Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
I вариант ответа:
Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур».
В наши дни опубликовано много работ, раскрывающих проблему взаимодействия культур Запада и Востока, особую роль в этом процессе России. В современных культурологических исследованиях наибольшее распространение получила идея «диалога культур», развитая М.М. Бахтиным.
Диалог по М. Бахтину - это взаимопонимание, участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своей в другого (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)”. Диалог не средство, а самоцель. Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. Поэтому, диалог, в сущности, не может и не должен кончаться”. По М. Бахтину, каждая культура живёт только в вопрошании другой культуры, что великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересечения. Способность одной культуры осваивать достижения другой - один из источников её жизнедеятельности. Подражание чужой культуре или полное неприятие её должны уступить место диалогу. Для обеих сторон диалог двух культур может быть плодотворным. В диалоге культур предполагается взаимопонимание. А во взаимопонимании предполагается единство, сходство, тождество. То есть диалог культур возможен лишь на основе взаимопонимания, но вместе с тем - лишь на основе индивидуального в каждой культуре. Диалогичность предполагает сопоставление национальных ценностей и выработку понимания того, что собственное этнокультурное сосуществование невозможно без уважительного и бережного отношения к ценностям других народов. Взаимодействие культур приобретает свою специфику на основе пересечения уникальных культурных систем.
Диалог, по М. Бахтину, может иметь следующие последствия:
Cинтез, слияние разных точек зрения или позиций в одну общую.
“При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются”
3.Диалог приводит к пониманию принципиальных различий между участниками этого процесса.
Л.Фробениус (1873-1928) был крупнейшим специалистом по африканским культурам. Фробениус рассматривал две формы передвижения культуры: перенос культуры без значительного движения народа и перемещение культуры с народами.
Основное понятие его концепции "культурная провинция" (культурный круг) представляло собой некую совокупность предметов материальной культуры, с определенными признаками, характеристиками. Культура для него есть некое органическое существо. В своей аналогии культуры и организма он нередко доходит до их отождествления. Л.Фробениус утверждает, что культуры рождаются, живут и умирают, как и другие живые существа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. "Культура растет сама по себе, без человека, без народа". Культура рождается из природных условий. Она нуждается в питании, что осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пересажена на другую "почву", и в новых условиях она приобретет иное направление развития. Новые культуры рождаются из соприкосновения и взаимодействия старых. В то же время культура не может обходиться без человека, так как у нее нет ног. Поэтому человек - носильщик культуры.
Впоследствии Л.Фробениус назвал свою теорию морфологией культуры, особо выделяя в ней такие разделы, как "анатомия" и "физиология" культуры. Он также подразделил культуры на мужские и женские. Л.Фробениус полагал, что у культуры есть душа (пайдеум). Впоследствии, расширяя свою концепцию двух типов культуры, он заменил "хамитическую" и "эфиопскую" культуры на "Восток" и "Запад". "Востоку" присуще "пещерное" чувство, неподвижность, идея фатальной (непреодолимой) судьбы, а "Западу" - "чувство далекого", динамичность, идея личности и свободы.
Карл Ясперс (1883— 1969) рассматривает человека как неповторимую уникальную единицу, как ценность не со стороны его деятельности, а как раз в индивидуальной значимости его внутреннего мира. Для Ясперса важным является философская вера — такой способ отношения человека к миру, который может быть единственным “противоядием против рационалистических утопий, претендующих на создание рая на земле, но в действительности разрушающих нравственные и культурные традиции и ввергающих в ад братоубийственных войн и взаимного недоверия тех, кто эти утопии пытается реализовать”
Карл Ясперсу принадлежит наиболее значительный опыт культурфилософского осмысления всемирной истории, понятий Запада и Востока. Ясперс в его «Духовной ситуации времени» помещает западную культуру среди прочих локальных цивилизаций, но выделяет ее, указав на мировой характер истории. Ясперс резко критически воспринимает идеи Гегеля относительно единства всемирной истории и использования понятий мировой «оси». Поскольку христианство осталось фундаментом только западной цивилизации, постольку христианский рубеж не может считаться «осевым временем». Универсальность, делает свое открытие Ясперс, может быть обнаружена и ранее, в других культурах, в том числе на Востоке. Действительное «осевое время» истории, по его мнению, – это удивительная эпоха между VIII и II вв. до н.э. (когда в Китае выступили Конфуций и Лао-цзы, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра, в Палестине – иудейскин пророки, в Греции – философы).
II вариант ответа:
Важным фактором в формировании, скажем, национальной культуры является влияние на нее других культур. Процесс этот непростой, практически незаметный, но существовал на протяжении всей истории культуры.
В древние века взаимовлияние культур было очень слабым. Ведь не было никаких средств коммуникации. Источниками такого взаимовлияния были переселение народов, кочевые племена, завоевание мощными империями новых земель и т. п. Эти явления переносили признаки одной культуры с одной территории на другие, иногда слабо влияя на самобытную культуру, а иногда меняя ее кардинальным образом. Пример тому – Римская империя. В результате завоеваний ко II в. н. э., во время правления императора Траяна (53-117), империя достигла своих максимальных границ. В нее входят Греция, Дакия, Месопотамия, Великая Армения, Аравия и т. д. Конечно же культура Древнего Рима заметным образом повлияла на культуры завоеванных государств. Но стоит отметить, что этот процесс шел не в одном направлении: культура государств, ставших провинциями Рима, влияла на римскую культуру, которая вбирала все лучшее и передовое.
Цивилизация развивалась, появлялись все новые и новые причины культурных коммуникаций: торговля, освоение новых земель, великие географические открытия, путешествия и т. д. Так, в 988 г. под влиянием Византии на Руси было принято христианство, впоследствии византийские мастера (зодчие, живописцы, ремесленники и т. д.) делились с русскими мастерами накопленным опытом. Результатом такого проникновения культуры являются великолепные памятники архитектуры Киевской Руси (храмы, церкви, монастыри и т. д.), которые в результате развития приобрели своеобразный и неповторимый национальный оттенок.
В современном мире коммуникационная культурная связь приобрела огромные масштабы вследствие научно-технического прогресса. Появление таких средств связи, как телефон, телевидение, интернет и др., поменяло картину мира. С одной стороны, есть огромный плюс – культурные достижения в одной стране становятся сразу же достоянием и других стран, культурные границы стали очень размытыми, не надо ждать годами, чтобы вобрать то, что было достигнуто в другой стране, чтобы поделиться мастерством, а национальная культура становится собственностью всего человечества. С другой стороны, есть и минус – исчезает самобытность и оригинальность в культуре, в погоне за лидирующими странами теряется все накопленное, развитие культуры идет не всеобъемлюще, а по строго определенному пути в зависимости от пожеланий рынка, а это не всегда высокая планка.
Лео Фробениус(нем. Leo Frobenius; 29 июня 1873, Берлин, — 9 августа 1938, Биганцоло, близ озера Лаго-Маджоре) — немецкий этнограф-африканист, археолог, сторонник диффузионистской теории, автор теории «морфологии культуры». Получил образование во Франкфуртском университете, этнологический институт которого был позднее назван в его честь (1946).
Теория культурных кругов.Работая в Бременском музее, заинтересовался культурами народов Африки, несколько лет изучал их по музейным коллекциям и литературе; издал кн. Происхождение африканских культур (1898). В 1904 ему удалось, собрав средства, совершить свою первую экспедицию в Африку (в бассейн р. Касаи и Нижнего Конго). В ходе этой и последующих экспедиций, Фробениусу удалось собрать большой материал по этнографии и культуре народов Африки. Впервые в этнографии ввёл метод систематического картографирования явлений культуры. Один из основоположников диффузионистской теории культурных кругов. На территории Африканского континента Фробениус выделяет несколько культурных кругов, т. е. целостных комплексов явлений культуры, характерных для определённой местности.Две африканские коллекции Фробениуса (археологическая и этнографическая) находятся в фондах петербургской Кунсткамеры (отдел этнографии Африки).
Морфология культуры.Выдвинул теорию о культуре как особом социальном организме, имеющем мистическое начало — «душу» («paideuma»). Не культура является продуктом человека, а люди — продукт культуры. Подчёркивал богатство и самобытность африканских культур, но ограничивал их содержание анахроническими традициями. В 1925 основал в Франкфурте-на-Майне исследовательский институт морфологии культуры (с 1946 Институт Фробениуса). Прослеживается влияние теорий Фробениуса на историософию Шпенглера.
Фробениус различал две первичные культуры: матриархальную и патриархальную. К первой относятся русские, немцы и африканские народы, ко второй — англосаксы, арабы-берберы, романские народы и др. Патриархальным народам присуще мировоззрение «из пещеры», активность в покорении природы, животное начало, рациональность и магия. Для мировоззрения матриархальных культур характерно растительное начало и единство с природой, это — мировоззрение просторов и эмоций. По мнению Фробениуса, в истории попеременно доминируют либо одни, либо другие. Этот процесс смены лидерства выступает источником развития человечества.
Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
Ясперс начал свою академическую карьеру в качестве психолога. Профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале 1920-х годов. Работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики.
В философию истории Ясперс ввел понятие осевое время. Основанием философии Ясперса выступило специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причём акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.
Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии/
Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл — 6 марта 1975, Москва) — русский философ и русский мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»).Научное наследие М. М. Бахтина более чем многообразно: философские труды, литературоведческие работы, исследования, касающиеся вопросов лингвистики... Его основные положения стали научными мифологемами, книга о Рабле показала корни литературы, понимание культуры как диалога привело к революции в социолингвистике. Главное, чему была посвящена жизнь учёного, - это выяснение ядра личности, в отношении которой возможно только чистое бескорыстие. Всё в этом мире, был убеждён М. М. Бахтин, приобретает смысл только в соотношении с человеком, как человеческое. Размышляя о мире и человеке, Бахтин приходил к выводу о наличии некоей "нравственной" философии, долженствующей установить в качестве закона всеобщего существования возможность услышать и быть услышанным. Одним из основополагающих понятий бахтинской концепции стало понятие "время", которое оказывается необходимым, в том числе для того, чтобы выделить наличие общечеловеческого, абсолютного, непреходящего. В "Большое время" отправляются только те произведения, мысли, концепции, которые прорвались из жизни "сейчас" в подлинно-человеческую надбытийную действительность, ибо "всё, что принадлежит настоящему, умирает вместе с ним.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Всемирное культурное наследие (1 курс)
- 1.Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации
- 2. Культура и дипломатия
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона)
- Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско eHeritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- 3.Древний город Мистра
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 42.Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили
- 43.Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вопрос 43. (Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры. 1 памятник по выбору студента.)
- 44) Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).