logo search
Антропология сп

1.5. Развернутая структура курса

    1. Пояснительная записка.

Цели и задачи курса

          Цель курса - ознакомление студентов, обучающихся по специальности "Психология" с широким кругом вопросов, изучаемых современной биологической (физической) антропологией.Средизадач учебного курса- формирование общего представления о предмете, ознакомление с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии. Представленный учебно-методический комплекс материалов предназначен в первую очередь для самостоятельного овладения учащимися всей программой учебной дисциплины "Антропология".

        Решение поставленной задачи - обзора научной дисциплины - представляется не очень простым делом. Биологическая антропология обширна, ее исследования охватывают чрезвычайно широкий спектр разнокачественных вопросов относительно эволюционной истории современного человека и его биологических предшественников, проблемы популяционного (расового, этнического, экологического) и, наконец, индивидуального (возрастного, конституционального и пр.) разнообразия человека. В целях систематизации этого материала нами вводится ключевое понятие - представление о биологической изменчивостичеловека, при помощи которого авторы пытаются несколько упорядочить учебный материал и объединить разнородные явления, исследуемые данной областью исторического и естественного знания.

         Введение ряда общих понятий позволяет немного расширить стандартную программу учебного курса по антропологии. Общий объем предложенных знаний включает в себя, прежде всего, описание закономерностей изменчивости современного человека в связи с исследованием биологической истории Homo sapiens. Обсуждаются проблемы истоков, прародины, расселения человечества по ойкумене, описываются тенденции расовой, экологической и конституциональной дифференциации. Особое внимание уделено процессу формирования изменчивости биологических свойств человека в ходе роста, развития и старения организма, биологическим аспектам адаптивных свойств человека и предпосылкам этногенеза.

          Помимо вопросов биологической истории человечества, в курсе кратко освещаются такие темы, как происхождение орудийной деятельности, социальные механизмы взаимоотношения человека с природой, биологические предпосылки формирования социальных отношений. Эти темы связаны с социальной историей человечества, и без их знания невозможно понять, как человеку удалось освоить нашу планету и как в ходе этого освоения происходило изменение его биологических свойств.

          Наконец, значительное внимание уделено проблеме междисциплинарного взаимодействия и положения биологической антропологии в кругу теоретических и практических дисциплин гуманитарного и естественного знания.