Вопрос 4. Проблемы этики науки.
Мишель Монтень: «Не постигшему науки добра любая иная наука принесет только вред».
В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории. Прежде всего, необходимо отметить, что научные истины (законы) нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки. Предметом этики науки является выявление и обоснование таких ценностей, норм и правил, которые способствовали бы большей эффективности научного труда и его безупречности с позиций общественного блага. Система подобных ценностей, норм и принципов называется этосом науки. Он охватывает два круга научно-этических проблем: «внутренний» этос и «внешний» этос.
«Внутренний» этос науки условно можно разделить на две части:
1) В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не лги», «не укради», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Например, плагиат подобен краже, а преднамеренное искажение данных эксперимента (фальсификация) оценивается как ложь.
2) Этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей:
бескорыстный поиск и отстаивание истины. Истина в науке является высшей ценностью. Перед «лицом истины» все равны невзирая на титулы и авторитеты. Научные истины являются всеобщим достоянием — тот, кто получает выдающийся научный результат, не вправе монопольно им распоряжаться, в противном случае будут разрушены единство научного знания, а также его общедоступность и воспроизводимость
Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже».
Николай Иванович Вавилов: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».
Новизна научного знания как цель и решающее условие успеха ученого. Полученное знание непросто сразу оценить как истину или как заблуждение, поэтому результат исследования должен быть новым знанием и обоснованным (логически, экспериментально). Наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания, причем не составляют исключения и фундаментальные, универсальные научные теории и принципы.
свобода научного творчества; действия не «по нужде», а на основе свободного выбора всегда бывают много успешнее.
критицизм; благодаря ему наука не позволяет себе «почивать на лаврах», а также тщательно фильтрует предлагаемые ей во множестве гипотезы, отбирая только подлинные новации
Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов — как правило, они передаются молодым ученым от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки. По мнению американского социолога Р. К. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.
1. Универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.
2. Общность — научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.
3. Бескорыстность — первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. Признание, обретение славы, вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не цель.
4. Организованный скептицизм — каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, что сама оценка стала достоянием гласности. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники (И. Ньютон говорил, что достигнутое им стало возможно лишь постольку, поскольку он стоял «на плечах гигантов»), так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные средства аргументации, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.
Предпринятый Р. К. Мертоном анализ ценностей и норм науки подвергался то уточнениям, то критике. При этом выяснилось, что наличие такого рода норм очень важно для существования и развития науки, для самоорганизации научной деятельности. Безусловно, нередки случаи нарушения этих норм. Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать трудности в той или иной области знания, в общем все же чреваты неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако, когда такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой оказывается сама наука и ее прогресс.
«Внешний» этос науки. В связи с превращением науки в непосредственную производительную силу и обретением ею влияния планетарного масштаба возникает необходимость в этическом регулировании науки как социального института. Тому есть несколько оснований:
создание современной экспериментальной базы и информационного обеспечения науки требуют огромных материальных и людских ресурсов, следовательно, возникает проблема эффективного использования этих ресурсов;
в поле зрения сегодняшней науки попали природные объекты, в которые включен в качестве составного элемента сам человек: это экологические, биотехнологические, и прочие системы, предельным случаем которых является вся биосфера целиком. Экспериментирование и взаимодействие с такими объектами потенциально содержит в себе катастрофические для человека последствия; поэтому внутринаучные ценности обязательно должны быть скорректированы ценностями общегуманистическими, общечеловеческими;
даже если научные исследования не угрожают безопасности всего человечества, не менее важно исключить возможность нанесения ими ущерба правам и достоинству любого отдельного человека;
выбор конкретной стратегии научного поиска сегодня уже не может осуществляться на основе внутринаучных целей и мотивов, но требует учета четко просчитанных общесоциальных целей и ценностей, диктующих приоритетность решения множества проблем: экологических, медицинских, борьбы с бедностью, голодом и т.д.
В современной науке особую остроту обрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначается как проблема социальной ответственности ученого.
При современной актуальности проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. На протяжении веков, с момента зарождения научного знания, вера в силу разума сопровождалась сомнением: как будут использованы его плоды? Является ли знание силой, служащей человеку, и не обернется ли оно против него?
Екклезиаст (Библия): «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
Вопросом о соотношении истины и добра задавалась уже античная философия. Со времен Сократа познание оказывалось, с одной стороны, необходимым условием благой, доброй жизни, а с другой — одной из главных ее составных частей. Сколь бы ни были влиятельны в разные времена истории силы невежества и суеверия, восходящая к Сократу традиция, оставалась и остается в числе основоположений, на которые опирается европейская культура.
Сейчас остро встали проблемы неоднозначности, а порой и опасности социальных последствий научно-технического прогресса. Среди областей научного знания, в которых особенно остро обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете.
Кроме моральных ограничений самой науки общество вводит правовые ограничения на потенциально социально-опасные исследования и эксперименты. Так, принятая в 1997 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы «Конвенция по биомедицине и правам человека» однозначно запретила создание эмбрионов человека в исследовательских целях, вмешательство в геном человека с целью изменения генома его потомков. А после появившихся сенсационных сообщений о клонировании овец Советом Европы был принят специальный Дополнительный протокол к Конвенции, запрещающий «любые действия с целью создания человеческого существа, идентичного другому человеческому существу, живому или мертвому».
И хотя в декабре 2001 г. Европарламент отклонил закон, запрещающий клонирование человека, законы такого рода приняты в 9 странах ЕС. В России в мае 2002 г. был принят ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» (на 5 лет). При этом терапевтическое клонирование тканей закон не запрещает.
Эрвин Чаргафф (нобелевский лауреат, американский биолог): «Имеем ли мы право необратимо противодействовать эволюционной мудрости миллионов лет ради того, чтобы удовлетворить амбиции и любопытство нескольких ученых? Этот мир дан нам взаймы. Мы приходим и уходим; и с течением времени мы оставляем землю, воздух и воду тем, кто приходит после нас».
Сегодня развитие науки заставляет по-новому посмотреть на вопросы связи свободы и ответственности в деятельности ученых. Свобода научного творчества отстаивалась учеными порой весьма драматично. Ответственность ученого выступала в истории науки прежде всего как ответственность за получение и распространение проверенных, обоснованных и строгих знаний, позволяющих рассеивать мрак невежества. В нынешней ситуации принцип свободы научного поиска должен осмысливаться в контексте тех далеко не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям (ответственная свобода). Последствия научно технического прогресса бывают далеко не всегда благоприятными для людей и природы. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные, эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований. Благодаря своим профессиональным знаниям он подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой. Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать.
Роль науки и ученых в современном мире велика. Деятели науки обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы ныне не только для ускорения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот процесс на благо человека и общества.
ЛЕКЦИЯ 3
Тема: МОДЕЛИ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Предмет философии науки
Логический позитивизм
Фальсификационизм (К. Поппер)
Концепция научных революций (Т. Кун)
Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос)
Эпистемологический анархизм (П. Фейерабенд)
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 1 Тема: наука в современном мире
- Вопрос 1. Предмет курса ксе.
- Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
- Вопрос 3. Отличие науки от других отраслей культуры.
- Вопрос 4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- Лекция 2 Тема: наука и общество
- Вопрос 1. Социальные функции науки.
- Функции культурно-мировоззренчческие;
- Функции непосредственной производительной силы;
- Функции социальной силы.
- Вопрос 2. Социокультурная обусловленность научного познания.
- Вопрос 3. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос 4. Проблемы этики науки.
- Вопрос 1. Предмет философии науки.
- Вопрос 2. Логический позитивизм.
- Вопрос 3. Фальсификационизм (к. Поппер).
- Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
- Вопрос 5. Методология научно-исследовательских программ (и. Лакатос)
- Вопрос 6. Эпистемологический анархизм (п. Фейерабенд)
- Лекция 4 Тема: структура науки
- Структура науки.
- Методы естественнонаучного познания.
- Особенности современного естествознания.
- Вопрос 1. Структура науки.
- Вопрос 2. Методы естественнонаучного познания.
- Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
- Лекция 5
- Мировоззренческая значимость исследований Вселенной.
- История исследований и новейшие открытия в космологии.
- Мегамир, его состав и строение.
- Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
- Вопрос 2. История исследований и новейшие открытия в космологии
- Вопрос 3. Мегамир, его состав и строение.
- Лекция 7 Тема: концепции физики: история и современность
- 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- 2. Классическая физика.
- 3. Физика XX века.
- Вопрос 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Вопрос 2. Классическая физика.
- Вопрос 3. Физика XX века.
- Лекция 9 Тема: живые системы.
- Вопрос 1. Концепции возникновения жизни.
- Вопрос 2. Особенности биологической формы организации материи
- Вопрос 3. Теория эволюции.
- Вопрос 4. Эволюция и генетика.
- Вопрос 5. Единство и многообразие органического мира.
- Вопрос 1. Проблема антропогенеза.
- Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке.
- Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
- Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.
- Лекция 11
- 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- 2. Сознание и бессознательное Необычайные проявления психики и сознания.
- 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Вопрос 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
- Вопрос 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Лекция 12 Тема: земля–биосфера–цивилизация.
- 1. Планета Земля.
- 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества. Русский космизм.
- 3. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Вопрос 1. Планета Земля.
- Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.
- Вопрос 2. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Лекция 14 Тема: синергетика
- 1. Синергетика как новое научное направление.
- 2. Основные понятия синергетики.
- 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.
- Вопрос 1. Синергетика как новое научное направление.
- Вопрос 2.Основные понятия синергетики.
- Вопрос 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.