретик Николай Алексеевич Умов (1846 – 1915) выдвигает идеи о «силе развития», направляющей живое к все большему совершенствованию сознания, об антиэнтропийной сущности жизни, о творческой природе человека. Предложенное им объяснение роста творческого потенциала эволюции просто и остроумно. Чем создание элементарнее, тем оно комфортабельнее, «блаженнее» слито со средой. По мере развития для него во внешней природе обнаруживается все более «препятствий и недочетов», она все менее удовлетворяет нуждам усложнившихся в своих функциях и строении организма, и он вынужден все усиленнее приспосабливать среду к себе, начинать «работать» с веществом мира, формировать, строить его. В недрах человечества, считает Умов, вызревает новый эволюционный тип – homo sapiens explorans (человек разумный исследующий), стоящий на гребне эволюции, девиз которого – «Твори и созидай!».

Ссылаясь на ничтожнейший, почти нулевой процент живой материи во Вселенной, Умов считал возникновение жизни совершенно маловероятным событием. Тем не менее, она смогла осуществиться на нашей планете только потому, что это произошло не в «ограниченной материальной системе», а «в системе беспредельной», каковой является весь космос. Тем самым ученый подразумевает: вся Вселенная каким-то образом «работала» на это великое рождение, создав невероятно сложное, уникальное сочетание факторов в одном месте.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935) разрабатывал научно-технические проекты космонавтики. Они были техническим приложением к его «космической философии», рисующей космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных, бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

Русский космизм с самого начала подчеркнул неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с целым Вселенной. В XX в. исследование взаимосвязей Земли и космоса стало уже целым направлением в научном творчестве. Обработка огромного статистического материала показала, что периоды стихийных бедствий, эпидемических и инфекционных заболеваний совпадают с циклами солнечной активности. В ходе же дальнейший исследований было обнаружено: биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: подобно чуткому нервному узлу, каждая живая клетка реагирует на ту «космическую информацию» (термин, введенный В.И. Вернадским), которой пронизывает ее «большой космос». Само явление жизни на Земле – продукт деятельности всего космоса, здесь, как в фокусе, сосредоточились и преломились его творящие лучи.

Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса и прежде всего Солнца на земную жизнь и ее проявления во многом удалось А.Л. Чижевскому. Ученые давно обратили внимание на проявления активности Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередь оказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями мирового пространства. Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964), проведя многочисленные научные исследования по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу о значительном влиянии Солнца и его активности на биологические (динамику эпидемий, урожаев и т.д.) и социальные процессы на Земле («Физические факторы исторического процесса»). Периодичность мощного воздействия Солнца на человечество в среднем составляет 11 – 12 лет.

Константин Эдуардович Циолковский: «Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца и путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая, таким образом, новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и мысли высказываются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа».

Лишь через много лет высказанные А.Л. Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены на практике. Многочисленные наблюдения показали неоспоримую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей при периодических циклах активности Солнца. Прогнозы «магнитных бурь», так называемых «неблагоприятных дней» для здоровья — обычное дело в наши дни.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на биологические, но и социальные процессы на Земле. Социальные конфликты (войны, бунты, революции), по убеждению А.Л. Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего светила. Он проанализировал историю 80 стран за 2500 лет. По его подсчётам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социальных проявлений в обществе (примерно 5%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%.

Александр Леонидович Чижевский: «В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной».

Значение исследований космистов в том, что они обосновали и нравственную, и объективную необходимость активной эволюции. Научными фактами, эмпирическими обобщениями они доказывают: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4