6.2.6. Структура популяции и бесконечная перспектива изучения
Заметим, что этнос, как правило, представлен группой из нескольких популяций, а отдельная популяция очень часто бывает полиэтничной, то есть может включать в свой состав локальные общности людей, осознающих себя как представителей отдельных этносов. Оба случая - частая картина, встречающаяся на протяжении истории едва ли не постоянно. Вспомним в качестве примера любой мегаполис с его этническими общинами, античный или средневековый город сэтническими кварталами. Такие, сформированные на этническом основании, микрогруппы входят в общую популяционную систему. Часто они функционируют как закрытые сообщества, границы которых устанавливаются по принципу языковой или религиозной близости (культурная изоляция). Эта изоляция бывает полной довольно длительное время, но чаще группа все же начинает смешение и вносит разнообразие в общую генетическую структуру, в конечном счете влияя на генетический потенциал и фенотипическое разнообразие популяций. Теперь представьте, что в исследуемой популяции существует несколько подобных небольших и разнородных микрогрупп. Подумайте, каким будет возможный результат этногенетической работы антрополога, если эти сведения не будут учтены в ходе исследования. Например, что будет, если в результате археологических раскопок будет обследован как раз такой обособленный участок могильника?.. А ведь примеры подобного рода окружают нас.Этнический фактор способствует появлению устойчивых внутрипопуляционных барьеров, причем его действие часто опосредовано социальной организацией населения.Хорошим примером являются работы выдающегося отечественного антрополога Т.С. Кондукторовой, исследовавшей палеоантропологические материалы по так называемой позднескифской культуре (Кондукторова Т.С., 1964;1979и др.). С середины III в. до н.э. по начало IV вв. н.э. длится заключительный этап истории скифов. В период своего расцвета (VII-IV вв. до н.э.) скифские племена безраздельно властвовали на всем пространстве причерноморских степей от Дона до Дуная. Но в IV-III вв. до н.э. на этой арене появилась новая еще более грозная сила. Сарматы, придя из-за Дона, удерживали эти земли вплотьдоэпохиВеликогопереселениянародов. "Вся эта страна (т.е. Крым), а также, пожалуй, за перешейком до Борисфена (т.е. Днепром) названа Малой Скифией". Так описывает границы позднескифского царства историкСтрабон. Описания Страбона, это, конечно, не всё, что было известно о поздних скифах из греческих и римских источников. Но это хороший пример того сравнительно небольшого объема информации, которой эти источники ограничиваются, повествуя о "чужих" народах. С приходом сармат скифы не исчезли, но территория Скифии действительно была существенно ограничена - основная масса населения переместилась в центральную и западную части Крыма. Здесь, в предгорьях Петровских скал была основана столица нового государства - Неаполь Скифский (Керменчик) - крупное укрепленноегородище, руины которого уже более ста лет исследуются в районе современного Симферополя. Позднескифские памятники сохранились и в нижнем течении Днепра. Здесь, как и в Крыму, есть крупные археологические комплексы, состоящие из укреплений-городищ и прилегающих к ним некрополей - Николаевка (Казацкое)иЗолотаяБалка(рис.6.18). Скифы - исконные кочевники - изменилитип хозяйства. Они осели на земле, стали заниматься весьма продуктивным земледелием и торговать со своими постоянными партнерами и конкурентами - греческими колониями (Херсонесом и Ольвией), Боспорским царством и сарматами. С ними же воевали, время от времени. Греки, сарматы и боспорцы проживали в скифских городах, занимаясь торговлей и ремеслом, а скифы, с той же целью проникали в инородную среду. Происходило взаимопроникновение черт культуры, религии, быта. Изменения здесь настолько существенны, что о позднескифской культуре говорят как о греко-варварской (рис. 6.19). Это "выжимка" из итогов многолетних исследований (подробнее см.:Дашевская О.Д., 1989). Какую же конкретную информацию дала в этих вопросах антропология? На основании исследования краниологических серий Николаевского и Золотобалковского могильников, группы некрополей Неаполя Скифского, а также выборок, представляющих степных скифов, сарматов,тавровКрыма и греков, Т.С. Кондукторовой был сделан вывод о том, что на Нижнем Днепре и в Крыму на рубеже н.э. проживало население по морфологическим чертам мало отличное как между собой, так и в сравнении со скифами VII-III вв. до н.э. Немного усилилась лишь знакомая нам тенденция кбрахикефализации. Эти данные не противоречат представлению о принадлежности населения позднескифских городищ к одной этнической группе и одному антропологическому типу (различия между краниологическими сериями очень невелики). Население представлено типично европеоидным антропологическим вариантом. Комплекс черт наиболее характерен для "классических" степных скифов и отличен от синхронного населения лесостепи, греков, тавров или тех же сармат. Впоследствии наличие этого варианта было подтверждено, и он получил название "степного" (Ефимова С.Г., 2000). Комплекс был распространен в Северном Причерноморье в еще более раннее время - у ряда групп эпохи поздней бронзы. Участвовал этот компонент и в сложении позднейшего населения. Например, он представлен среди носителейчерняховской культуры, которые, в свою очередь, связаны с этногенезом восточных славян (рис. 6.20). Итак, благодаря совместным усилиям антропологов и археологов был определен факт миграции, установлено родство населения, прослежены истоки его происхождения и участие в дальнейшем этногенетическом процессе. Без полученных сведений скифы так и остались бы легендарным народом, пришедшим из мифических краев, жившим "где-то" и исчезнувшим "без следа". "Да, скифы мы…" - это почти правда. Только не "азиаты", и глаза у нас не "раскосые". Хотяи"жадные". Вернемся к структуре популяции. На Неаполе Скифском археологи обнаружили три комплекса захоронений отчетливо различных по социальному статусу погребенных. Было установлено, что представители царского рода и скифской "знати", погребенные в роскошном мавзолее Неаполя, сохранили в антропологических чертах еще большее сходство со своими прямымипредками(рис.6.21). Основная же часть населения несет следы смешения с упомянутыми греками, таврами и сарматами. Любопытно, что близкая ситуация отмечена при исследовании черт материальной и художественной культуры поздних скифов: и здесь основная часть населения более открыта для новшеств, а "элита" на протяжении столетий сохраняет черты традиционной для скифов культуры. Работы в этом направлении были продолжены (Bogatenkov D.V., 2002;Алексеева Т.И. и др., 2003). Помимо классических краниометрических измерений, черепа из позднескифских могильников были обследованы по системе дискретно варьирующих признаков, которые, как Вы знаете, частенько используются в антропологии для установления родства индивидов.
После "проведения" этих индивидуальных данных через серию последовательных многомерных анализов, было установлено, что:
мужские черепа группируются на графиках в зависимости от близости своего расположения на территории некрополей;
женские погребения не обнаруживали никакой, даже отдаленно похожей, тенденции.
Мистика? Статистическая ошибка?.. Объяснение пришло, когда группам, выделившимся на графиках, присвоили номер и нанесли соответствующие метки на планы могильников. Мужские черепа из одного погребения располагались на графике ближе всего, то есть характеризовались наибольшим сходством по системам антропологических признаков (рис. 6.22). И это вполне понятно. Кого чаще всего хоронят в одной могиле? Конечно, близких родственников, которые априорно больше схожи друг с другом. Согласно полученным данным, рядом с ними погребались другие родственники, а вся территория могильника в результате была поделена на несколько таких "родовых" или "семейных" участков (рис. 6.23). Наиболее своеобразными в антропологическом отношении оказались знакомые нам "элитные" погребения Неаполя. Они и на графиках обособлены лучше остальных - сыграла роль максимальная степень изолированности этой небольшой группы в составе всей популяционной системы. О возможной генетической подоплеке этого эффекта -дрейфе генови т.п. - мы толькочтоговорили. Ну и последнее. Что же женщины, почему они не обнаруживают похожих тенденций к группировке? Ответ пока не слишком строго подтвержден фактически, хотя и выглядит наиболее логичным. Согласно полученным данным, весьма вероятно, что умершая женщина погребалась на участке той семьи или рода, в которую она переходила после вступления в брак, но с этой "семьей" она не была прямо связана общим происхождением. Во всяком случае, именно так можно интерпретировать результат использования данных краниологии. Возможно, здесь играли роль причины социального характера, направленные на поддержание определенного уровня инбридинга в рассматриваемых группах - при достаточно стабильной родовой системе, существовал механизм, препятствующий близкородственным бракам между индивидами, относящимися к одному "роду". Эта система существовала в разных группах поздних скифов на протяжении почти трех столетий. В сущности - простая и теоретически ожидаемая вещь, но ее надо еще доказать. Ведь основной вывод - существование в обществе внутригрупповой системы, да еще и основанной на принципе родства по мужской линии - является важным элементом в исторической реконструкции. И аналогии нашлись, причем на совершенно разных этапах истории и памятниках, относящихся к разным культурам. Близкие выводы были получены при исследовании могильников эпохи бронзы в Прибалтике (Денисова Р.Я. и др., 1985) и в Восточной Германии (Ullrich, 1972), некрополе V-IV вв. до н.э. с севера Италии (Bondioli L. et al., 1986), славянском могильнике XI-XIII вв. н.э. с территории "Русского Севера" (Макарав Н.А. и др., 2001). Наконец, опыт был повторен при исследовании влашского некрополя XV в. н.э. с территории Герцеговины - тех самых динарцев, чей антропологический тип тысячелетиями сохраняется в различных изолированных районах горного пояса Европы (Алексеева Т.И. и др., 2003). Результат был аналогичен - "родовые" мужские участки на могильнике, еще более четко обособленная небольшая группа "элитных" погребений и т.п. - все свидетельствовало о наличии аналогичной внутрипопуляционной структуры, сформированной по принципу родства. Итак,структурированность популяции, ее подразделенность на более мелкие локальные группы, влияет на антропологические особенности населения. Происходит это вне зависимости от принципа, по которому устанавливаются внутрипопуляционные барьеры. Все приведенные примеры говорят еще об одном.Если понимать под историей стремление к полноценному знанию, включающему и общие построения и "мелкие" детали, то антропология предоставляет в этом отношении поистине неисчерпаемый источник новой информации. Немало ярких примеров тому дало исследование тюрко-язычных народов, населяющих территорию бывшего Советского Союза (см.Хрестом. 6.6). Мы же подробнее остановимся на одной грандиозной этногенетической реконструкции - итогах антропологического изучения русских и других восточнославянских народов.
- Антропология
- 1.5. Развернутая структура курса
- 1.2. Целевая аудитория курса
- 1.3. Организационные формы изучения дисциплины
- 1.4. Тематическое содержание курса
- Раздел I. Введение в антропологию
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Раздел II. Происхождение человека
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Раздел I. Введение в науку тема 1. Антропология - наука о человеке
- 1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
- 1.2. Антропология (история термина)
- 1.3. Предмет науки
- 1.4. Становление антропологии в России
- 1.4.1. Истоки антропологических исследований в России (XVIII в.)
- 1.4.2. Антропологические работы к.М. Бэра (первая половина XIX в.)
- 1.4.3. Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке
- 1.4.4. Антропологическая "школа" а.П. Богданова
- 1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи
- 1.4.6. Начало "советского периода" российской антропологии
- 1.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 2. Теория и методика
- 2.1. Контуры науки
- 2.1.1. Антропологи изучают изменчивость
- 2.1.2. Традиционные направления исследования
- 2.1.3. "Новые" горизонты антропологии
- 2.2. Наши объекты
- 2.2.1. Объекты и уровни исследования в антропологии
- 2.2.2. Популяция: относительность определения
- 2.2.3. Популяция человека и популяционная структура
- 2.2.4. Антропологическая выборка
- 2.2.5. Древняя популяция: антропологи верят в удачу
- 2.3. Наши признаки
- 2.3.1. Классификация антропологических признаков
- 2.3.2. Антропометрические признаки
- 2.3.3. Морфология мягких тканей лица
- 2.3.4. Пигментация
- 2.3.5. Волосяной покров
- 2.3.6. Дерматоглифические признаки
- 2.3.7. Одонтологические признаки
- 2.3.8. Дискретные эпигенетические признаки
- 2.3.9. Полиморфные биохимические системы
- 2.4. Изучение изменчивости: методические вопросы
- 2.4.1. Описание объектов: основные статистические показатели
- 2.4.2. Вероятностный характер явлений: "наши частные проблемы"
- 2.4.3. Многомерные методы: "новые" признаки и все та же изменчивость
- 2.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел II. Происхождение человека тема 3. Концепции антропогенеза
- 3.1. Кто мы?
- 3.1.1. Что сделал Дух?
- 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
- 3.1.3. Что сказала наука?
- 3.2. Как можно узнать истину?
- 3.3. Кто наши родственники?
- 3.3.1. Систематика приматов
- 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?
- 3.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- 4.1. Кто наши предки?
- 4.1.1. Прародина
- 4.1.2. Гоминидная триада
- 4.1.3. Наши предшественники - наши предки?
- 4.1.4. Первые люди - наши предки
- 4.2. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм: сколько у нас предков?
- 4.3. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 5. Расовое многообразие человечества тема 5. Расовое многообразие человечества
- 5.1. Понятие о расах человека
- 5.1.1. Расы человека - что это такое?
- 5.1.2. Расовое многообразие и проблема восприятия
- 5.1.3. Первые схемы (ф. Бернье, к. Линней, и. Блюменбах, ж. Бюффон)
- 5.1.4. Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм
- 5.1.5. Расы, расизм и социал-дарвинизм
- 5.2. Расовые признаки
- 5.2.1. Свойства расовых признаков
- 5.2.2. Раса, религия, язык и тип хозяйства
- 5.2.3. Раса, этнос, народ и нация
- 5.2.4. Сколько признаков у расы?
- 5.2.5. Почему возникли расовые признаки: адаптивная ценность
- 5.2.6. История рас
- 5.2.7. Как возникли расы: изоляция
- 5.2.8. Как возникли расы: метисация
- 5.2.9. Автогенетические процессы и половой отбор
- 5.3. Концепции расоведения
- 5.3.1. Типологическая концепция
- 5.3.2. Популяционная концепция
- 5.3.3. Историческая концепция
- 5.3.4. Раса: миф или реальность?
- 5.4. Расы человека и их классификации
- 5.4.1. Принципы расовых классификаций
- 5.4.2. Варианты классификаций
- 5.4.3. Классификация и. Деникера (1889-1902 гг.)
- 5.4.4. Классификация в. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.)
- 5.4.5. Система г.Ф. Дебеца (1958 г.)
- 5.4.6. Классификация я.Я. Рогинского и м.Г. Левина (1963 г.)
- 5.4.7. Классификация в.В. Бунака (1980 г.)
- 5.5. Расовое многообразие Земли
- 5.5.1. Как мы будем описывать расы Земли
- 5.5.2. Начало пути - Африка
- 5.5.3. Продолжение - Европа и Передняя Азия
- 5.5.4. Индия, Австралия и Океания
- 5.5.5. Продолжаем путь - Азия
- 5.5.6. Окончание пути - Америка
- 5.6. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 6. Антропология и этническая история
- 6.1. Этническая антропология
- 6.1.1. Этническая антропология. От биологии к истории
- 6.1.2. Объекты исследования: этнос и популяция
- 6.1.3. Скрытая опасность (о статистике, логике и здравом смысле)
- 6.2. Антропологический материал как исторический источник
- 6.2.1. Антропологический материал: когда его использовать
- 6.2.2. Общий принцип работы
- 6.2.3. Изучение древних миграций
- 6.2.4. Автохтонное развитие
- 6.2.5. "Подводные камни": объем популяции и дрейф генов
- 6.2.6. Структура популяции и бесконечная перспектива изучения
- 6.3. Восточные славяне: история и современность
- 6.3.1. Истоки исследований
- 6.3.2. Гипотезы, экспедиции и новые материалы
- 6.3.3. Обобщенный антропологический портрет русских
- 6.3.4. Региональные антропологические типы русских
- 6.3.5. Славяне
- 6.3.6. Истоки восточнославянских народов
- 6.3.7. Прародина славян
- 6.3.8. Колонизация восточнославянских племен (эпоха средневековья)
- 6.3.9. Восточные славяне в эпоху позднего средневековья
- 6.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость человека тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- 7.1. Основные закономерности онтогенеза человека
- 7.1.1. Онтогенез и возрастная антропология
- 7.1.2. Фундаментальные характеристики ростового процесса
- 7.1.3. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела)
- 7.1.4. Кривые роста различных тканей и систем организма
- 7.1.5. Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы
- 7.2. Периодизация роста и развитие человека
- 7.2.1. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития)
- 7.2.2. Схемы периодизации онтогенеза
- 7.3. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие
- 7.3.1. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст
- 7.3.2. О критериях биологического возраста
- 7.3.3. Зубной возраст
- 7.3.4. Развитие зубной системы и факторы, регулирующие этот процесс
- 7.3.5. Общее представление о механизмах развития скелета
- 7.3.6. Определение скелетного возраста
- 7.3.7. Половой диморфизм и развитие скелета
- 7.3.8. Несколько слов о генетике пола
- 7.3.9. Перипубертатный период и становление репродуктивной системы
- 7.3.10. Критерии половой зрелости
- 7.4. Эпохальные тенденции изменения темпов развития
- 7.4.1. Эпохальная акселерация и ретардация
- 7.4.2. Некоторые факты
- 7.4.3. Попытки объяснения
- 7.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- 8.1. Понятие о конституции человека
- 8.2. Компоненты тела
- 8.2.1. Понятие о компонентах тела
- 8.2.2. Способы определение компонентов тела
- 8.2.3. Хорошего человека должно быть много?
- 8.2.4. Возрастная изменчивость компонентов тела
- 8.2.5. Половые различия и изменчивость компонентов тела
- 8.3. Конституциональные схемы
- 8.3.1. Конструирование конституции
- 8.3.2. Основа всего - координаты телосложения
- 8.3.3. Схемы г. Виола и л. Мануврие (конституции по пропорциям тела)
- 8.3.4. Схема телосложения к. Сиго (все определяет среда)
- 8.3.5. Схема э. Кречмера (все определяет наследственность)
- 8.3.6. Конституциональные схемы в.В. Бунака (точность методики)
- 8.3.7. Женская конституция по и.Б. Галанту
- 8.3.8. Соматотипы детей и подростков по в.Б. Штефко и а.Д. Островскому
- 8.3.9. Конституции у. Шелдона (возможна ли непрерывная типология?)
- 8.3.10. Система б. Хит и л. Картера (конституция как открытая система)
- 8.3.11. Конституции по в.П. Чтецову, м.И. Уткиной и н.Ю. Лутовиновой
- 8.3.12. Система в.Е. Дерябина (апостериорный подход к описанию изменчивости)
- 8.4. Функциональные (физиологические) аспекты
- 8.4.1. Биохимическая индивидуальность
- 8.4.2. Функциональная конституция
- 8.4.3. Несколько слов о цикличности биохимических процессов
- 8.5. Психологические аспекты
- 8.5.1. Возможна ли такая связь?
- 8.5.2. Взгляды э. Кречмера
- 8.5.3. Работы у. Шелдона
- 8.5.4. Немного порассуждаем
- 8.6. Генетические основы
- 8.7. Конституция и медицина
- 8.7.1. Понятие физического развития
- 8.7.2. Телосложение и заболевания - снова говорим только о тенденциях
- 8.8. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 9. Экологическая антропология
- 9.1. Экологическое направление науки о человеке
- 9.1.1. Антропоэкология изучает приспособительную изменчивость
- 9.1.2. Живая планета: экологические факторы и экологические зоны
- 9.1.3. Адаптация
- 9.1.4. Акклиматизация и физиологический стресс
- 9.1.5. Наш собственный способ адаптации: среда-культура-человек
- 9.1.6. Относительность адаптации
- 9.1.7. Если адаптация относительна - как ее оценить?
- 9.2. Тенденции экологической изменчивости
- 9.2.1. Работы т.И. Алексеевой: что читать
- 9.2.2. География некоторых морфологических признаков
- 9.2.3. География некоторых физиологических и биохимических признаков
- 9.2.4. Химические элементы в среде и в составе тела человека
- 9.2.5. Питание
- 9.3. Гипотеза адаптивных типов
- 9.3.1. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли
- 9.3.2. Основные характеристики адаптивных типов
- 9.3.3. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире
- 9.4. Реконструкция прошлого: историческая экология
- 9.4.1. Историческая антропоэкология
- 9.4.2. Какую информацию мы получаем
- 9.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Хрестоматийный материал к теме 1(см. Ido.Edu.Ru/psychology)
- Хрестоматийный материал к теме 9