Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Научные достижения преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Она обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Наука выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе больший «вес» в международном сообществе.
Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности, а также отрасль культуры, которая существовала не всегда и не у всех народов. Наука – это одна из форм постижения мира. Это постижение закрепляется в виде знаний. Науку можно определить как высокоорганизованную высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем самого человека.
Томас Генри Гексли: «Наука — это просто-напросто хорошо натренированный и организованный здравый смысл».
Владимир Сергеевич Соловьев: «Наука — в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте кавалерийских лошадей. В более тесном смысле из области науки исключаются, с одной стороны, все чисто фактические и технические сведения и указания, а с другой стороны, все чисто умозрительные построения, и она определяется как объективно-достоверное и систематическое знание о действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного порядка».
Наука образует сущность человеческого знания; по И. Канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (гипотез, теорий) и проблем, относящихся к действительности в целом и к отдельным ее областям.
Ученые в процессе познавательной деятельности ориентируются на определенные нормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской работы. В этих идеалах и нормах науки выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически изменчивы, все же во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформировавшегося еще в Древней Греции. Его принято называть рациональным. Этот стиль мышления основан на двух фундаментальных идеях: 1) природной упорядоченности, т.е. признании существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей; 2) формального доказательства как главного средства обоснованности знания.
В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:
1. универсальность, т.е. исключение любой конкретики – места, времени, субъекта и т. п. Критерий универсальности также означает то, что научные знания являются истинными для всего универсума при тех условиях, при которых они получены человеком;
2. фрагментарность — подчеркивает тот факт, что наука изучает различные фрагменты реальности, а не бытие в целом, в результате чего наука делится на отдельные специальные дисциплины;
3. общезначимость характеризует научные знания как пригодные для всех людей (независимо от пола, возраста, вероисповедания и т.д.). Критерий общезначимости подчеркивает язык науки (как необходимое условие научного исследования), который отличается от естественных языков четкостью, однозначностью фиксации терминов и понятий. Язык науки способствует объединению не только ученых, но и всех людей (латинский язык);
4. обезличенность означает, что индивидуальные особенности личности ученого никак не представлены в результатах научного исследования (законы Ньютона не позволяют судить о том, каков был этот человек, какого роста был, что любил, что ненавидел и т.д.);
5. систематичность подчеркивает тот факт, что наука имеет определенную структуру и упорядоченность;
6. незавершенность указывает на бесконечность процесса познания, несмотря на то, что наука все более систематически проникает в глубь и ширь действительности, в элементы бытия, событий. В научных исследованиях важную роль играет установка на постоянный рост знания, получение нового знания;
7. критичность науки означает готовность поставить под обоснованное сомнение (критицизм отличается от скептицизма) и пересмотреть любые свои результаты;
8. чувственность указывает на то, что научное познание ограничено только рамками человеческой чувственности, диапазон которой расширяется различными приборами (микроскоп, камера Вильсона); научные результаты требуют эмпирической проверке с использованием восприятия и только и только после этого признаются достоверными;
9. достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, четко сформулированным правилам (критерии истинности знания);
10. согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания. Частным случаем согласованности знания является его преемственность, которая означает, что новые научные знания определенным образом и по строгим правилам согласуются со старыми знаниями (формально-логическая непротиворечивость, принцип соответствия Н. Бора);
11. простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов («бритва Оккама», редукция);
12. объяснительный потенциал указывает на то, что научные теории способны объяснять факты и процессы не только настоящего, но и будущего (периодическая таблица Д. И. Менделеева, открытие Нептуна и Плутона);
13. наличие предсказательной силы, вся практика человека отчасти основывается на предвидении. Включаясь в любой вид деятельности, человек заранее предполагает (предвидит) получение определенного результата. В своей целенаправленной деятельности человек опирается на знания. Правда, следует учитывать относительный характер предвидения и то, что будущее всегда в чем-то непредсказуемо;
14. внеморальность означает, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
Говоря о науке, необходимо сказать о характерных чертах или признаках научности знания. Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям. Критерии научности знания следующие.
1. Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе». При этом происходит отвлечение от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного и сверхприродного.
2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. В научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Согласно Готфриду Вильгельму Лейбницу принцип достаточного основания гласит, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему дело обстоит так, а не иначе. Судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.
3. Эссенциальная направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но не существенных свойств объекта тоже подчинено этой цели).
4. Особая организация, особая системность знания, не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.
5. Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности). Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истина не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.
Эти общие критерии или нормы научности входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории. Критерии научности знания позволяют отграничивать научное знание от паранаучных знаний и практик (алхимия, астрология и т.д.), а также от других форм познавательной деятельности.
- Лекция 1 Тема: наука в современном мире
- Вопрос 1. Предмет курса ксе.
- Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
- Вопрос 3. Отличие науки от других отраслей культуры.
- Вопрос 4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- Лекция 2 Тема: наука и общество
- Вопрос 1. Социальные функции науки.
- Функции культурно-мировоззренчческие;
- Функции непосредственной производительной силы;
- Функции социальной силы.
- Вопрос 2. Социокультурная обусловленность научного познания.
- Вопрос 3. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос 4. Проблемы этики науки.
- Вопрос 1. Предмет философии науки.
- Вопрос 2. Логический позитивизм.
- Вопрос 3. Фальсификационизм (к. Поппер).
- Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
- Вопрос 5. Методология научно-исследовательских программ (и. Лакатос)
- Вопрос 6. Эпистемологический анархизм (п. Фейерабенд)
- Лекция 4 Тема: структура науки
- Структура науки.
- Методы естественнонаучного познания.
- Особенности современного естествознания.
- Вопрос 1. Структура науки.
- Вопрос 2. Методы естественнонаучного познания.
- Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
- Лекция 5
- Мировоззренческая значимость исследований Вселенной.
- История исследований и новейшие открытия в космологии.
- Мегамир, его состав и строение.
- Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
- Вопрос 2. История исследований и новейшие открытия в космологии
- Вопрос 3. Мегамир, его состав и строение.
- Лекция 7 Тема: концепции физики: история и современность
- 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- 2. Классическая физика.
- 3. Физика XX века.
- Вопрос 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Вопрос 2. Классическая физика.
- Вопрос 3. Физика XX века.
- Лекция 9 Тема: живые системы.
- Вопрос 1. Концепции возникновения жизни.
- Вопрос 2. Особенности биологической формы организации материи
- Вопрос 3. Теория эволюции.
- Вопрос 4. Эволюция и генетика.
- Вопрос 5. Единство и многообразие органического мира.
- Вопрос 1. Проблема антропогенеза.
- Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке.
- Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
- Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.
- Лекция 11
- 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- 2. Сознание и бессознательное Необычайные проявления психики и сознания.
- 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Вопрос 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
- Вопрос 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Лекция 12 Тема: земля–биосфера–цивилизация.
- 1. Планета Земля.
- 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества. Русский космизм.
- 3. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Вопрос 1. Планета Земля.
- Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.
- Вопрос 2. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Лекция 14 Тема: синергетика
- 1. Синергетика как новое научное направление.
- 2. Основные понятия синергетики.
- 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.
- Вопрос 1. Синергетика как новое научное направление.
- Вопрос 2.Основные понятия синергетики.
- Вопрос 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.