logo
ксе(с 1 по 20)

3.4.2. Зарождение современной химии

Центральная проблема химии XVIII в. – проблема горения. Для объяснения процессов горения немецкий химик, врач И. Бехер и его ученик Г. Э. Шталь предложили теорию флогистона. Флогистон – это некоторая невесомая субстанция, которую содержат все горючие тела и которую они утрачивают при горении. Тела, содержащие большое количество флогистона, горят хорошо; тела, которые не загораются, являются дефлогистированными.

Эта теория позволяла объяснять многие химические процессы и предсказывать новые химические явления. В течение почти всего XVIII в. она прочно удерживала свои позиции, пока французский химик Антуан Лавуазье в конце XVIII в. не разработал кислородную теорию горения (см. 2.2.5).

К уже установленному до него списку элементов (металлы, углерод, сера и фосфор) он добавил новые – кислород, который вместе с водородом входит в состав воды, а также и другой компонент воздуха – азот.

В соответствии с новой системой химические соединения делились в основном на три категории:

1) кислоты;

2) основания;

3) соли.

Таким образом, А. Лавуазье рационализировал химию и объяснил причину большого разнообразия химических явлений: она заключается в материальном различии химических элементов и их соединений.

А.Лавуазье ввел новую номенклатуру химических элементов и соединений. Новая номенклатура исходила из того, что каждое химическое вещество должно иметь одно определенное название, характеризующее его функции и состав. Например, оксид калия состоит из калия и кислорода (K2O), хлорид натрия (NaCl) – из натрия и хлора, сульфид водорода (H2S) – из водорода и серы, и т.д.

Лавуазье показал также, что живой организм действует как и огонь, сжигая содержащиеся в пище вещества и высвобождая энергию в виде теплоты.

А. Лавуазье осуществил научную революцию в химии: он превратил химию из совокупности множества не связанных друг с другом рецептов в общую теорию, основываясь на которой можно было не только объяснять все известные явления, но и предсказывать новые.