Вопрос 1. Планета Земля.
Планета Земля является космическим объектом и средой нашего обитания. Земля имеет следующие физические параметры: средний радиус — 6371,032 км (экваториальный – 6378,160 км; полярный – 6356,777 км), длина окружности экватора – 40075,696 км, площадь поверхности – 5,10×108 км2 (поверхность суши – 1,49×108 (29%), поверхность воды – 3,61×108 (71%)), объем Земли – 1,083×1012 км3, масса – 5,976×1024 кг, средняя плотность – 5518 кг/м3, средняя скорость движения по орбите вокруг Солнца – 29,76 км/с (в перигелии – 30,27, в афелии – 29,27), длина орбиты – 936250000 км, время полного оборота вокруг своей оси – 23 ч 56 мин 4,09 с, мощность солнечного излучения, падающего на Землю — ≈ 2×1014 кВт (на Землю падает 1/2200000000 часть излучения Солнца, около 55 % энергии поглощается атмосферой и земной поверхностью, а 45 % отражается).
Согласно данным сейсмологии, Земля разделяется на три основные области: кору, мантию и ядро. Толщина земной коры изменяется от 10 км в океанических областях до нескольких десятков километров в горных районах; в целом земную кору условно определяют в виде однородного слоя со средней толщиной 33 км. Ниже коры в интервале глубин 33 – 2900 км расположена мантия, а центральную часть Земли (слой глубиной от 2900 – 6371 км) составляет ядро. Оно делится на внешнее ядро — слой, состоящий, по-видимому, из расплавленного железа с примесями (он лежит в интервале глубин от 2900 до 5000 км), и на внутреннее ядро (твердый слой, лежащий в интервале глубин от 5000 до 6371 км).
Земля имеет несколько оболочек. Литосфера — внешняя сфера «твердой» Земли, включающая кору и подстилающую ее верхнюю часть мантии. Гидросфера — это совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников и снежного покрова. Часто под гидросферой подразумевают только океаны и моря. Атмосфера — газообразная оболочка Земли. По характеру распределения температуры по вертикали атмосферу принято делить на пять сфер: 1) тропосфера (нижний слой атмосферы, в котором сосредоточено до 80 % всей массы воздушной оболочки и до 90 % водяных паров; в ней происходят процессы, формирующие погоду на Земле); 2) стратосфера (в верхней части стратосферы наблюдается основная концентрация озона, поглощающего основную часть ультрафиолетового излучения Солнца); 3) мезосфера; 4) термосфера (в ней происходят процессы поглощения коротковолнового излучения Солнца); 5) экзосфера — крайне разряженная область верхней атмосферы (здесь происходит диссипация – рассеяние атмосферы). Атмосфера состоит из смеси газов: азота (78,09%), кислорода (20,95%), аргона (0,93%), двуокиси углерода (0,03%) и других газов (в атмосфере содержатся водяные пары до 2,8% от общего объема атмосферы, поэтому процентное содержание газов приведено в объемных долях, в массовых долях содержание газов в атмосфере выглядит иначе: 75,53%; 23,14%; 1,28%; 0,045% соответственно). Биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Термин «биосфера» введен в 1875 г. Эдуардом Зюссом (1831 – 1914).
Согласно современным научным представлениям литосфера состоит из подвижных плит. На границах литосферных плит образуются либо океанические хребты (вдоль них на поверхность поднимается вещество мантии), либо желоба (края плит, разрушаясь, опускаются в мантию), либо трансформные разломы (образуются в результате скольжения одной плиты вдоль другой). Движение литосферных плит приводит к изменениям конфигурации материков и океанов и их положения на поверхности Земли. Геофизик Альфред Вегенер (1880 – 1930) сформулировал первую гипотезу мобилизма (теория дрейфа материков), согласно которой 500 – 200 млн лет назад все материки были объединены в один материк, названный им Пангеей. В результате раскола Пангеи образовались ныне существующие материки. Теория дрейфа континентов, основанная на тектонике литосферных плит, на сегодняшний момент общепринята в геологии.
Литосфера является абиотической основой жизни на Земле. Живые организмы в процессе жизнедеятельности взаимодействуют между собой и окружающей средой. Литосфера в этом экологическом взаимодействии выполняет ресурсные, геодинамические, геофизические и геохимические функции. Литосферные процессы оказывают огромное влияние на развитие человеческой цивилизации, поскольку сопровождаются землетрясениями, вулканической активностью, цунами. Это периодически приводит к масштабным (или локальным) катастрофам, а также требует постоянных экономических затрат и т.д. (удорожание строительства).
Земля является объектом изучения многих наук. Из отраслевых наук особое развитие получили геология (наука о литосфере), гидрология (наука о гидросфере), климатология (наука об атмосфере), геоморфология (наука о рельефе), геофизика, геохимия, почвоведение, биогеография и т.д. География, как системная дисциплина, синтезирует знания отраслевых наук применительно к поверхности Земли и подразделяется на физическую географию и социально-экономическую географию.
- Лекция 1 Тема: наука в современном мире
- Вопрос 1. Предмет курса ксе.
- Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
- Вопрос 3. Отличие науки от других отраслей культуры.
- Вопрос 4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- Лекция 2 Тема: наука и общество
- Вопрос 1. Социальные функции науки.
- Функции культурно-мировоззренчческие;
- Функции непосредственной производительной силы;
- Функции социальной силы.
- Вопрос 2. Социокультурная обусловленность научного познания.
- Вопрос 3. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос 4. Проблемы этики науки.
- Вопрос 1. Предмет философии науки.
- Вопрос 2. Логический позитивизм.
- Вопрос 3. Фальсификационизм (к. Поппер).
- Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
- Вопрос 5. Методология научно-исследовательских программ (и. Лакатос)
- Вопрос 6. Эпистемологический анархизм (п. Фейерабенд)
- Лекция 4 Тема: структура науки
- Структура науки.
- Методы естественнонаучного познания.
- Особенности современного естествознания.
- Вопрос 1. Структура науки.
- Вопрос 2. Методы естественнонаучного познания.
- Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
- Лекция 5
- Мировоззренческая значимость исследований Вселенной.
- История исследований и новейшие открытия в космологии.
- Мегамир, его состав и строение.
- Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
- Вопрос 2. История исследований и новейшие открытия в космологии
- Вопрос 3. Мегамир, его состав и строение.
- Лекция 7 Тема: концепции физики: история и современность
- 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- 2. Классическая физика.
- 3. Физика XX века.
- Вопрос 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Вопрос 2. Классическая физика.
- Вопрос 3. Физика XX века.
- Лекция 9 Тема: живые системы.
- Вопрос 1. Концепции возникновения жизни.
- Вопрос 2. Особенности биологической формы организации материи
- Вопрос 3. Теория эволюции.
- Вопрос 4. Эволюция и генетика.
- Вопрос 5. Единство и многообразие органического мира.
- Вопрос 1. Проблема антропогенеза.
- Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке.
- Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
- Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.
- Лекция 11
- 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- 2. Сознание и бессознательное Необычайные проявления психики и сознания.
- 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Вопрос 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
- Вопрос 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Лекция 12 Тема: земля–биосфера–цивилизация.
- 1. Планета Земля.
- 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества. Русский космизм.
- 3. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Вопрос 1. Планета Земля.
- Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.
- Вопрос 2. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Лекция 14 Тема: синергетика
- 1. Синергетика как новое научное направление.
- 2. Основные понятия синергетики.
- 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.
- Вопрос 1. Синергетика как новое научное направление.
- Вопрос 2.Основные понятия синергетики.
- Вопрос 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.