Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
Виды типологии:
-Этнографические типологии (Западная культура – Восточная культура;
Христианская культура – Исламская культура – Буддийская культура –
Конфуцианская культура; Культура Северных народов – Культура Южных народов
и т.д.)
- Антропологические типологии (Культура белых народов – культура черных народов – культура цветных народов; Культура романских народов – культура тюркских народов и т.д.)
- Исторические типологии, где основанием является специфика и своеобразие культуры в историческом развитии.
Поступательное движение человечества делится на три этапа: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Восточный и Западный типы культур
Древние греки издавна противопоставляли себя так называемому Востоку.
«Запад», - европейская и американская культуры, «Восток» – страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Деление культур на восточные и западные фиксирует территориальное расположение, характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно- экономических и политических структур.
Восточная
Колыбелью мировой Цивилизации и человеческой культуры три гигантские структуры»: китайскую, индо – буддийскую и арабо– исламскую.
Конфуцианско – даосистский тип культуры.
Культура китайского этноса - социальная этика и властная иерархия. Эталоны высшей добродетели и подражание им. Религия - канонизированная этика, и проблемы таинства бытия, вопросы жизни и смерти почти исключены из китайской культурной традиции. В этом главная отличительная черта традиционной культуры Китая, имеющей два начала – даосизм и конфуцианство.
Индо – буддийский тип культуры.
Главная отличительная типа культуры - слияние религии и философии. Главными в учении Будды (основатель буддизма) являются нравственные нормы поведения человека. Для индо – буддийской культуры характерны культ Будды, монашество, аскетизм, отрешенность от мира, индивидуализм, метафизичность представлений о мире.
Исламский тип культуры.
Относительно молодой тип культуры, главная отличительная черта - строгий монотеизм (Аллах). Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Стремление подчинить религиозным законам (шариату) все сферы жизни правоверных. Вера в бога, исполнение норм религии, пятикратная молитва гарантируют вечную жизнь в раю. Ислам призывает к покорности земным властям. Коран – священная книга с текстом обращений Аллаха к правоверным.
Устойчивость Восточной цивилизации.
Связь с природой.
Приверженность традициям.
Особое отношение Востока к религии,
Западная
Старый европейский континент
Сущность европейской культуры (три точки зрения):
в особенностях индустриальной модели западного общества;
в духовных ориентирах христианства;
в традициях автономных городских коммун (городов – полисов
античности)
Антропоцентричный характер европейской культуры.
Инновационный характер европейской буржуазной
культуры.
Полицентризм власти
(рассредоточении власти в обществе, включая как относительную
самостоятельность различных форм власти, так и ее ограничение на различных условиях с учетом определенной автономии местной власти)
Европеизм (мышление, когда каждая проблема рассматривается
в европейском контексте, более тесное сотрудничество во всех областях общественной жизни – НАТО,ООН,ВОЗ…)
Христианские корни европейской культуры.
Христианская церковь как институт объединяла Европу «сверху»: путем распространения папской власти она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры.Западный тип
Антропоцентризм
Истинно лишь то, что подвластно
уму и воле человека.
Познаваемость мира безгранична.
Ориентация на изменение
окружающего мира.
Экстравертность.
Понятие свободы.
Индивидуализм.
Демократия.
Восточный тип
Теоцентризм
Истина –само бытие, а потому не
зависит от ума и воли человека.
Есть нечто принципиально не
познаваемое.
Ориентация на изменение
собственной природы.
Интравертность.
Понятие долга.
Коллективизм
Тоталитаризм.
Стыковые цивилизации – Россия (черты и Восточной и Западной культуры)
Срединная цивилизация - это устойчивая и непротиворечивая, сложившаяся культура
общества. Она оформляется в виде целостности, имеющей структуру с непротиворечивым, гармоничным основанием, культурным ядром. В рамках такой сложившейся культуры снимаются крайние, полярные, противоречивые ориентации: аскетизм – гедонизм; покорность – воля, священное – бесовское; народное –
антинародное; пролетарское – буржуазное и т. п.
Этническая и национальная культуры
Национальная культура - ее богатство формируется и складывается на основе письменности и образования
Этническая культура - исходный базис национальной культуры. Она является источником национального языка, в ней черпают сюжеты, образы, мелодии и ритмы художники, поэты, музыканты. Она определяет своеобразие и неповторимость "лица" национальной культуры.
Различия:
1.Этническая культура - консервативна, сохраняет архаичные, иногда устаревшие традиции и нормы. Национальная культура всегда находится в движении, в развитии. В ней всегда творится новое.
2. Этническая культура - замкнута, невосприимчива к чужому, незнакомому. Национальная культура всегда открыта для контактов с другими культурами, впитывая в себя их лучшие достижения.
Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, групповыми особенностями быта, поведения, языка и т.д. В национальной культуре эти различия нивелируются, а с развитием и вовсе исчезают.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Всемирное культурное наследие (1 курс)
- 1.Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации
- 2. Культура и дипломатия
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона)
- Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско eHeritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- 3.Древний город Мистра
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 42.Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили
- 43.Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вопрос 43. (Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры. 1 памятник по выбору студента.)
- 44) Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).