logo
ксе(с 1 по 20)

Эпоха Средневековья

В эпоху Средневековья Природа рассматривалась как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него. В эпоху Средневековья была распространена концепция креационизма (лат. creatio – созидание): учение о сотворении мира Богом из ничего, Многообразие органического мира – результат творения Бога. Природа непознаваема и неизменна. Природа – проводник воздействия на людей божьей воли. Природа – это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть символы Бога.

В средние века атомизм рассматривался католической церковью как ересь, так как ассоциировался с атеизмом. Несогласных с догматами церкви именовали еретиками и в эпоху средневековья сжигали на кострах.

Тем не менее в ХIII в. английский философ Роджер Бэкон заявлял, что живые и неживые тела природы состоят из одних и тех же материальных частиц.

Бэкон Роджер – английский философ и естествоиспытатель активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки.

Осуждал схоластическое начетничество, призывал к опытному изучению Природы. Познание Природы возможно через опыт и наблюдения. Выступал против креационизма.

Роджер Бэкон (около 1214–1292)

Бэкон подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т.п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине.

Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте, который может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука

Восточная культура опережала в средние века культуру Западной Европы. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, географии, техники.

Арабы и др. народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. д. Наиболее передовые ученые Востока, такие, как Ибн Сина (Авицена), живший в Средней Азии в Иране и др. оказали сильное положительное влияние на западноевропейских мыслителей.

Авиценна (Ибн-Сина), врач, ученый. Создал теорию эволюции земной коры:

Под воздействием солнечных лучей и высушивания происходило изменение земной коры: образовывались и разрушались горы, долины, возвышенности.

Авиценна (980–1037)

Ибн-Сина Абу-Али (Авиценна) – таджикский ученый, врач, философ.

Авиценна считал, что мир возник не по воле Бога, а в силу непреложной необходимости. Он развивал идею вечности мира, неуничтожимости и неразрушимости материи, утверждал принцип причинности и взаимообусловленности.

Материя – причина множественности и разнообразия единичных вещей.

Учение Авиценны наносило серьезный удар по креационизму, подтверждало идею о всеобщем развитии.

Арабские мыслители в большей степени сохранили связь с античной философией и наукой и, в первую очередь, с учением Аристотеля.