logo search
КСЕ Кузнецов

Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.

Биоэтика — это наука о самоценности жизни, основа для выработки новой морально-этической системы, человеческих взаимосвязей и отношений. Биоэтику (или сложные поведенческие программы, присущие животному миру) можно рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Только часть черт поведения человека обусловлена воспитанием, образованием и другими культурными факторами. Наше поведение в значительной степени биологично.

Этологи (специалисты по поведению животных) открыли большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами. Существуют древние практики приручения и дрессировки животных, когда им прививаются правила поведения, совершенно им чуждые (собака, лошадь). По мнению австрийского этолога Конрада Лоренца (1903 – 1989), этика животных — создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные программы поведения, в некоторых случаях возникающие при общении с себе подобными, т.е. полезные. Необходимый инстинкт остается неизменным, но для особых случаев, где он был бы вреден, актуализируется специальный механизм торможения (аналог – человеческие табу).

Важнейшие запреты биовидов: «не убей своего» – узнавание по запаху, а не персонально, как у людей; «нельзя нападать неожиданно и сзади, без предупреждения и проверки (свой-чужой)» – аналог – ритуал у людей; запрет применять убийственный прием в схватке со своим; нельзя бить того, кто принял позу покорности (у людей – не бей лежачего); «победа с тем, кто прав» – животное, защищающее свою территорию, нору, детеныша, почти всегда выигрывает в схватке с сородичами, в том числе и потому, что противник заранее психически ослаблен, его агрессивность сдерживается механизмом торможения. Таким образом, существует много аналогий запретов в обществе человека и сообществах животных.

В процессе антропосоциокультурогенеза совершился необратимый переход от инстинктивной биоэтики к человеческому нравственному существованию. Табу на близкородственные связи — первый в ряду простейших социально-нравственных запретов, возникших в глубокой древности и навеки сохранивших свое непреложное значение. Можно выделить три простейших нравственных требования первобытных людей. Это, во-первых, абсолютный запрет на кровосмешение; во-вторых, запрет на убийство соплеменника; в-третьих, требование поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни.

Конечно, древнейшие нравственные требования весьма существенно отличаются от предписаний развитой морали, которая, например выдвигает идеал целомудрия и запрещает супружескую неверность, распространяет правило «не убий» на человеческий род в целом; включает в сферу сострадания не только людей, но и «братьев меньших» —животных. Развитая мораль не отрицает ни одного из древнейших нравственных требований. Простейшие нравственные запреты образуют вечный фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм. Они имеют надбиологический смысл, понятный людям именно потому, что они выделились из животного царства. Однако человеческая мораль не закреплена на уровне инстинктов, поэтому допускает неоднозначное поведение (действия) человека (в том числе и агрессию) на основе коллективного или индивидуального понимания (интерпретации) добра и зла, пользы и вреда, привлекательного и отвратительного, священного и кощунственного. Развитие морального сознания человечества — это одновременно и преемственность в отношении простейших нравственных требований и преодоление их ограниченного смысла (запрет на убийство сородича не исключает убийство чужака).

В 60-е гг. идея о генетической природе неравенства сменяется концепцией группы как системного целого, где, с одной стороны, имеют место поведенческие реакции индивидуального эгоизма, с другой — протосоциальные альтруистические формы поведения. В протосоциальных группах видны те отношения (связанные с целостностью организации, иерархией и распределением ресурсов, порядком), которые в человеческом обществе с его спецификой станут параметрами государственной власти и приобретут свои особые качества. Функциональным базовым назначением как индивида, так и группы является сохранение видового генотипа вообще и генотипа данной популяции в частности (в пределах от эгоизма до альтруизма). Иерархия особей порождает отношения господства и подчинения (ранговая иерархия в группах животных).

Биоэтика в широком смысле включает в себя этические регулятивы отношений к живым существам, в том числе и к человеку. Как разновидность прикладной этики она сформировалась сравнительно недавно – в конце 60 – начале 70-х годах ХХ века. Её возникновение обусловлено, прежде всего, достижениями медицины и её техническим перевооружением. Достижения медицины определили успех таких её направлений, как генная инженерия, трансплантация органов, биотехнология и т.д. А эти успехи, в свою очередь, обострили старые и вызвали новые моральные проблемы, с которыми сталкивается врач при общении с пациентом, его родственниками и даже со всем обществом. Приведем конкретный пример. Возможности оживления умершего человека (клиническая смерть) привели к тому, что остановка сердца перестала быть признаком смерти, каковым, однако, являются необратимые изменения в центральной нервной системе. Но согласно догматам христианства и буддизма, признаками смерти являются остановка сердца и прекращение дыхания. А это означает, что при бьющемся сердце не допускается изъятие органов для трансплантации; трансплантация сердца вообще исключается. Разумеется, это относится лишь к тем народам, которые соблюдают установленные догматы. Мы видим, как принципы религии могут приходить в противоречие с принципами гуманизма. Вместе с тем в странах, где трансплантация сердца стала нормой, замечены случаи, когда диагноз смерти порой ставится некорректно.

Проблемы, о которых идет речь, возникли как неизбежность и часто не имеют однозначного решения. Они становятся очевидными, когда мы задаём такие вопросы: с какого момента следует считать наступление смерти (каков её основной критерий)? Допустима ли эвтаназия (легкая смерть)? Имеются ли пределы поддержания жизни смертельно больного человека и если да, то каковы они? С какого момента зародыш следует считать живым существом? Допустимо ли преждевременное прекращение беременности, убийство ли это живого существа? В одном ряду с этими вопросами находится и проблема генной инженерии человека. Её можно сформулировать так: допустимо ли с точки зрения моральных норм вмешательство в генотип человека?

Этические аспекты генной инженерии занимают значимое место в ряду других проблем биоэтики. Актуальность генной инженерии человека обнаруживается сразу, как только мы обратимся к необходимости лечения больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом. Проблемы, связанные с генной инженерией, сегодня без преувеличения приобретают глобальный масштаб. Заболевания на генном уровне все чаще обусловлены развитием цивилизации. Развитие атомной энергетики, получение синтезированных химических соединений, использование гербицидов в сельском хозяйстве и прочее, создают новую природную среду, которая очень часто не является идеальной для человека. Повышенная радиация и увеличение доли химических веществ в атмосфере становятся факторами, вызывающими мутации у человека. Многие из них как раз и проявляются в виде наследственных болезней и аномалий.

Необходимость исправления «ошибок природы», генной терапии наследственных болезней выдвигает на первый план такую область молекулярной генетики, которую называют генной (или генетической) инженерией. Генная инженерия – это раздел молекулярной биологии, прикладная молекулярная генетика, задачей которой является целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов при помощи генетических биохимических методов. Она основана на извлечении из клеток какого-либо организма гена или группы генов, соединении их с определёнными молекулами нуклеиновых кислот и внедрении полученных гибридных молекул в клетки другого организма. Генная инженерия, открывая большие перспективы в лечении наследственных заболеваний, становится подлинно научной альтернативой евгенике (теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения). Ибо она не стремится вывести элитарную «породу» людей в противовес основной массе населения, а ставит своей задачей исправить недостатки природы, помочь избавить человечество от наследственных недугов. Конечно, при этом нельзя забывать, что её успехи относительны и возможны только при одновременном улучшении социальных условий жизнедеятельности человека. Лишь в условиях благоприятной природной и социальной среды можно стабилизировать геном и генофонд человека.

Таким образом, содержанием биоэтики является моральность экспериментов на человеке, проблемы эвтаназии, аборта, новых репродуктивных технологий, трансплантации органов и тканей, вопросы медицинской генетики, генной инженерии, психиатрии, проблемы прав душевнобольных, а также социальной справедливости в области здравоохранения.