3.4.7. Представления о химических связях
Химическая связь является основным понятием, используемым при описании на языке химии. Она используется для обозначения ситуации, при которой между двумя атомами возникает эффективная сила притяжения, связанная с понижающей энергию системы перестройкой конфигурации электронных облаков, обусловленной электрическими взаимодействиями и квантово-механическими эффектами.
Химическая связь – это совокупность сил, связывающих атомы или молекулы друг с другом в новые устойчивые структуры.
Формальной численной характеристикой способности атомов участвовать в образовании химических связей является валентность (способность атомов элемента соединяться с другими атомами в определенных соотношениях).
Другой численной характеристикой химических свойств элементов является степень окисления – эффективный электрический заряд, локализующийся вблизи атомов в результате перестройки электронных облаков.
Использование концепции валентности и степени окисления в большинстве случаев позволяет решить задачу о строении молекул, не прибегая к квантовым расчетам. При образовании молекул атомы с почти заполненными внешними оболочками склонны отбирать недостающие электроны у других атомов, входящих в молекулу, проявляя окислительные свойства.
Атомы же с небольшим числом валентных электронов склонны их отдавать и являются восстановителями. При смещении вдоль химического периода (вдоль строки таблицы Менделеева) происходит постепенный переход свойств элементов от восстановительных к окислительным.
Возникновение химических связей – процесс самопроизвольный. С точки зрения термодинамики причиной образования химической связи между частицами является уменьшение энергии системы. Следовательно, образование химической связи всегда сопровождается выделением энергии, а разрыв химической связи всегда требует затраты энергии.
Различают три основных модели химической связи: ковалентную, ионную и металлическую.
Для ковалентной модели химической связи требуется обобществленная пара электронов (общая электронная пара), которая образуется за счет спаривания двух электронов с противоположными спинами, принадлежащих разным атомам (например, молекула Н2). Если оба партнера по связи притягивают пару электронов с одинаковой силой и электронное облако находится между ними более или менее симметрично, образуется ковалентная неполярная связь. Если ковалентная связь образуется между атомами разных элементов, то электронное облако оказывается смещенным к более электроотрицательному атому. (Электроотрицательность – способность атома элемента притягивать к себе общую электронную пару.) Такая связь называется ковалентной полярной (например, молекула HCl).
При ионной связи один атом отдает другому один или несколько электронов, при этом каждый атом становится обладателем стабильного набора электронов. Например, у атома хлора для стабильности в электронной оболочке недостает одного электрона, а у атома натрия на внешнем уровне – только один электрон, который он легко теряет. Этот электрон примет к себе атом хлора, и тогда у натрия протонов станет больше, чем электронов. Атомы натрия и хлора, превратившись в положительно и отрицательно заряженные ионы, соответственно притянутся друг к другу (за счет электростатических сил), образуя в твердом состоянии поваренную соль.
Металлическая связь возникает между атомами металлов, характерной особенностью которых является небольшое число электронов на внешнем уровне, слабо удерживаемых ядром. При образовании металлического кристалла валентные электроны отрываются от атомов, и металл представляет собой остов из положительно заряженных ионов, между которыми движутся свободные электроны (так называемый электронный газ).
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2. Научный метод познания и его основные черты
- 3 Естествознание и его роль в культуре
- 8 Научная картина мира
- 10. Развитие представлений о материи
- Представление о материи в Античный период
- Эпоха Средневековья
- Эпоха Возрождения
- . Представления о материи и. Ньютона и м.В. Ломоносова
- Развитие представлений о материи в XIX веке
- 1.5.6. Кризис в физике на рубеже веков
- . Понятие «материи» в XX веке
- 12 Эволюция представлений о движении
- 1.6.1. Понятие «движение» и его развитие
- Формы движения материи и их свойства
- Типы движения материи
- 13. Развитие представлений о взаимодействии
- Основные характеристики взаимодействий
- 14. Хаос и порядок
- 4.1.2. Роль энтропии как меры хаоса
- 4.1.3. Порядок
- 4.1.4. Модели хаоса и порядка
- 16 Эволюция понятий «пространство и время» Понятие о пространстве, времени, материи
- Концепции пространства и времени
- Релятивистская концепция пространства и времени
- Сравнительные свойства пространства и времени
- 19. Принципы симметрии. Понятие симметрии
- 20. Законы сохранения
- 19. Принципы симметрии
- 3. Структурные уровни и системная организация материи
- 3.1. Системная организация материи
- 3.2. Структура материи
- 3.2.1. Структурные уровни организации материи
- Структурные уровни материи
- 3.3. Переход к гелиоцентрической системе
- 27. Организация материи на химическом уровне
- 3.4.1. Основные этапы развития химии
- 3.4.2. Зарождение современной химии
- 3.4.3. Периодическая система элементов
- 3.4.4. Создание атомно-молекулярной концепции
- 3.4.5. Модель атома н. Бора
- 3.4.6. Современное представление об атомно-молекулярном учении
- 3.4.7. Представления о химических связях
- 3.4.8. Основы химической термодинамики
- 3.4.9. Основы химической кинетики
- 4.2. Синергетика
- 4.2.1. Понятие синергетики
- 4.2.2. Связь синергетики с другими науками
- 4.2.3. Самоорганизующиеся системы
- 4.2.4. Основные свойства самоорганизующихся систем