Эпоха Средневековья
В эпоху Средневековья Природа рассматривалась как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него. В эпоху Средневековья была распространена концепция креационизма (лат. creatio – созидание): учение о сотворении мира Богом из ничего, Многообразие органического мира – результат творения Бога. Природа непознаваема и неизменна. Природа – проводник воздействия на людей божьей воли. Природа – это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть символы Бога.
В средние века атомизм рассматривался католической церковью как ересь, так как ассоциировался с атеизмом. Несогласных с догматами церкви именовали еретиками и в эпоху средневековья сжигали на кострах.
Тем не менее в ХIII в. английский философ Роджер Бэкон заявлял, что живые и неживые тела природы состоят из одних и тех же материальных частиц.
Бэкон Роджер – английский философ и естествоиспытатель активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Осуждал схоластическое начетничество, призывал к опытному изучению Природы. Познание Природы возможно через опыт и наблюдения. Выступал против креационизма. |
Роджер Бэкон (около 1214–1292) |
Бэкон подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т.п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине.
Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте, который может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука
Восточная культура опережала в средние века культуру Западной Европы. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, географии, техники.
Арабы и др. народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. д. Наиболее передовые ученые Востока, такие, как Ибн Сина (Авицена), живший в Средней Азии в Иране и др. оказали сильное положительное влияние на западноевропейских мыслителей.
Авиценна (Ибн-Сина), врач, ученый. Создал теорию эволюции земной коры:
в древности вся Земля была покрыта морем;
затем постепенно происходило поднятие суши;
потом появились растения,
позже – животные.
Под воздействием солнечных лучей и высушивания происходило изменение земной коры: образовывались и разрушались горы, долины, возвышенности.
Авиценна (980–1037) | Ибн-Сина Абу-Али (Авиценна) – таджикский ученый, врач, философ. Авиценна считал, что мир возник не по воле Бога, а в силу непреложной необходимости. Он развивал идею вечности мира, неуничтожимости и неразрушимости материи, утверждал принцип причинности и взаимообусловленности. Материя – причина множественности и разнообразия единичных вещей. |
Учение Авиценны наносило серьезный удар по креационизму, подтверждало идею о всеобщем развитии.
Арабские мыслители в большей степени сохранили связь с античной философией и наукой и, в первую очередь, с учением Аристотеля.
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2. Научный метод познания и его основные черты
- 3 Естествознание и его роль в культуре
- 8 Научная картина мира
- 10. Развитие представлений о материи
- Представление о материи в Античный период
- Эпоха Средневековья
- Эпоха Возрождения
- . Представления о материи и. Ньютона и м.В. Ломоносова
- Развитие представлений о материи в XIX веке
- 1.5.6. Кризис в физике на рубеже веков
- . Понятие «материи» в XX веке
- 12 Эволюция представлений о движении
- 1.6.1. Понятие «движение» и его развитие
- Формы движения материи и их свойства
- Типы движения материи
- 13. Развитие представлений о взаимодействии
- Основные характеристики взаимодействий
- 14. Хаос и порядок
- 4.1.2. Роль энтропии как меры хаоса
- 4.1.3. Порядок
- 4.1.4. Модели хаоса и порядка
- 16 Эволюция понятий «пространство и время» Понятие о пространстве, времени, материи
- Концепции пространства и времени
- Релятивистская концепция пространства и времени
- Сравнительные свойства пространства и времени
- 19. Принципы симметрии. Понятие симметрии
- 20. Законы сохранения
- 19. Принципы симметрии
- 3. Структурные уровни и системная организация материи
- 3.1. Системная организация материи
- 3.2. Структура материи
- 3.2.1. Структурные уровни организации материи
- Структурные уровни материи
- 3.3. Переход к гелиоцентрической системе
- 27. Организация материи на химическом уровне
- 3.4.1. Основные этапы развития химии
- 3.4.2. Зарождение современной химии
- 3.4.3. Периодическая система элементов
- 3.4.4. Создание атомно-молекулярной концепции
- 3.4.5. Модель атома н. Бора
- 3.4.6. Современное представление об атомно-молекулярном учении
- 3.4.7. Представления о химических связях
- 3.4.8. Основы химической термодинамики
- 3.4.9. Основы химической кинетики
- 4.2. Синергетика
- 4.2.1. Понятие синергетики
- 4.2.2. Связь синергетики с другими науками
- 4.2.3. Самоорганизующиеся системы
- 4.2.4. Основные свойства самоорганизующихся систем