2. Научный метод познания и его основные черты
Основную роль в научном познании играет научный метод. Чтобы понять, что такое научный метод, необходимо рассмотреть сначала, что такое метод вообще.
В широком смысле метод (гр. methodos, способ, прием) – это способ познания, исследования явлений Природы и общественной жизни. Это способ организации средств (инструментов, приемов, операций и др.) теоретической и практической деятельности. Любое разумное действие подчиняется определенным принципам, от выбора которых существенно зависит результат деятельности. Метод оптимизирует деятельность человека, вооружает его наиболее рациональными способами ее организации.
Понятие метода тесно связано с понятием методологии. Методология (гр. methodos + logos, понятие, учение) – учение о научном методе познания. Методология призвана выработать принципы создания наиболее совершенных методов в каждой форме деятельности.
Научное познание – это особая форма человеческой деятельности. Как каждая деятельность, познание также опирается на определенный набор средств деятельности, средств познания. Научный метод – это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов, предметных и теоретических операций и др.) для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности. Научный метод рационализирует и оптимизирует научное познание. Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета.
Главная задача науки – отыскать законы и закономерности, согласно которым в Природе или обществе протекают разные явления и события.
Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится, прежде всего, построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.
Первым этапом научного познания Природы, источником знаний для науки являются наблюдения, опыт (эмпирический уровень, гр. empeiria – опыт). К эмпирическому уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. На данном уровне происходят накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала необходимого для построения опосредованного теоретического знания.
Сразу нужно отметить, что эти наблюдения не пассивны, а активны. Это связано с тем, что наблюдения получены обычно в ходе осознанных и целенаправленно проводимых исследований и экспериментов. В ходе экспериментов осуществляется регистрация и накопление различных фактов, их описание и первичная систематизация.
Вторым этапом научного познания мира является продуктивное осмысление полученных фактов (теоретическая сторона познания). Теоретический уровень включает не только размышление, но еще и воображение. В этом состоит отличительная черта науки: она обращается к нашему разуму. Именно разум, способность человека воображать, фантазировать, позволяет ему за иллюзорным образом увидеть нечто большое и главное. На основании чего можно сформулировать небольшое число законов или закономерностей, которые подытоживают все наши знания об окружающем мире.
Безусловно, Природа богаче, многообразнее и сложнее, чем ее образ, представленный наукой. Она не дает окончательных ответов на все без исключения вопросы. У науки более реальные задачи. Она лишь старается найти ответы на поставленные вопросы. И в этом, по-видимому, основная ценность науки: она является источником новых идей, источником развития нашего сознания.
Главной отличительной чертой науки является проверка полученных знаний, законов на опыте. Опыт, эксперимент – это единственный критерий научной истины, пробный камень всех научных знаний. Именно поэтому научные знания не зависят от нашего состояния или настроения и могут быть названы объективной реальностью, т. е. той Истиной, которая заключена внутри окружающего нас Мира и которая существует независимо от нас.
Таким образом, наука строится на следующих методах:
наблюдения,
эксперименты,
гипотезы,
теории и аргументации.
Наука в содержательном плане – это совокупность эмпирических обобщений и теорий, подтверждаемых наблюдением и экспериментом. Творческий процесс создания теорий и аргументации в их поддержку играет в науке не меньшую роль, чем наблюдение и эксперимент.
Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона (или, в более слабой форме, закономерности) Природы.
В рамках научного метода сформировались критерии и нормы научности. Можно выделить два основных принципа:
принцип верификации. Подтверждение гипотезы носит название верификации (фр. verification от лат. verus – истинный, facere – делать) – проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем. Если гипотеза не подтверждается, то она считается опровергнутой, и поиски иной, более приемлемой, продолжаются. Научное предположение остается, таким образом, гипотезой до тех пор, пока еще не ясно, подтверждается она эмпирически или нет;
принцип фальсификации (лат. falsificare – подделывать, искажать) – научность теории подтверждается возможностью ее фальсификации или опровержения. Следовательно, только опровержимое знание может быть научным.
Стадия гипотезы не может быть в науке окончательной, поскольку все научные положения в принципе эмпирически опровергаемы, и гипотеза рано или поздно или становится законом, или отвергается. Отсюда можно сделать вывод, что главное в науке – сам процесс духовного роста, а не результат его, который более важен в технике.
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2. Научный метод познания и его основные черты
- 3 Естествознание и его роль в культуре
- 8 Научная картина мира
- 10. Развитие представлений о материи
- Представление о материи в Античный период
- Эпоха Средневековья
- Эпоха Возрождения
- . Представления о материи и. Ньютона и м.В. Ломоносова
- Развитие представлений о материи в XIX веке
- 1.5.6. Кризис в физике на рубеже веков
- . Понятие «материи» в XX веке
- 12 Эволюция представлений о движении
- 1.6.1. Понятие «движение» и его развитие
- Формы движения материи и их свойства
- Типы движения материи
- 13. Развитие представлений о взаимодействии
- Основные характеристики взаимодействий
- 14. Хаос и порядок
- 4.1.2. Роль энтропии как меры хаоса
- 4.1.3. Порядок
- 4.1.4. Модели хаоса и порядка
- 16 Эволюция понятий «пространство и время» Понятие о пространстве, времени, материи
- Концепции пространства и времени
- Релятивистская концепция пространства и времени
- Сравнительные свойства пространства и времени
- 19. Принципы симметрии. Понятие симметрии
- 20. Законы сохранения
- 19. Принципы симметрии
- 3. Структурные уровни и системная организация материи
- 3.1. Системная организация материи
- 3.2. Структура материи
- 3.2.1. Структурные уровни организации материи
- Структурные уровни материи
- 3.3. Переход к гелиоцентрической системе
- 27. Организация материи на химическом уровне
- 3.4.1. Основные этапы развития химии
- 3.4.2. Зарождение современной химии
- 3.4.3. Периодическая система элементов
- 3.4.4. Создание атомно-молекулярной концепции
- 3.4.5. Модель атома н. Бора
- 3.4.6. Современное представление об атомно-молекулярном учении
- 3.4.7. Представления о химических связях
- 3.4.8. Основы химической термодинамики
- 3.4.9. Основы химической кинетики
- 4.2. Синергетика
- 4.2.1. Понятие синергетики
- 4.2.2. Связь синергетики с другими науками
- 4.2.3. Самоорганизующиеся системы
- 4.2.4. Основные свойства самоорганизующихся систем