Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
Современный мир вступил в эпоху глобального информационного общества. Информация пронизывает деловую и культурную жизнь общества, связывая его, расширяя границы наших представлений о человеке, обществе и окружающем мире. Распространение компьютерной техники привело к тому, что бóльшая часть информации возникает в весьма различных форматах. Это может быть текст, база данных, звукозапись, фильм, изображение в электронной форме, а хранится и используется эта информация в составе разнообразных информационных систем и сетей, программных и мультимедийных продуктов. Заметным фактором культуры стал Интернет. Ежегодно в нем размещаются сотни миллионов публикаций, справочников, других информационных ресурсов, которые касаются разнообразных сторон жизни, Интернет-СМИ, форумы, блоги, «живые журналы».
Наличие такого разнообразия электронных информационных ресурсов предполагает некую систему их отбора, формирующего тот пласт документов и свидетельств, по которым потомки будут судить о нашем времени. Забота о поддержании «связи времен» позволила специалистам из многих областей знаний заявить о необходимости сохранения «цифрового культурного наследия», то есть того информационно-культурного багажа, который достанется следующим поколениям людей и доступ к которому не будет ограничен. Между тем, перспектива донести его до потомков имеет практические проблемы.
Неоспоримый факт, что подавляющая часть электронной информации, и существующей на сегодняшний день и той, которая появится в ближайшие годы, постигнет печальная участь – она исчезнет, не оставив следа. Для этого есть ряд предпосылок: технологических и организационных.
Технологические предпосылки кроются в зависимости электронной информации от конкретных информационных технологий: компьютерного оборудования, аппаратных устройств, программного обеспечения, форматов и т.п. Быстрая смена поколений ПО и платформ на которые оно рассчитано, «моральное» устаревание аппаратно-программной среды приводит к ситуации, при которой электронную информацию невозможно воспроизводить в форме, воспринимаемой человеком, что равнозначно ее утрате. Для того, чтобы сейчас воспроизвести информацию созданную, например 15 лет тому назад, необходимо наличие тех компьютеров и того программного обеспечения. Поэтому в отдаленной перспективе возможности по доступу и использованию электронных документов зависят от возможности их воспроизведения с применением вновь разработанных информационных технологий (например, конвертирование данных в более современные форматы).
Организационные предпосылки утраты электронных информационных ресурсов заключаются в том, что в большинстве стран мира никто на серьезном государственном уровне не обеспокоен проблемой их долговременной сохранности. Проблема здесь видится в принципах комплектования и отбора информации, в методах и подходах к экспертизе ценности электронных документов. То есть необходимо понять и определиться:
- с сущностью самого понятия – «цифровое наследие», а именно понять, что есть объект сохранения, какая информация и в каком объеме должна быть сохранена для будущих поколений;
- каким образом ее следует отбирать и сохранять;
- определить организации и учреждения ответственные за сбор и хранение цифрового наследия (библиотеки, музеи, архивы?);
- и соответственно принять специальную нормативно-правовую базу для урегулирования вышеназванных проблем сохранения цифрового наследия.
И наверное одна из главных проблем. Это – проблема финансирования, выделения средств на приобретение оборудования и программного обеспечения, проведение работ по конвертации информации в новые форматы и предоставления к ним доступа и т.д.
То есть в конечном итоге необходима разработка единой концепции сбора и хранения цифровой информации.
Таким образом, для того, чтобы «цифровое культурное наследие» формировалось и сохранялось, нужна в первую очередь политическая воля, механизм выработки мнения при определении того, что должно входить в это понятие, какую электронную информацию следует признавать ценной. И наконец, необходима государственная программа, в соответствии с которой электронные информационные ресурсы необходимо принимать на постоянное хранение, куда принимать, где хранить и обеспечивать доступ к этому наследию.
В этой связи очень важное практическое значение для сохранения культурного наследия имеют программы ЮНЕСКО «Память мира», «Информация для всех», «Хартия о сохранении цифрового наследия».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Всемирное культурное наследие (1 курс)
- 1.Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации
- 2. Культура и дипломатия
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона)
- Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско eHeritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- 3.Древний город Мистра
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 42.Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили
- 43.Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вопрос 43. (Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры. 1 памятник по выбору студента.)
- 44) Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).