logo
32 стр 2я очередь

Кораблик

рис. 97

Материал и инструменты: береста, нитки или проволока, краски; нож, шило, ножницы, кисточка.

Подготовка к работе. До занятий необходимо заготовить бересту прямоугольной формы. (Бересту снимать только с сухих поваленных деревьев!) Ножом аккуратно отделить ее тонкий верхний слой до середины.

Последовательность изготовления игрушки. В начале работы взрослый беседует с ребенком, в ходе беседы уточняет, какие деревья тот знает. Затем читает стихотворение С. Есенина «Берет за» (см., с. 171), рассказывает о том, что береза не только красива; она является ценным строительным материалом (желательно рассказать, где она используется, что из нее делают). Из отходов древесины и коры, которую называют берестой, можно сделать забавные игрушки, например кораблик. Взрослый показывает образец кораблика и рассказывает, как его делают. Из куска бересты прямоугольной формы готовят парус. Для этого тонкий верхний слой коры поднимают вверх. Затем в центре задней части коры шилом делают отверстия. (Шилом работает взрослый. Если отверстия накалывает ребенок, то взрослый внимательно следит за его действиями.) При этом подготовленную бересту кладут на деревянную подставку, придерживая ее левой рукой, правой делают прокол в коре в заранее намеченном месте.

В отверстие вдевают нитку или тонкую проволоку и прикрепляют — получился парус. Лишний конец нитки обрезают. Нос кораблика надо заострить, обрезав углы бересты ножницами.

Кораблик готов. На парусе можно нарисовать солнышко, звезду и пр. Проанализировав таким образом вместе с ребенком образец, взрослый разрешает ему приступить к работе. Надо показать ребенку, как пользоваться шилом: проколы на коре делать, только положив ее на деревянную дощечку. Когда игрушка будет готова, можно разрешить поиграть ею.

Жираф

рис. 98

Материал и инструменты: береста, желудь, плоды липы или шиповника, выкройка из бумаги для туловища и шеи, веточки, клей, пластилин, нитки; иголка, ножницы, карандаш, нож.

Последовательность изготовления игрушки. В начале работы целесообразно побеседовать с ребенком о том, знает ли он о животном, его особенностях внешнего вида, затем уточнить, из какого материала делать: голову из желудя, шею, туловище, уши и рожки из бересты, ноги и хвост из веточек, рожки из плодов, глаза из пластилина. После этого надо показать, как сделать заготовки из бересты по бумажным выкройкам: выкройки накладывают на бересту, обводят карандашом и вырезают. Получаются два прямоугольника: один более короткий и широкий, он подойдет для туловища, другой — более узкий и длинный — для шеи. Прямоугольники складывают трубочкой так, чтобы с одной стороны получилось маленькое отверстие, а с другой — более широкое, после чего их соединяют и склеивают, как показано на рисунке. Места соединения деталей из бересты можно и сшить. В этом случае выполняет работу взрослый.

Голову жирафу делают из желудя. Для этого с желудя сначала снимают уши, ротик (маленькие кусочки бересты трапецевидной формы) и рожки. Для рожек можно использовать мелкие плоды шиповника и короткие тоненькие веточки, которые вставляют в желудь. Рожки к голове прилепить пластилином. Глаза также сделать из пластилина или нарисовать.

Когда голова сделана, ее соединяют с шеей. Для этого подбирают нужной толщины веточку, заостряют ее с двух сторон, смазывают клеем и вставляют в трубочку со стороны соединения с головой, как показано на рисунке. В желуде шилом делают отверстие и в него вставляют второй конец веточки.

Ноги делают из веток. Для этого в намеченном месте соединения с туловищем делают четыре отверстия, смазывают их клеем или пластилином и в эти отверстия вставляют веточки. Хвост можно сделать из бересты, которую приклеить, или из веточки с острым сучком, который продеть в отверстие сзади.

Уточнив с ребенком такую последовательность изготовления игрушки, можно приступить к работе. По окончании игрушка анализируется, подводится итог совместной работы. Ребенок убирает рабочее место.

Козлик

рис. 99

Материал и инструменты: еловая (или другая) кора, веточки деревьев, береста, кукурузное мочало, клей; карандаши, нож, кисточка.

рис. 100

Подготовка к занятию. Взрослый до занятия ножом обрезает кусочки коры, придавая им форму овала: кусочки поменьше — для головы, кусочки побольше (в 2—3 раза) — для туловища. Из коры вырезает подставку. В коре, предназначенной для головы, шилом делает одно отверстие, куда будет вставляться шея, и два отверстия — для рожек. В коре, заготовленной для туловища, делает шесть отверстий: для шеи, ног и хвоста. До начала работы читает ребенку книгу, вместе с ним рассматривает картинку в книге с изображением животного. В ходе беседы взрослый выясняет, усвоил ли ребенок особенности внешнего вида козлика, подводит к тому, в какой последовательности надо делать эту игрушку.

Последовательность изготовления игрушки. Кора, заготовленная для головы, сворачивается в конусообразную трубочку, а для туловища — в трубочку цилиндрической формы. Обе трубочки склеиваются. Затем берут четыре палочки одинаковой длины, подготовленные для ног; одну средней длины — для хвоста, одну короткую — для шеи и две совсем маленькие — для рожек, вставляют их в соответствующие отверстия, смазанные клеем. Мордочку рисуют карандашом. Теперь игрушку можно установить на подставке, которую можно сделать также из кусочка коры. На подставке наколоть четыре отверстия для ног, отверстия смазать клеем и поместить в них ножки, так игрушка будет устойчивее. Для прочности и улучшения внешнего вида ее можно покрыть лаком.