3.4.5. Модель атома н. Бора
Построение теории атома на основе планетарной модели наталкивалось на обилие противоречий. Для их устранения пришлось отказаться от традиционных представлений классической механики. Это сделал в 1913 г. датский физик Нильс Бор (см. 1.5.5), который работал сначала в Кембридже у Дж. Томсона, но из-за научных расхождений с ним переехал в Манчестер, где нашел поддержку у Резерфорда. Бор взялся согласовать теорию строения атома с проблемой происхождения спектров.
Н. Бор обратился к задаче устойчивости атома и установил, что вопреки классической физике должны существовать дискретные стационарные орбиты, на которых электрон вовсе не излучает энергию.
Н. Бор представил первую, самую существенную часть своей работы «О строении атомов и молекул».
Н. Бор основывался:
1) на планетарной модели атома Резерфорда;
2) представлении о том, что электрон может находиться не на любой орбите, а только на дозволенных. Линейчатый спектр атомов;
3) представлении, что электрон испускает свет только при переходе с одной дозволенной орбиты на другую, т. е. дискретными порциями, и не излучает, находясь на дозволенной орбите.
Правильность его предположений мог подтвердить только эксперимент. Н. Бор, применив свою полуклассическую теорию к строению простейшего атома – атома водорода, сумел объяснить две известные в то время спектральные серии и предсказал еще две, пока, не открытые.
Хотя полученные в области ультрафиолета данные по спектрам водорода уже на следующий год были подтверждены, но, пока, согласия с опытом было немного.
Модель Бора была первой квантовой моделью атома.
Объединив в себе результаты, полученные при исследованиях радиоактивности, оптических и электромагнитных явлений, она положила начало новой эпохе в развитии теории атома и сразу же обнаружила свою плодотворность в спектроскопии и химической связи.
За создание квантовой теории атома Н. Бор стал лауреатом Нобелевской премии по физике в 1922 г.
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2. Научный метод познания и его основные черты
- 3 Естествознание и его роль в культуре
- 8 Научная картина мира
- 10. Развитие представлений о материи
- Представление о материи в Античный период
- Эпоха Средневековья
- Эпоха Возрождения
- . Представления о материи и. Ньютона и м.В. Ломоносова
- Развитие представлений о материи в XIX веке
- 1.5.6. Кризис в физике на рубеже веков
- . Понятие «материи» в XX веке
- 12 Эволюция представлений о движении
- 1.6.1. Понятие «движение» и его развитие
- Формы движения материи и их свойства
- Типы движения материи
- 13. Развитие представлений о взаимодействии
- Основные характеристики взаимодействий
- 14. Хаос и порядок
- 4.1.2. Роль энтропии как меры хаоса
- 4.1.3. Порядок
- 4.1.4. Модели хаоса и порядка
- 16 Эволюция понятий «пространство и время» Понятие о пространстве, времени, материи
- Концепции пространства и времени
- Релятивистская концепция пространства и времени
- Сравнительные свойства пространства и времени
- 19. Принципы симметрии. Понятие симметрии
- 20. Законы сохранения
- 19. Принципы симметрии
- 3. Структурные уровни и системная организация материи
- 3.1. Системная организация материи
- 3.2. Структура материи
- 3.2.1. Структурные уровни организации материи
- Структурные уровни материи
- 3.3. Переход к гелиоцентрической системе
- 27. Организация материи на химическом уровне
- 3.4.1. Основные этапы развития химии
- 3.4.2. Зарождение современной химии
- 3.4.3. Периодическая система элементов
- 3.4.4. Создание атомно-молекулярной концепции
- 3.4.5. Модель атома н. Бора
- 3.4.6. Современное представление об атомно-молекулярном учении
- 3.4.7. Представления о химических связях
- 3.4.8. Основы химической термодинамики
- 3.4.9. Основы химической кинетики
- 4.2. Синергетика
- 4.2.1. Понятие синергетики
- 4.2.2. Связь синергетики с другими науками
- 4.2.3. Самоорганизующиеся системы
- 4.2.4. Основные свойства самоорганизующихся систем