logo search
metod_botanika_2013

Тема 21. Морфология осевых членов высших растений

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить морфологическое строение стебля и корня.

Освоить ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-49.

Знать:

-Основные члены высших растений.

-Определение корня, стебля, побега.

-Виды корней в зависимости от происхождения.

-Типы корневых систем.

-Морфологическое разнообразие стебля.

-Части побега.

-Способы листорасположения.

-Метаморфозы корней и побега.

Уметь:

-Пользоваться учебной литературой для освоения основных понятий и терминов морфологии растений.

-Классифицировать органы и члены сосудистых растений.

-Различать виды корней и типы корневых систем.

-Определять форму стебля и положение побега в пространстве.

-Определять способы листорасположения.

Владеть:

-Ботаническим понятийным аппаратом.

-Методами описательного, сравнительного и экспериментального морфологического анализа.

-Навыками работы с гербарным материалом.

Литература

  1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника. – С.- Пб., 2008.- C. 141-142, 146-153, 177-180, 187-189.

  2. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – С.- Пб., 2001.- C.122, 125-135,157-160,167-169.

  3. Галкин М.А., Балабан Л.В. Ботаника. Лекционный курс. - Пятигорск, 2001.-С. 18-22, 24-25.

  4. Галкин М.А., Хромцова Е.Н. Рабочая тетрадь.- Пятигорск, 2013.-С. 21-23.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В рабочей тетради выполнить задания: 70-75.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Оборудование: лупы, препаровальные иглы, пинцеты

Объекты изучения:гербарий, фиксированные объекты, фотографии.

Работа 1. Виды корней. Типы корневых систем. Метаморфозы корней.

Материал: гербарий корневых систем, корнеплоды

Задание I: зарисовать корневые системы, характерные для однолетних двудольных и однодольных растений, для многолетних травянистых растений. Обозначить тип корневой системы (в скобках указать устаревшее название). Обозначить виды корней, образующих систему.

Задание 2:зарисовать корнеплод моркови и корнеклубни георгина. Указать, видоизменением, какого вида корня являются эти метаморфозы.

Работа 2. Стебель. Форма стебля. Положение стебля в пространстве

Материал: гербарные экземпляры растений с различной формой стебля и с различным положением стебля в пространстве.

Задание 1: зарисовать части цилиндрического, ребристого, трехгранного, четырехгранного, многогранного, сплюснутого, крылатого стеблей. Сделать обозначения.

Задание 2: зарисовать фрагменты нижней части прямостоячего, стелющегося, вьющегося, восходящего, ползучего, лазающего стеблей. Сделать обозначения.

Работа 3. Побег. Части побега. Метаморфозы побега

Материал: части побегов гледичии, побеги иглицы, метаморфозы побегов, части укороченных и удлиненных побегов, гербарные экземпляры травянистых растений.

Задание 1: зарисовать часть удлиненного побега. Обозначить узлы, междоузлия, пазуху листа.

Задание 2:зарисовать часть укороченного и удлиненного побегов. Сделать обозначения.

Задание 3: зарисовать способы листорасположения, сделать обозначения.

Задание 4: зарисовать избранные метаморфозы побега или их фрагменты: колючки гледичии, усы земляники или винограда, филлокладии иглицы, корневище ландыша, клубень картофеля, луковицу лука. Сделать обозначения и привести доказательства происхождения, зарисованных метаморфозов.

Контрольные вопросы

1. Виды корней и их определения.

2. Типы корневых систем и их определения.

3. Метаморфозы корней и их происхождение.

4. Формы стебля.

5. Положение стебля в пространстве. Определения прямостоячего, восходящего, стелющегося, вьющегося стеблей.

6. Определение понятий: узел, междоузлие, листовая пазуха.

7. Метаморфозы побега и их происхождение.