Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
Астрономия (наука о положении, движении, строении и развитии небесных тел, их систем и других форм космической материи) — древнейшая из наук и по своей природе является наиболее мировоззренчески значимой. Важен и специфичен вклад астрономии в общенаучную картину мира. Известен и широкий интерес к достижениям астрономии. Многие сферы человеческой деятельности непосредственно связаны с космосом: наука (астрономия), техника (космонавтика), искусство (научная фантастика), поиски внеземного разума (уфология), паранаука (астрология), повседневная практика (от ориентирования на местности до лунного календаря посадки растений) и т.д.
Особое место астрономии обусловлено, помимо ее практической значимости, этическими, эстетическими, религиозными соображениями. Исследования вселенной находятся на своеобразном стыке науки, религии и философии. Наибольшее количество вечных вопросов – о происхождении мира, жизни, разума, месте человека в мироздании возникали и возникают тогда, когда он обращает взор к космосу.
Иммануил Кант: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все большим удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Космическое пространство (вселенная) является особым, не имеющим аналогов, объектом исследования. При этом не следует забывать, что мы видим этот объект исследования в «прошедшем времени», т.к. история астрономических наблюдений насчитывает лишь одну миллионную часть времени, необходимого для прохождения светом радиуса видимой Вселенной. Например, от ближайшей галактики, Туманности Андромеды, свет идет до Земли 1,5 миллиона лет (для сравнения — 150 млн. км. от Солнца до Земли свет проходит за 8 минут). Это означает, что подавляющая доля событий ее истории прошла «без свидетелей»; до нас никогда не дойдет свет «ушедших за горизонт» источников.
Понятие «физическая вселенная» может рассматриваться как астрономическая система не в абсолютном, окончательном и всеохватывающем смысле, а лишь в относительном смысле, применительно к соответствующему этапу научной практики и знаний. То есть, исследуемая наукой вселенная представляет собой фрагмент мироздания, охваченный нашими эмпирическими и теоретическими горизонтами. Наряду с понятием «вселенная» используется термин «метагалактика», который обозначает тот же объект исследования, но с точки зрения его структуры — как упорядоченную систему галактик.
Познание вселенной в естествознании осуществляется путем разработки космогонических и космологических концепций, основанных на астрономических наблюдениях и их теоретическом обобщении, а также на достижениях других отраслей науки (физики, математики, химии, геологии).
Космогония — область науки, в которой изучается происхождение и развитие небесных тел и их систем. Условно она разделяется на планетную космогонию и звездную. Космология же, рассматривает вселенную как единое целое. Космологические концепции дают представление об общих закономерностях строения и эволюции вселенной, выступая основными элементами познания бесконечного материального мира. По мере развития естествознания, с его новыми научными открытиями, появляются и новые глобальные космогонические и космологические концепции, которые играют важную роль в обобщении наших знаний о мире космоса, о его структуре, помогают построить глобальные модели развития вселенной. Следует отметить, что здесь используются методы исследования и концепции, существенно различающиеся по своему характеру и содержанию. Каждый раз (как показывает история науки) открытия в исследованиях вселенной заставляли переосмысливать мировоззренческие и методологические принципы, картину мира. Это относится и к гелиоцентрической концепции Н. Коперника, и к концепции расширяющейся вселенной.
- Лекция 1 Тема: наука в современном мире
- Вопрос 1. Предмет курса ксе.
- Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
- Вопрос 3. Отличие науки от других отраслей культуры.
- Вопрос 4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- Лекция 2 Тема: наука и общество
- Вопрос 1. Социальные функции науки.
- Функции культурно-мировоззренчческие;
- Функции непосредственной производительной силы;
- Функции социальной силы.
- Вопрос 2. Социокультурная обусловленность научного познания.
- Вопрос 3. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос 4. Проблемы этики науки.
- Вопрос 1. Предмет философии науки.
- Вопрос 2. Логический позитивизм.
- Вопрос 3. Фальсификационизм (к. Поппер).
- Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
- Вопрос 5. Методология научно-исследовательских программ (и. Лакатос)
- Вопрос 6. Эпистемологический анархизм (п. Фейерабенд)
- Лекция 4 Тема: структура науки
- Структура науки.
- Методы естественнонаучного познания.
- Особенности современного естествознания.
- Вопрос 1. Структура науки.
- Вопрос 2. Методы естественнонаучного познания.
- Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
- Лекция 5
- Мировоззренческая значимость исследований Вселенной.
- История исследований и новейшие открытия в космологии.
- Мегамир, его состав и строение.
- Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
- Вопрос 2. История исследований и новейшие открытия в космологии
- Вопрос 3. Мегамир, его состав и строение.
- Лекция 7 Тема: концепции физики: история и современность
- 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- 2. Классическая физика.
- 3. Физика XX века.
- Вопрос 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Вопрос 2. Классическая физика.
- Вопрос 3. Физика XX века.
- Лекция 9 Тема: живые системы.
- Вопрос 1. Концепции возникновения жизни.
- Вопрос 2. Особенности биологической формы организации материи
- Вопрос 3. Теория эволюции.
- Вопрос 4. Эволюция и генетика.
- Вопрос 5. Единство и многообразие органического мира.
- Вопрос 1. Проблема антропогенеза.
- Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке.
- Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
- Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.
- Лекция 11
- 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- 2. Сознание и бессознательное Необычайные проявления психики и сознания.
- 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Вопрос 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
- Вопрос 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Лекция 12 Тема: земля–биосфера–цивилизация.
- 1. Планета Земля.
- 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества. Русский космизм.
- 3. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Вопрос 1. Планета Земля.
- Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.
- Вопрос 2. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Лекция 14 Тема: синергетика
- 1. Синергетика как новое научное направление.
- 2. Основные понятия синергетики.
- 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.
- Вопрос 1. Синергетика как новое научное направление.
- Вопрос 2.Основные понятия синергетики.
- Вопрос 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.