3 Естествознание и его роль в культуре
Естествознание состоит из двух составляющих: «естество», что значит «природа» и «знание». Следовательно, естествознание – это совокупность наук о Природе, взятых в их взаимодействии, взаимозависимости, как целое.
Концепция (лат. conceptio понимание, система) – определенный способ понимания, суждений о событиях, фактах и трактовках каких-либо явлений, основная точка зрения.
Курс «Концепции современного естествознания», представляет собой «синтез мудрости древних цивилизаций, естественных и гуманитарных наук, путь к пониманию Природы, человека и общества». Изучение естествознания нужно культурному человеку не только затем, чтобы обладать определенным объемом знаний, но и для формирования единого взгляда на мир, человека и его место, роли и значение в Природе.
К предметам естествознания относятся:
различные формы движения материи в природе (движение микрочастиц, механическое движение, физическое, химическое, органическое и т.д.);
последовательные уровни организации материи и их взаимосвязи (клеточный, организменный, популяционный, биосферный);
основные формы бытия – пространство и время;
закономерная связь явлений природы, как общего, так и специфического характера.
В настоящее время естествознание имеет три главных направления:
– изучение большого;
– изучение малого;
– изучение сложного.
Изучением большого занимается наука астрономия – наука о строении и развитии космических тел и всей Вселенной. Астрономы наблюдают все более отдаленные объекты, пытаются составить представление о том, как выглядит населяемый нами мир во Вселенной. Современная астрономическая наука изучает процессы, протекающие в макро- и мегамире. Ученые изучают не только тела на огромных расстояниях, но и на продолжительных отрезках времени.
Изучением малого занимается физика – наука о наиболее общих свойствах материального мира: о существующих формах материи, ее строении, о взаимодействии различных форм материи и их движении. Физика – это мир атомов, из которых состоим мы сами и все вокруг. Атомы, их строение, взаимодействие, более мелкие структурные единицы материи – сложнейшие объекты исследований.
Область сложного принадлежит биологии, изучающей живую Природу. Возникновение живой клетки, многоклеточного организма, мышления, все проявления жизни: строение и функции живых существ, их сообществ, распространение, происхождение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и неживой природой.
Естественные науки, вместе с науками о человеке и обществе, искусством, литературой, религией – являются составными частями общечеловеческой культуры.
Термин «наука» употребляется в следующих смыслах:
особый род знания, обладающий собственными характеристиками, отличающими его от других видов;
особый род деятельности по формированию такого знания;
особый социальный институт, представленный различными организациями и учреждениями.
Все эти значения термина «наука» совершенно правомерны и имеют право на существование. Науку можно рассматривать и как знание, и как деятельность, и как социальный институт.
Наука как социальный институт представляет собой совокупность организаций и учреждений, в которых и через которые особая группа людей (научное сообщество) осуществляет свою деятельность – получение объективного знания, попутно решая иные, не познавательные задачи: политические, юридические, социальные и т.п.
Наука как деятельность предполагает творческий процесс получения знания и направлена на раскрытие объективных законов, по которым существуют природа, общество и человек. Научная деятельность имеет и социальный аспект: выполнение разного рода социальных ролей и функций, напрямую не связанных с генерированием знания.
Главная особенность научного знания – рациональность. В науке новые сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Представления о рациональности меняются в связи с получением новых знаний, однако логическая непротиворечивость остается неизменным правилом и лежит в основании любой концепции рациональности.
Другой особенностью научного знания является объективность. Наука ставит своей целью постижение явлений, событий и объектов Природы как можно более полно и точно, по возможности, исключая субъективистские моменты.
В отличие от обыденного знания научное знание не ограничивается констатацией фактов, а стремится их объяснить, т.е. имеет объяснительный характер. Научное знание является знанием доказательным. Наука имеет направленность на обоснование своих положений. Это, однако, не отменяет того факта, что в научном знании существуют гипотезы, которые в дальнейшем могут быть опровергнуты, парадоксы, недоказанные теоремы и т.п.
Наука стремится обнаружить общее и необходимое за единичным и случайным. Цель науки – открытие закономерностей и общих принципов.
Особые задачи науки – это предсказание неизвестных фактов и явлений и определение тенденций развития уже известных. Предсказательная сила, или эвристичность, научных теорий – одно из важнейших свойств, по которым оценивается новое знание в науке.
Особенностью научного знания является также его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теориях и концепциях, которые согласуются друг с другом и с доминирующими в ту или иную эпоху мировоззренческими представлениями о бытии, человеке, возможном и невозможном и т.п.
- 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2. Научный метод познания и его основные черты
- 3 Естествознание и его роль в культуре
- 8 Научная картина мира
- 10. Развитие представлений о материи
- Представление о материи в Античный период
- Эпоха Средневековья
- Эпоха Возрождения
- . Представления о материи и. Ньютона и м.В. Ломоносова
- Развитие представлений о материи в XIX веке
- 1.5.6. Кризис в физике на рубеже веков
- . Понятие «материи» в XX веке
- 12 Эволюция представлений о движении
- 1.6.1. Понятие «движение» и его развитие
- Формы движения материи и их свойства
- Типы движения материи
- 13. Развитие представлений о взаимодействии
- Основные характеристики взаимодействий
- 14. Хаос и порядок
- 4.1.2. Роль энтропии как меры хаоса
- 4.1.3. Порядок
- 4.1.4. Модели хаоса и порядка
- 16 Эволюция понятий «пространство и время» Понятие о пространстве, времени, материи
- Концепции пространства и времени
- Релятивистская концепция пространства и времени
- Сравнительные свойства пространства и времени
- 19. Принципы симметрии. Понятие симметрии
- 20. Законы сохранения
- 19. Принципы симметрии
- 3. Структурные уровни и системная организация материи
- 3.1. Системная организация материи
- 3.2. Структура материи
- 3.2.1. Структурные уровни организации материи
- Структурные уровни материи
- 3.3. Переход к гелиоцентрической системе
- 27. Организация материи на химическом уровне
- 3.4.1. Основные этапы развития химии
- 3.4.2. Зарождение современной химии
- 3.4.3. Периодическая система элементов
- 3.4.4. Создание атомно-молекулярной концепции
- 3.4.5. Модель атома н. Бора
- 3.4.6. Современное представление об атомно-молекулярном учении
- 3.4.7. Представления о химических связях
- 3.4.8. Основы химической термодинамики
- 3.4.9. Основы химической кинетики
- 4.2. Синергетика
- 4.2.1. Понятие синергетики
- 4.2.2. Связь синергетики с другими науками
- 4.2.3. Самоорганизующиеся системы
- 4.2.4. Основные свойства самоорганизующихся систем