9.5. Резюме
Задачей антропоэкологии является исследование приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологических методов (рассматривается система "человек-культура-среда"). Под влиянием меняющейся естественной среды в ходе длительного расселения, человеческие популяции приобретают свойства, делающие их более приспособленными к тем или иным географическим условиям жизни. Приспособление осуществляется не только с помощью культурных усовершенствований, но и в результате перестроек функциональных и структурных систем организма. Любые подобные приспособительные черты (биологического и небиологического порядка), возникшие естественным образом или специально выработанные для успешного существования в данных условиях, называют приспособительными, или адаптивными, изменениями. Вся та доля биологической изменчивости, которая может быть ассоциирована с конкретнымиэкологическими факторамии имеет значение для выживаемости человека, может быть названаэкологической, или приспособительной, изменчивостью. Таким образом, взаимодействие в системе "организм-среда" выстраивается в последовательную схему:изменение экзогенных факторов среды —> приспособление к новым условиям —> экологическая изменчивость.
При этом важно помнить, что под приспособлением (адаптацией) понимается:
сам процесс, в ходе которого организм приспосабливается к условиям окружающей среды (адаптация = процесс приспособления);
степень достигнутого приспособления (адаптация = результат приспособления);
стратегия выживания, направленная на решение "задач", которые ставит перед организмом среда (адаптация = стратегия выживания).
Приспособление может быть генетически детерминированным явлением, возникающим в ходе естественного отбора по данному ведущему фактору - это т.н. генотипическая адаптация, связанная с "направленным" изменением генных частот в популяции (адаптация ~ отбор, ведущий к изменению наследственной нормы реакции). Другой вариант приспособления связан с быстрой фенотипической или поведенческой реакцией, возникающей в ответ на тот же фактор в течение короткого времени (адаптацией на уровне фенотипа). Такие индивидуальные изменения никак не затрагивают частоту того гена, который связан с развитием данного адаптивного признака. Механизм развития таких изменений можно описать, используя концепцию физиологического стресса, а частный пример этого явления представляетакклиматизация. Можно выделить два соподчиненных между собой уровня адаптации:биологический и социальный(небиологический). Процесс биологической адаптации человека находится в постоянном взаимодействии с изменениями в культурной и социальной сфере, а для каждой конкретной группы человека значение того или иного составляющего элемента общего процесса различно. Чаще всего культурные системы сглаживают давление окружающей среды на организм человека, но они же могут многократно усиливать существующий стресс или продуцировать новые типы стресса. Степень приспособленности - достаточно относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации. Адаптация всегда конкретна, но ее невозможно описать словами "хорошо" или "плохо". Организм или популяция могут быть лишь более или менее приспособленными к конкретному сочетанию факторов по сравнению с другими организмами или группами, тот признак, который не выглядит в данный момент адаптивным, может стать таковым в других условиях среды, и наоборот. Идеальной (абсолютной) адаптации, как и адаптивно совершенных организмов, не существует. В результате изучения закономерности географического распределения множества антропологических признаков, было введено понятие обадаптивном типе человека как норме биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, возникающей независимо в сходных условиях, и в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Достаточно четко выделяются несколько таких устойчивых комплексов (арктический тип, континентальный тип,умеренный тип, аридный тип, тропический тип и высокогорный тип). Тенденции и черты адаптивной изменчивости человека находят близкие аналогии в закономерности приспособления различных видов животных. Судя по географической приуроченности, адаптивные типы формировались на протяжении всей истории человечества, а разнообразие популяций значительно возрастало по мере расширения нашего видового ареала. Наиболее древним является, видимо, тропический адаптивный комплекс, а все остальные могут рассматриваться как дочерние по отношению к нему. Изучением истории адаптации человека занимается т.н. историческая антропоэкология. Это направление посвящено изучению образа жизни и динамики адаптивных процессов у человека и его эволюционных предшественников. Оно включает в себя исследования в областипалеодемографии,палеопатологии, скелетной морфологии и изучение микроэлементного состава ископаемых останков человека. Итак, адаптивность - свойство человеческого вида. Приспособительные реакции проявляются на протяжении всей нашей истории. Благодаря этому свойству человек смог освоить всю ойкумену. Для ранних стадий становления человечества воздействие географической среды носило более жесткий характер, но по мере развития социальной жизни и хозяйственно-культурной деятельности давление естественных условий обитания "смягчалось". Тем не менее, в настоящий момент очевидно, что без постоянно происходящих адаптивных изменений человеческие популяции не могут успешно освоить разнообразные экологические регионы Земли. Наша биологическая эволюция продолжается.
- Антропология
- 1.5. Развернутая структура курса
- 1.2. Целевая аудитория курса
- 1.3. Организационные формы изучения дисциплины
- 1.4. Тематическое содержание курса
- Раздел I. Введение в антропологию
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Раздел II. Происхождение человека
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Раздел I. Введение в науку тема 1. Антропология - наука о человеке
- 1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
- 1.2. Антропология (история термина)
- 1.3. Предмет науки
- 1.4. Становление антропологии в России
- 1.4.1. Истоки антропологических исследований в России (XVIII в.)
- 1.4.2. Антропологические работы к.М. Бэра (первая половина XIX в.)
- 1.4.3. Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке
- 1.4.4. Антропологическая "школа" а.П. Богданова
- 1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи
- 1.4.6. Начало "советского периода" российской антропологии
- 1.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 2. Теория и методика
- 2.1. Контуры науки
- 2.1.1. Антропологи изучают изменчивость
- 2.1.2. Традиционные направления исследования
- 2.1.3. "Новые" горизонты антропологии
- 2.2. Наши объекты
- 2.2.1. Объекты и уровни исследования в антропологии
- 2.2.2. Популяция: относительность определения
- 2.2.3. Популяция человека и популяционная структура
- 2.2.4. Антропологическая выборка
- 2.2.5. Древняя популяция: антропологи верят в удачу
- 2.3. Наши признаки
- 2.3.1. Классификация антропологических признаков
- 2.3.2. Антропометрические признаки
- 2.3.3. Морфология мягких тканей лица
- 2.3.4. Пигментация
- 2.3.5. Волосяной покров
- 2.3.6. Дерматоглифические признаки
- 2.3.7. Одонтологические признаки
- 2.3.8. Дискретные эпигенетические признаки
- 2.3.9. Полиморфные биохимические системы
- 2.4. Изучение изменчивости: методические вопросы
- 2.4.1. Описание объектов: основные статистические показатели
- 2.4.2. Вероятностный характер явлений: "наши частные проблемы"
- 2.4.3. Многомерные методы: "новые" признаки и все та же изменчивость
- 2.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел II. Происхождение человека тема 3. Концепции антропогенеза
- 3.1. Кто мы?
- 3.1.1. Что сделал Дух?
- 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
- 3.1.3. Что сказала наука?
- 3.2. Как можно узнать истину?
- 3.3. Кто наши родственники?
- 3.3.1. Систематика приматов
- 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?
- 3.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- 4.1. Кто наши предки?
- 4.1.1. Прародина
- 4.1.2. Гоминидная триада
- 4.1.3. Наши предшественники - наши предки?
- 4.1.4. Первые люди - наши предки
- 4.2. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм: сколько у нас предков?
- 4.3. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 5. Расовое многообразие человечества тема 5. Расовое многообразие человечества
- 5.1. Понятие о расах человека
- 5.1.1. Расы человека - что это такое?
- 5.1.2. Расовое многообразие и проблема восприятия
- 5.1.3. Первые схемы (ф. Бернье, к. Линней, и. Блюменбах, ж. Бюффон)
- 5.1.4. Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм
- 5.1.5. Расы, расизм и социал-дарвинизм
- 5.2. Расовые признаки
- 5.2.1. Свойства расовых признаков
- 5.2.2. Раса, религия, язык и тип хозяйства
- 5.2.3. Раса, этнос, народ и нация
- 5.2.4. Сколько признаков у расы?
- 5.2.5. Почему возникли расовые признаки: адаптивная ценность
- 5.2.6. История рас
- 5.2.7. Как возникли расы: изоляция
- 5.2.8. Как возникли расы: метисация
- 5.2.9. Автогенетические процессы и половой отбор
- 5.3. Концепции расоведения
- 5.3.1. Типологическая концепция
- 5.3.2. Популяционная концепция
- 5.3.3. Историческая концепция
- 5.3.4. Раса: миф или реальность?
- 5.4. Расы человека и их классификации
- 5.4.1. Принципы расовых классификаций
- 5.4.2. Варианты классификаций
- 5.4.3. Классификация и. Деникера (1889-1902 гг.)
- 5.4.4. Классификация в. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.)
- 5.4.5. Система г.Ф. Дебеца (1958 г.)
- 5.4.6. Классификация я.Я. Рогинского и м.Г. Левина (1963 г.)
- 5.4.7. Классификация в.В. Бунака (1980 г.)
- 5.5. Расовое многообразие Земли
- 5.5.1. Как мы будем описывать расы Земли
- 5.5.2. Начало пути - Африка
- 5.5.3. Продолжение - Европа и Передняя Азия
- 5.5.4. Индия, Австралия и Океания
- 5.5.5. Продолжаем путь - Азия
- 5.5.6. Окончание пути - Америка
- 5.6. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 6. Антропология и этническая история
- 6.1. Этническая антропология
- 6.1.1. Этническая антропология. От биологии к истории
- 6.1.2. Объекты исследования: этнос и популяция
- 6.1.3. Скрытая опасность (о статистике, логике и здравом смысле)
- 6.2. Антропологический материал как исторический источник
- 6.2.1. Антропологический материал: когда его использовать
- 6.2.2. Общий принцип работы
- 6.2.3. Изучение древних миграций
- 6.2.4. Автохтонное развитие
- 6.2.5. "Подводные камни": объем популяции и дрейф генов
- 6.2.6. Структура популяции и бесконечная перспектива изучения
- 6.3. Восточные славяне: история и современность
- 6.3.1. Истоки исследований
- 6.3.2. Гипотезы, экспедиции и новые материалы
- 6.3.3. Обобщенный антропологический портрет русских
- 6.3.4. Региональные антропологические типы русских
- 6.3.5. Славяне
- 6.3.6. Истоки восточнославянских народов
- 6.3.7. Прародина славян
- 6.3.8. Колонизация восточнославянских племен (эпоха средневековья)
- 6.3.9. Восточные славяне в эпоху позднего средневековья
- 6.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость человека тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- 7.1. Основные закономерности онтогенеза человека
- 7.1.1. Онтогенез и возрастная антропология
- 7.1.2. Фундаментальные характеристики ростового процесса
- 7.1.3. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела)
- 7.1.4. Кривые роста различных тканей и систем организма
- 7.1.5. Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы
- 7.2. Периодизация роста и развитие человека
- 7.2.1. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития)
- 7.2.2. Схемы периодизации онтогенеза
- 7.3. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие
- 7.3.1. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст
- 7.3.2. О критериях биологического возраста
- 7.3.3. Зубной возраст
- 7.3.4. Развитие зубной системы и факторы, регулирующие этот процесс
- 7.3.5. Общее представление о механизмах развития скелета
- 7.3.6. Определение скелетного возраста
- 7.3.7. Половой диморфизм и развитие скелета
- 7.3.8. Несколько слов о генетике пола
- 7.3.9. Перипубертатный период и становление репродуктивной системы
- 7.3.10. Критерии половой зрелости
- 7.4. Эпохальные тенденции изменения темпов развития
- 7.4.1. Эпохальная акселерация и ретардация
- 7.4.2. Некоторые факты
- 7.4.3. Попытки объяснения
- 7.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- 8.1. Понятие о конституции человека
- 8.2. Компоненты тела
- 8.2.1. Понятие о компонентах тела
- 8.2.2. Способы определение компонентов тела
- 8.2.3. Хорошего человека должно быть много?
- 8.2.4. Возрастная изменчивость компонентов тела
- 8.2.5. Половые различия и изменчивость компонентов тела
- 8.3. Конституциональные схемы
- 8.3.1. Конструирование конституции
- 8.3.2. Основа всего - координаты телосложения
- 8.3.3. Схемы г. Виола и л. Мануврие (конституции по пропорциям тела)
- 8.3.4. Схема телосложения к. Сиго (все определяет среда)
- 8.3.5. Схема э. Кречмера (все определяет наследственность)
- 8.3.6. Конституциональные схемы в.В. Бунака (точность методики)
- 8.3.7. Женская конституция по и.Б. Галанту
- 8.3.8. Соматотипы детей и подростков по в.Б. Штефко и а.Д. Островскому
- 8.3.9. Конституции у. Шелдона (возможна ли непрерывная типология?)
- 8.3.10. Система б. Хит и л. Картера (конституция как открытая система)
- 8.3.11. Конституции по в.П. Чтецову, м.И. Уткиной и н.Ю. Лутовиновой
- 8.3.12. Система в.Е. Дерябина (апостериорный подход к описанию изменчивости)
- 8.4. Функциональные (физиологические) аспекты
- 8.4.1. Биохимическая индивидуальность
- 8.4.2. Функциональная конституция
- 8.4.3. Несколько слов о цикличности биохимических процессов
- 8.5. Психологические аспекты
- 8.5.1. Возможна ли такая связь?
- 8.5.2. Взгляды э. Кречмера
- 8.5.3. Работы у. Шелдона
- 8.5.4. Немного порассуждаем
- 8.6. Генетические основы
- 8.7. Конституция и медицина
- 8.7.1. Понятие физического развития
- 8.7.2. Телосложение и заболевания - снова говорим только о тенденциях
- 8.8. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 9. Экологическая антропология
- 9.1. Экологическое направление науки о человеке
- 9.1.1. Антропоэкология изучает приспособительную изменчивость
- 9.1.2. Живая планета: экологические факторы и экологические зоны
- 9.1.3. Адаптация
- 9.1.4. Акклиматизация и физиологический стресс
- 9.1.5. Наш собственный способ адаптации: среда-культура-человек
- 9.1.6. Относительность адаптации
- 9.1.7. Если адаптация относительна - как ее оценить?
- 9.2. Тенденции экологической изменчивости
- 9.2.1. Работы т.И. Алексеевой: что читать
- 9.2.2. География некоторых морфологических признаков
- 9.2.3. География некоторых физиологических и биохимических признаков
- 9.2.4. Химические элементы в среде и в составе тела человека
- 9.2.5. Питание
- 9.3. Гипотеза адаптивных типов
- 9.3.1. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли
- 9.3.2. Основные характеристики адаптивных типов
- 9.3.3. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире
- 9.4. Реконструкция прошлого: историческая экология
- 9.4.1. Историческая антропоэкология
- 9.4.2. Какую информацию мы получаем
- 9.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Хрестоматийный материал к теме 1(см. Ido.Edu.Ru/psychology)
- Хрестоматийный материал к теме 9