Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
Во все времена и на всех континентах люди испытывали большой интерес ко всему новому, необычайному, чудесному в природе и культуре. В эпоху эллинизма сложилась традиция выделения из различных шедевров творческой деятельности человека произведений, не имеющих себе равных по красоте, неповторимости, величественности размеров Первый перечень Семи Чудес Света был составлен во II в. до н.э. и включал достопримечательности, известные завоевателям и путешественникам тех времен. Позже различные авторы дополняли этот список. Истории цивилизаций дают многочисленные примеры сохранения и передачи потомкам различных достояний культуры и природы. Самой первой в мире охраняемой природной территорией стал Йеллоустон, который в 1872 г. законом США был объявлен национальным парком. Однако лишь в наши дни сохранение наследия приобрело научно и юридически обоснованные полноценные формы. Начало этому процессу было положено в 1945 г. созданием Организации Объединенных Наций по Образованию, Науке и Культуре (ЮНЕСКО) и осуществлением ее главной миссии: «Укоренять в сознании людей идею защиты мира и общечеловеческих ценностей на основе широкого сотрудничества, интеллектуальной и нравственной солидарности, справедливости и свободы, беспрепятственного распространения образования, культуры и науки в интересах обеспечения справедливости, законности, уважения и прав человека».
Идея создания международной системы выявления и сохранения уникальных достояний всех времен и народов начала формироваться после разрушительной Первой и в особенности Второй мировой войны, когда очевидной стала необходимость создания системы коллективной ответственности всех государств мира за сохранение выдающихся памятников культуры.
Годом рождения идеи Всемирного наследия можно считать 1960 г., когда в связи со строительством в Египте Асуанской плотины возникла угроза затопления всемирно известных нубийских памятников Абу-Сим-бела (храмы Рамзеса II, построенные более 3 тыс. лет назад). Международное сообщество сознавало, что их гибель в водах Нила — непоправимая утрата для всего человечества, а Египет и Судан не имеют средств для их спасения.
Генеральный директор ЮНЕСКО выступил с призывом о помощи ко всем странам мира. На спасение памятников в короткий срок в 50 странах было собрано 40 млн долл. Важнейшие храмы были разрезаны на блоки, перенесены и собраны на возвышенном месте, на специально созданном острове. Государства продемонстрировали коллективную ответственность за сохранение выдающихся культурных достояний.
Идея объединения систем сохранения природных и культурных объектов исходила от Соединенных Штатов. В 1965 г. на конференции ЮНЕСКО в Вашингтоне был провозглашен призыв к созданию «Траста Всемирного наследия» для содействия международному сотрудничеству в области сохранения «выдающихся природных и живописных мест и исторических памятников мира для нынешнего и грядущих поколений». В 1968 г. аналогичные предложения разработал для своих членов Международный союз сохранения природы (МССП).
Так родилось движение, которое в наши дни приобрело всемирный размах, помогло народам осознать всеобщность культурного и природного достояния планеты.
Система Всемирного наследия создана на базе международных правовых актов (конвенций, рекомендаций, деклараций), ратифицированных большинством государств мира. Нормативные акты ЮНЕСКО отличаются высоким уровнем нравственной и правовой культуры.
.Культурное наследие В Конвенции под культурным наследием понимается три вида достояний.
Памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки. 2. Ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки. 3. Достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также территории, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
Считается, что памятник, ансамбль или достопримечательность, представленные для внесения в Список всемирного наследия, имеют выдающуюся универсальную и всемирную ценность, если они являются подлинными и удовлетворяют хотя бы одному из следующих шести критериев. Каждый объект должен:
• представлять собой шедевр творческого гения человека; или • демонстрировать взаимный обмен человеческими ценностями в течение длительного периода времени или на большой территории в области архитектуры, технологии, монументального искусства, градостроения или формирования ландшафтов; или • являться уникальным или исключительно важным свидетельством существующей или исчезнувшей культурной традиции или цивилизации; или • являться выдающимся примером какого-либо типа сооружений или архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, который иллюстрирует важную ступень (ступени) человеческой истории; или • являться выдающимся примером традиционных поселений или использования ландшафта, характерных для некоторых культур, особенно в тех случаях, когда эта культура становится уязвимой под влиянием необратимых изменений; или • являться прямо или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами, имеющими большое общечеловеческое значение. (По этому критерию занесение достояния в Список производится только в исключительных обстоятельствах и вместе с другими критериями.)
В дополнение к перечисленным основным критериям достояния культурного наследия должны удовлетворять двум дополнительным условиям сохранности и управления:
• отвечать условиям подлинности дизайна, материала, мастерства и расположения; • иметь соответствующую законодательную, или договорную, или традиционную защиту и механизмы управления, обеспечивающие сохранность культурного достояния или культурного ландшафта, представляемого для занесения в Список.
Природное наследие .В Конвенции под природным наследием понимаются три вида достояний:
1. Природные памятники, состоящие из физических и биологических образований или групп таких образований, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки. 2. Геологические и физиографические образования и точно ограниченные территории, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения. 3. Природные достопримечательные места или строго ограниченные природные территории, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.
Природное достояние, представленное для внесения в Список Всемирного Наследия, будет считаться имеющим выдающееся всемирное значение, если оно соответствует хотя бы одному или нескольким из четырех нижеизложенных критериев и условиям целостности. Достояния, представленные для внесения в Список, должны:
1. являться выдающимися примерами основных этапов развития Земли, включая важные геологические процессы в развитии земных форм или важные геоморфологические или физиографические признаки; или 2. являться выдающимися примерами важных продолжающихся экологических и биологических процессов эволюции и развития материковых, пресноводных, побережных и морских экосистем и сообществ растений и животных; или 3. содержать природные явления или места исключительной природной красоты и эстетической значимости; или 4. содержать природные места обитания, наиболее важные для сохранения биологического разнообразия, включая ареалы обитания видов, находящихся под угрозой уничтожения и имеющих выдающееся всемирное значение с точки зрения науки и охраны природы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Всемирное культурное наследие (1 курс)
- 1.Культура и её роль в развитии человеческой цивилизации
- 2. Культура и дипломатия
- Международные правовые документы в области охраны и управления природным и культурным наследием, территориального планирования, местного самоуправления и приграничного сотрудничества.
- Санкт-Петербург – объект Всемирного наследия.
- Этногенез и социально-психологические предпосылки формирования исторических общностей (этнос, народность, нация).
- Концепции культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер, а. Тойнби, п. Сорокин, л. Гумилёв, с. Хантингтон).
- Типология культур и цивилизаций в различных научных школах.
- Социально-психологические предпосылки взаимодействия культур (экстраверты и интроверты).
- Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. Фробениус, к. Ясперс, м.М. Бахтин).
- Перспективы столкновения, диалога или альянса цивилизаций. Изолированные, пограничные цивилизации или универсальная цивилизация. Столкновение цивилизаций
- Основные идеи книги
- Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона)
- Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»
- Всемирное культурное наследие как общечеловеческая ценность. Понятие культурного наследия.
- Проблема универсальности всемирного культурного наследия.
- Идея целостности мирового культурного процесса: философский дискурс.
- Многостороннее международное сотрудничество по вопросам сохранения цифрового наследия.
- Проблемы и перспективы развития негосударственных проектов по сохранению цифрового наследия на международном уровне.
- Сохранение цифрового наследия: ключевые аспекты проблемы.
- Вклад программ юнеско eHeritage, “Память мира” и "Информация для всех" в сохранение культурного наследия в условиях информационного общества.
- Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха): история, цель, основное содержание, значение
- Конвенция юнеско об охране всемирного культурного и природного наследия: история, цель, основное содержание, значение
- Основные задачи и направления работы юнеско по сохранению всемирного культурного и природного наследия
- Деятельность Комитета Всемирного наследия юнеско.
- Фонд Всемирного наследия
- Список Всемирного наследия юнеско: история формирования, страны-лидеры по числу представленных объектов, значение
- Памятники всемирного культурного наследия в Египте, общая характеристика
- Археологический комплекс Мемфиса и его некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологический комплекс древних Фив и их некрополь как объект всемирного наследия юнеско
- Археологические памятники Древней Нубии как объект всемирного наследия юнеско. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле
- Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Комплекс Афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
- Комплекс древней Олимпии как объект всемирного культурного наследия
- Памятники Греции послеантичного периода в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, дата включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- 3.Древний город Мистра
- Памятники Древнего Рима, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры
- Архитектурно-археологический комплекс Римского форума как объект всемирного культурного наследия
- Археологические памятники Помпей и Геркуланума как объект всемирного культурного наследия
- 42.Памятники Средневековой Европы. Общая характеристика, особенности, стили
- 43.Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Вопрос 43. (Архитектурные ансамбли и памятники европейского средневековья. История включения и значение для мировой культуры. 1 памятник по выбору студента.)
- 44) Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Вклад культуры Византии в развитие мировой цивилизации. Всемирно-историческое значение культурного наследия.
- Памятники Византии и Средневековой Руси. Общая характеристика, особенности. История включения и их значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Культура эпохи итальянского Возрождения. Общая характеристика, периодизация. Значение культуры эпохи итальянского Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники культуры эпохи Возрождения. История включения и значение для мировой культуры (1 памятник по выбору студента).
- Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации.
- Архитектурные ансамбли и памятники эпохи северного Возрождения. История включения и значение для мировой культуры. (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XVII века. Общая характеристика художественных стилей.
- Роль и значение культурного наследия XVII века для мировой цивилизации.
- Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XVII-XVIII вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XIX вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XIX вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).
- Культурное наследие XX – начала XXI вв. Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.
- Основные европейские художественные стили XX – XXI вв. Общая характеристика и анализ архитектурных ансамблей и памятников (1 памятник по выбору студента).