logo search
metod_botanika_2013

Тема 9. Анатомическое строение корня травянистых растений

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить анатомическое строение корней травянистых растений.

Освоить: ОК-1,ОК-6, ПК-1, ПК-6, ПК-38, ПК-49.

Знать:

-Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы анатомии растений.

-Зоны корня и их характеристика.

-Анатомо-топографический состав корня при первичном и вторичном строении.

-Гистологический состав корня при первичном и вторичном строении.

Уметь:

-Самостоятельно работать с ботанической литературой.

-Пользоваться биологическими и поляризационными микроскопами.

-Готовить временные микропрепараты поперечного среза корня.

-Пользоваться реактивами для гистохимического исследования.

-Проводить анатомическое описание микропрепаратов поперечного среза корня при первичном и вторичном строении.

-Изобразить анатомо- тографическую схему строения корня.

Владеть:

-Ботаническим понятийным аппаратом.

-Техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов корня при первичном и вторичном строении.

-Навыками работы с биологическими микроскопами.

-Методами поиска задач анатомического исследования с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.

Литература

1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C. 162-167.

2. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника. - С.-Пб., 2008.- С. 182-186.

3. Галкин М.А., Балабан Л.В. Ботаника. Лекционный курс. - Пятигорск,2001.-С. 78-80.

4. Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь.- Пятигорск, 2013.- С. 12-14.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В рабочей тетради выполнить задания: 24-31.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Оборудование:микроскопы, лупы, пинцеты, препаровальные иглы, лезвия, предметные и покровные стекла; учебно-методические пособия, учебники, лекции, таблицы, схемы, фотографии.

Реактивы:растворI2 вKI, хлор-цинк-йод, раствор флороглюцина, серной кислоты раствор 50%.

Объекты:постоянные микропрепараты, фиксированные части корней ириса, тыквы.

Работа 1. Анатомическое строение корня ириса (Iris sp.)

Задание 1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа временный или постоянный микропрепарат поперечного среза корня ириса в зоне проведения.

Зарисовать схему анатомо-топографического строения корня. Обозначить: I - покровную ткань, II - первичную кору, III – центральный цилиндр.

Задание 2.Рассмотреть микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Зарисовать анатомо-гистологическое строение корня. Обозначить эпиблему, экзодерму, мезодерму, эндодерму, перицикл, флоэму, ксилему. Указать тип проводящего пучка.

Задание 3.Выполнить анатомо-гистологическое описание корня.

Работа 2. Анатомическое строение корня тыквы (Cucurbita pepo L.)

Задание 1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа временный или постоянный микропрепарат поперечного среза корня тыквы в зоне проведения. Зарисовать схему анатомо-топографического строения корня. Обозначить: I – покровную ткань, II – центральный цилиндр.

Задание 2. Рассмотреть при большом увеличении микроскопа временный или постоянный микропрепарат поперечного среза корня тыквы.

Зарисовать анатомо-гистологическое строение корня. Обозначить перидерму, перицикл, флоэму, камбий, вторичную ксилему, первичную ксилему, паренхиму радиальных лучей. Указать тип строения проводящей системы.

Задание 3.Выполнить анатомо-гистологическое описание корня.

Контрольные вопросы

  1. Анатомо-топографическое строение корня ириса в зоне проведения.

  2. Гистологический состав коры и центрального цилиндра корня ириса в зоне проведения.

  3. Анатомо-топографическое строение корня тыквы в зоне проведения.

  4. Гистологический состав покровной ткани и центрального цилиндра корня тыквы.

  5. Тип строения проводящей системы в корнях первичного и вторичного строения.