Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
I вариант ответа:
К цифровому культурному наследию относятся информационные ресурсы (в частности, из сферы культуры), созданные в результате оцифровки материалов, хранящихся на традиционных (картины, фотографии, традиционные издания и пр.) и аналоговых (аудиозаписи на магнитных лентах и др.) носителях, а также материалы, сразу созданные в цифровом виде. Это тексты, статические, движущиеся и трехмерные изображения, аудиофайлы, базы данных, программы, веб-страницы, порталы, сайты, электронные издания, произведения медиаискусства и пр.
Цифровое культурное наследие нужно постоянно поддерживать в актуальном состоянии и сохранять для будущих поколений. До сих пор можно прочитать документы, созданные несколько тысячелетий назад, но цифровые объекты десятилетней давности уже находятся под угрозой исчезновения. Таким образом, может наступить электронный "темный век".
Без специальных усилий по сохранению цифровое культурное наследие, объем и разнообразие которого постоянно увеличиваются, будет неизбежно утрачено, причем довольно быстро.
Целью сохранения цифровых объектов является обеспечение долговременной (или вечной) доступности цифровых материалов с сохранением всех смысловых и функциональных характеристик исходных материалов, возможностей поиска, презентации и интерпретации.
Реальные угрозы утраты цифрового наследия:
прекращение финансирования, необходимого для поддержки цифровых информационных ресурсов;
локальные катастрофы (отключение электричества, пожар, наводнение, поломка носителя, действие вирусов и пр.);
физическое старение носителей;
моральное старение техники и технологий в связи с изобретением новых технических и технологических платформ.
В последнее десятилетие международное сообщество уделяет большое внимание проблемам долговременного сохранения цифрового наследия и обеспечения доступа к нему. Реализуется значительное количество программ и проектов, как на международном уровне, так и в отдельных странах.
Так, ЮНЕСКО приняло в 2003 году «Хартию о сохранении цифрового наследия» и разработанные Национальной библиотекой Австралии «Рекомендации по сохранению цифрового наследия». Сохранение информации является одним из приоритетов программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на 2008 – 2013 гг.
Комиссия Европейского Сообщества в течение ряда лет финансирует целый ряд крупномасштабных проектов по сохранению цифрового наследия (DPE, CASPAR, PLANTES, LiWA, PROTAGE, SHAMAN, KEEP, PrestoPRIME и др.)
В Германии создана экспертная библиотечная сеть NESTOR для разработки методик и рекомендаций по сохранению цифрового наследия и обучению работников библиотек. В Новой Зеландии создается Национальный архив цифровой информации. В США Библиотекой Конгресса разработана и принята Программа сохранения цифрового наследия. Созданием корпоративных хранилищ цифровых материалов занимаются Литва, Чехия и другие страны. Страны Балтии, скандинавские страны, Австралия и многие другие страны мира организовали регулярное архивирование своего сектора Интернет. Чаще всего функции сохранения цифрового наследия возлагаются на национальные библиотеки или национальные архивы.
Некоторые учреждения культуры России занимаются проблемами сохранения цифровых материалов. Например, Российская государственная библиотека уже несколько лет ведёт работы по созданию депозитария, обеспечивающего долговременное сохранение и воспроизведение цифровых информационных ресурсов. Вопросами долговременной сохранности изданий на съёмных электронных носителях занимается НТЦ «Информрегистр». Российская национальная библиотека разработала Национальный стандарт «Консервация документов на компакт-дисках» (ГОСТ Р7.02 – 2006). МедиаАртЛаб занимается сбором и сохранением произведений медиа-арта.
Но, в целом, в России эта проблема ещё не осознана в полном объёме ни на федеральном, ни на отраслевом, ни на региональном уровне.
II вариант ответа:
Цифровое культурное наследие включает в себя информационные ресурсы по культуре, созданные в результате оцифровки информационных ресурсов на традиционных и аналоговых носителях, и материалы, сразу созданные в цифровом виде. Это тексты, изображения, трёхмерные изображения, аудио файлы, базы данных, программы, веб-страницы, порталы, сайты, электронные издания и пр., существующие в самых различных форматах.
В последнее десятилетие международное сообщество уделяет большое внимание проблемам долговременного сохранения цифрового наследия и обеспечения доступа к нему. Реализуется значительное количество программ и проектов, как на международном уровне, так и в отдельных странах.
Так, ЮНЕСКО приняло в 2003 году «Хартию о сохранении цифрового наследия» и разработанные Национальной библиотекой Австралии «Рекомендации по сохранению цифрового наследия». Сохранение информации является одним из приоритетов программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на 2008 – 2013 гг.
Комиссия Европейского Сообщества в течение ряда лет финансирует целый ряд крупномасштабных проектов по сохранению цифрового наследия (DPE, CASPAR, PLANTES , LiWA, PROTAGE, SHAMAN, KEEP, PrestoPRIME и проч.). Интернет архив www.archive.org c 1995 собирает, сохраняет и предоставляет доступ к ресурсам Интернета по науке, культуре и образованию. В Германии создана экспертная библиотечная сеть NESTOR для разработки методик и рекомендаций по сохранению цифрового наследия и обучению работников библиотек. В Новой Зеландии создается Национальный архив цифровой информации. В США Библиотекой Конгресса разработана и принята Программа сохранения цифрового наследия. Созданием корпоративных хранилищ цифровых материалов занимаются Литва, Чехия и другие страны. Страны Балтии, скандинавские страны, Австралия и многие другие страны мира организовали регулярное архивирование своего сектора Интернет. Чаще всего функции сохранения цифрового наследия возлагаются на национальные библиотеки или национальные архивы. В 2008 году был открыт международный интернет-портал Europeana. Его цель – сохранить европейское культурное и научное наследие сделать его доступным для публики.
Проект финансируется Европейской Комиссией.
Над библиотекой постоянно работают более чем 180 международных экпертов по охране цифрового наследия. В настоящее время в проекте активнее всего принимают участие Франция (50% предоставленных данных), Великобритания (10% данных), Германия и Испания и другие европейские страны.
В 2000-ых годах был создан международный интернет-проект «Европейская библиотека», которая объединяет национальные библиотеки многих стран Европы. На портале библиотеки выложены оцифрованные фонды библиотек-участниц. В проекте учавствуют также Российская Государственная библиотека в Москве и Россияйская Национальная библиотека в С. – Петербурге.
Международный комитет по стандартам ISO принял стандарт OAIS - Открытая Архивная Информационная Система (Open Archive Information System) для сохранения цифровых информационных ресурсов, которым пользуются все крупные хранилища цифровых объектов во всех странах мира.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Всемирное культурное наследие (1 курс)
- 1.Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации
- 2. Культура и дипломатия
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона)
- Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско eHeritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- 3.Древний город Мистра
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 42.Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили
- 43.Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вопрос 43. (Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры. 1 памятник по выбору студента.)
- 44) Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).