Вопросы для самопроверки
Приведите отличия и сходство приматов и человека (биологические и небиологические). Какая "грань" отделяет человека от обезьяны?
Что такое "гоминидная триада", какие другие биологические и небиологические признаки можно считать уникальными для гоминид?
Можно ли говорить о "моменте возникновения" современного человека, учитывая при этом данные палеоантропологии?
В какой последовательности возникали биологические и поведенческие особенности современного человека?
Кого считают предками современного человека с позиций эволюционной биологии? (При ответе постарайтесь рассмотреть разные гипотезы)
В чем заключаются концепции моно- и полицентризма, почему в данный момент они считаются равноправными?
Что такое мультирегиональная гипотеза происхождения человека?
Что такое "прародина" человека?
В чем заключается стадиальная гипотеза происхождения человека? Какие другие концепции выдвигает современная антропология?
Как можно исследовать поведение предшественников человека? Чем поведение современного человека отличается от поведения ископаемых людей разных эпох?
- Антропология
- 1.5. Развернутая структура курса
- 1.2. Целевая аудитория курса
- 1.3. Организационные формы изучения дисциплины
- 1.4. Тематическое содержание курса
- Раздел I. Введение в антропологию
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Раздел II. Происхождение человека
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Раздел I. Введение в науку тема 1. Антропология - наука о человеке
- 1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
- 1.2. Антропология (история термина)
- 1.3. Предмет науки
- 1.4. Становление антропологии в России
- 1.4.1. Истоки антропологических исследований в России (XVIII в.)
- 1.4.2. Антропологические работы к.М. Бэра (первая половина XIX в.)
- 1.4.3. Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке
- 1.4.4. Антропологическая "школа" а.П. Богданова
- 1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи
- 1.4.6. Начало "советского периода" российской антропологии
- 1.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 2. Теория и методика
- 2.1. Контуры науки
- 2.1.1. Антропологи изучают изменчивость
- 2.1.2. Традиционные направления исследования
- 2.1.3. "Новые" горизонты антропологии
- 2.2. Наши объекты
- 2.2.1. Объекты и уровни исследования в антропологии
- 2.2.2. Популяция: относительность определения
- 2.2.3. Популяция человека и популяционная структура
- 2.2.4. Антропологическая выборка
- 2.2.5. Древняя популяция: антропологи верят в удачу
- 2.3. Наши признаки
- 2.3.1. Классификация антропологических признаков
- 2.3.2. Антропометрические признаки
- 2.3.3. Морфология мягких тканей лица
- 2.3.4. Пигментация
- 2.3.5. Волосяной покров
- 2.3.6. Дерматоглифические признаки
- 2.3.7. Одонтологические признаки
- 2.3.8. Дискретные эпигенетические признаки
- 2.3.9. Полиморфные биохимические системы
- 2.4. Изучение изменчивости: методические вопросы
- 2.4.1. Описание объектов: основные статистические показатели
- 2.4.2. Вероятностный характер явлений: "наши частные проблемы"
- 2.4.3. Многомерные методы: "новые" признаки и все та же изменчивость
- 2.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел II. Происхождение человека тема 3. Концепции антропогенеза
- 3.1. Кто мы?
- 3.1.1. Что сделал Дух?
- 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
- 3.1.3. Что сказала наука?
- 3.2. Как можно узнать истину?
- 3.3. Кто наши родственники?
- 3.3.1. Систематика приматов
- 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?
- 3.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- 4.1. Кто наши предки?
- 4.1.1. Прародина
- 4.1.2. Гоминидная триада
- 4.1.3. Наши предшественники - наши предки?
- 4.1.4. Первые люди - наши предки
- 4.2. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм: сколько у нас предков?
- 4.3. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 5. Расовое многообразие человечества тема 5. Расовое многообразие человечества
- 5.1. Понятие о расах человека
- 5.1.1. Расы человека - что это такое?
- 5.1.2. Расовое многообразие и проблема восприятия
- 5.1.3. Первые схемы (ф. Бернье, к. Линней, и. Блюменбах, ж. Бюффон)
- 5.1.4. Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм
- 5.1.5. Расы, расизм и социал-дарвинизм
- 5.2. Расовые признаки
- 5.2.1. Свойства расовых признаков
- 5.2.2. Раса, религия, язык и тип хозяйства
- 5.2.3. Раса, этнос, народ и нация
- 5.2.4. Сколько признаков у расы?
- 5.2.5. Почему возникли расовые признаки: адаптивная ценность
- 5.2.6. История рас
- 5.2.7. Как возникли расы: изоляция
- 5.2.8. Как возникли расы: метисация
- 5.2.9. Автогенетические процессы и половой отбор
- 5.3. Концепции расоведения
- 5.3.1. Типологическая концепция
- 5.3.2. Популяционная концепция
- 5.3.3. Историческая концепция
- 5.3.4. Раса: миф или реальность?
- 5.4. Расы человека и их классификации
- 5.4.1. Принципы расовых классификаций
- 5.4.2. Варианты классификаций
- 5.4.3. Классификация и. Деникера (1889-1902 гг.)
- 5.4.4. Классификация в. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.)
- 5.4.5. Система г.Ф. Дебеца (1958 г.)
- 5.4.6. Классификация я.Я. Рогинского и м.Г. Левина (1963 г.)
- 5.4.7. Классификация в.В. Бунака (1980 г.)
- 5.5. Расовое многообразие Земли
- 5.5.1. Как мы будем описывать расы Земли
- 5.5.2. Начало пути - Африка
- 5.5.3. Продолжение - Европа и Передняя Азия
- 5.5.4. Индия, Австралия и Океания
- 5.5.5. Продолжаем путь - Азия
- 5.5.6. Окончание пути - Америка
- 5.6. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 6. Антропология и этническая история
- 6.1. Этническая антропология
- 6.1.1. Этническая антропология. От биологии к истории
- 6.1.2. Объекты исследования: этнос и популяция
- 6.1.3. Скрытая опасность (о статистике, логике и здравом смысле)
- 6.2. Антропологический материал как исторический источник
- 6.2.1. Антропологический материал: когда его использовать
- 6.2.2. Общий принцип работы
- 6.2.3. Изучение древних миграций
- 6.2.4. Автохтонное развитие
- 6.2.5. "Подводные камни": объем популяции и дрейф генов
- 6.2.6. Структура популяции и бесконечная перспектива изучения
- 6.3. Восточные славяне: история и современность
- 6.3.1. Истоки исследований
- 6.3.2. Гипотезы, экспедиции и новые материалы
- 6.3.3. Обобщенный антропологический портрет русских
- 6.3.4. Региональные антропологические типы русских
- 6.3.5. Славяне
- 6.3.6. Истоки восточнославянских народов
- 6.3.7. Прародина славян
- 6.3.8. Колонизация восточнославянских племен (эпоха средневековья)
- 6.3.9. Восточные славяне в эпоху позднего средневековья
- 6.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость человека тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- 7.1. Основные закономерности онтогенеза человека
- 7.1.1. Онтогенез и возрастная антропология
- 7.1.2. Фундаментальные характеристики ростового процесса
- 7.1.3. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела)
- 7.1.4. Кривые роста различных тканей и систем организма
- 7.1.5. Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы
- 7.2. Периодизация роста и развитие человека
- 7.2.1. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития)
- 7.2.2. Схемы периодизации онтогенеза
- 7.3. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие
- 7.3.1. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст
- 7.3.2. О критериях биологического возраста
- 7.3.3. Зубной возраст
- 7.3.4. Развитие зубной системы и факторы, регулирующие этот процесс
- 7.3.5. Общее представление о механизмах развития скелета
- 7.3.6. Определение скелетного возраста
- 7.3.7. Половой диморфизм и развитие скелета
- 7.3.8. Несколько слов о генетике пола
- 7.3.9. Перипубертатный период и становление репродуктивной системы
- 7.3.10. Критерии половой зрелости
- 7.4. Эпохальные тенденции изменения темпов развития
- 7.4.1. Эпохальная акселерация и ретардация
- 7.4.2. Некоторые факты
- 7.4.3. Попытки объяснения
- 7.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- 8.1. Понятие о конституции человека
- 8.2. Компоненты тела
- 8.2.1. Понятие о компонентах тела
- 8.2.2. Способы определение компонентов тела
- 8.2.3. Хорошего человека должно быть много?
- 8.2.4. Возрастная изменчивость компонентов тела
- 8.2.5. Половые различия и изменчивость компонентов тела
- 8.3. Конституциональные схемы
- 8.3.1. Конструирование конституции
- 8.3.2. Основа всего - координаты телосложения
- 8.3.3. Схемы г. Виола и л. Мануврие (конституции по пропорциям тела)
- 8.3.4. Схема телосложения к. Сиго (все определяет среда)
- 8.3.5. Схема э. Кречмера (все определяет наследственность)
- 8.3.6. Конституциональные схемы в.В. Бунака (точность методики)
- 8.3.7. Женская конституция по и.Б. Галанту
- 8.3.8. Соматотипы детей и подростков по в.Б. Штефко и а.Д. Островскому
- 8.3.9. Конституции у. Шелдона (возможна ли непрерывная типология?)
- 8.3.10. Система б. Хит и л. Картера (конституция как открытая система)
- 8.3.11. Конституции по в.П. Чтецову, м.И. Уткиной и н.Ю. Лутовиновой
- 8.3.12. Система в.Е. Дерябина (апостериорный подход к описанию изменчивости)
- 8.4. Функциональные (физиологические) аспекты
- 8.4.1. Биохимическая индивидуальность
- 8.4.2. Функциональная конституция
- 8.4.3. Несколько слов о цикличности биохимических процессов
- 8.5. Психологические аспекты
- 8.5.1. Возможна ли такая связь?
- 8.5.2. Взгляды э. Кречмера
- 8.5.3. Работы у. Шелдона
- 8.5.4. Немного порассуждаем
- 8.6. Генетические основы
- 8.7. Конституция и медицина
- 8.7.1. Понятие физического развития
- 8.7.2. Телосложение и заболевания - снова говорим только о тенденциях
- 8.8. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 9. Экологическая антропология
- 9.1. Экологическое направление науки о человеке
- 9.1.1. Антропоэкология изучает приспособительную изменчивость
- 9.1.2. Живая планета: экологические факторы и экологические зоны
- 9.1.3. Адаптация
- 9.1.4. Акклиматизация и физиологический стресс
- 9.1.5. Наш собственный способ адаптации: среда-культура-человек
- 9.1.6. Относительность адаптации
- 9.1.7. Если адаптация относительна - как ее оценить?
- 9.2. Тенденции экологической изменчивости
- 9.2.1. Работы т.И. Алексеевой: что читать
- 9.2.2. География некоторых морфологических признаков
- 9.2.3. География некоторых физиологических и биохимических признаков
- 9.2.4. Химические элементы в среде и в составе тела человека
- 9.2.5. Питание
- 9.3. Гипотеза адаптивных типов
- 9.3.1. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли
- 9.3.2. Основные характеристики адаптивных типов
- 9.3.3. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире
- 9.4. Реконструкция прошлого: историческая экология
- 9.4.1. Историческая антропоэкология
- 9.4.2. Какую информацию мы получаем
- 9.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Хрестоматийный материал к теме 1(см. Ido.Edu.Ru/psychology)
- Хрестоматийный материал к теме 9