Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
человеческой психики и сознания.
Единство человека с биосферой является несомненным. В человеке тенденция совершенствования нервной системы (мозга) животных достигла вершины, он стал носителем разума (или интеллекта) — способности мозга обрабатывать информацию, создавать алгоритмы, мыслить абстрактно и рефлексировать. Подобно возникновению жизни, появление разума на нашей планете представляет собой естественный и закономерный этап в ее космической эволюции. Появление человеческого разума предопределяет коренной перелом в развитии материи, ибо она получила возможность познавать саму себя. В этом плане человек представляет собой уникальное существо, использующее целый ряд адаптивных и преобразовательных стратегий. В целом можно утверждать, что разум, общественная организация и духовный мир — необходимые параметры в эволюции человека и, соответственно, в эволюции биосферы, в результате чего возникла и стала развиваться ноосфера. В связи с этим появляется вопрос: каким образом в биологической эволюции нашей планеты у предка человека современного типа возникли качественно новая память, человеческий интеллект или человеческое сознание как новая форма отражения мира? Ответ на этот вопрос дан в философской литературе: вовлечение предков человека в сферу труда привело к тому, что способ производства материальных благ стал специфическим способом существования человека, что в едином процессе преобразований изменилась биология предков человека, сформировалась полноценная речь, сознание, интеллект, духовный мир.
Такие надбиологические феномены, как труд, социальная связь и сознание, которое неотделимо от языка, невозможно вывести прямо антропогенетическим путем из биологии человека. Как известно, труд представляет собой целесообразную деятельность, это значит, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (К. Маркс). Как целесообразная деятельность немыслима без сознания, так и сознание предполагает в качестве предпосылки социальную связь людей, основанную на трудовой деятельности. Получается, что все три стороны собственно человеческой реальности — сознание, общество и труд — взаимно предполагают друг друга.
Оригинальное решение этого вопроса предлагает отечественный философ Ю.М. Бородай, занимающийся исследованием проблемы происхождения и функционирования человеческого воображения. Он исходит из фундаментального открытия И. Канта: человеческое сознание начинается с произвольного (продуктивного) воображения, причем многочисленные исследования свидетельствуют о том, что как раз воображение служит «пусковой пружиной» подавляющего большинства психических процессов, в том числе и мыслительных актов. Следовательно, выяснение происхождения воображения фактически означает получение ответа на вопрос: как и почему возникает сознание, психика человека. Истоки воображения следует искать в биологии, а именно в эволюции некоторых видов приматов. Их эволюция зашла в тупик непреодолимого противоречия между сексуальными побуждениями и инстинктом самосохранения в сообществах эротически возбужденных и уже вооруженных примитивными орудиями хищников, которые прекрасно владели навыками убийства себе подобных.
Выдвинутое предположение находит свое подтверждение в современной теории антропогенеза, утверждающей, что именно жесточайшее самоподавление всех проявлений эротики и неразрывно связанной с ними агрессивности лежит в основе возникновения собственно архаических форм человеческого сообщества — первых тотемных форм экзогамии с присущими им моральными табу. В основе же системы нравственных запретов лежит совесть, которая прямо связана с воображением. Механизм совести, как известно, состоит в том, что происходит прорыв рефлекторного автоматизма реакции благодаря способности представления в идеальном плане возможных, в том числе и негативных, последствий того или иного поступка, действия.
Такого рода «проигрывание» в сознании сценария возможных отрицательных последствий, вытекающих из удовлетворения некоторых своих животных вожделений, диктует с необходимостью наложения на них нравственных запретов, системы табу. Систематическое подавление мощных биологических побуждений влечет за собой еще более сильное развитие воображения как идеальной компенсации неудовлетворенных физиологических желаний. Это развитие мира воображения осуществляется в основном путем сублимации (вытеснения) эротической энергии в формы ритуалов и культов архаического общества. Именно эти системы культурных ценностей выступают для человека средством преобразования своего естества и окружающего мира.
Переход чувств такого широкого диапазона в выражение характеризует историю человечества, отличая ее тем самым от животного поведения. Поэтому человека определяют как историческое существо, нацеленное на будущее, как существо, делающее выбор среди существующих альтернатив. Ведь сама трудовая деятельность предполагает наличие альтернатив, что требует принятия решений, осуществление выбора. В итоге появляются новые альтернативы и новые решения, их наслоение и переплетение определяют альтернативную организацию общества. В практической, трудовой, политической и другой деятельности все акты, по существу, являются основанными на альтернативных решениях. Таким образом, человек не просто живет отпущенный ему век, но в связи с другими людьми творит, формирует условия своего существования, свое сознание.
Сознание человека обладает такими фундаментальными параметрами, как целеполагание и воля, память и внимание, разумная речь и абстрактное мышление. Исследования показывают, что количество информации, содержащейся в генетическом материале, и количество информации, заключенной в человеческом мозге, с ходом эволюции увеличивалось, эти траектории пересеклись в точке, соответствующей времени в несколько сот миллионов лет и информационной емкости в несколько миллиардов лет. Где-то во влажных джунглях каменноугольного периода появилось животное — примитивная рептилия, у которого впервые за все время существования земной биосферы имелось больше информации в мозгу, чем в генах. Эта рептилия была не очень разумна, однако ее мозг представлял собой значительный поворотный момент в истории земной жизни. Два последующих скачка в эволюции мозга связаны с возникновением млекопитающих и появлением человекоподобных приматов.
Карл Саган подчеркивает, что «основную часть истории жизни со времени каменноугольного периода можно назвать постепенным (и, конечно, неполным) торжеством мозга над генами».
В ходе торжеством мозга над генами появился качественно новый принцип морфофункциональной организации мозга человека, или «специфическая морфофункциональная система». Существенной ее функцией является то, что она дает возможность для восприятия, хранения, переработки и извлечения в нужный момент социально значимой информации.
Человек по мере развития общества стал частью некой общей единой системы, с которой он находится в неразрывной связи — с ноосферой. Представления о ней окончательно сформировались в XX в. Тем не менее проблема происхождения сознания человека до сих пор не решена до конца, ибо в научных дисциплинах нет единства в понимании природы человека и не решен целый спектр вопросов, связанных с проблемой сознания человека.
В связи с бурным развитием информационных, компьютерных, виртуальных, генных технологий сейчас необычайно усилился интерес к выяснению природы сознания в ее полноте. В этом плане примечательна модель внутреннего космоса (психики, сознания в широком смысле этого слова) человека, созданная зарубежным ученым Р. Ассаджоли, который использует представления высоты и глубины, чтобы четко определить спектр возможностей для самотрансформации индивида. Эта модель довольно эффективно используется социальными психологами для создания оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе. В этой модели представлены следующие регионы (или слои).
1. Низшее бессознательное, содержащее в себе: а) элементарные психические акты, которые управляют функционированием тела, а также разумная координация телесных функций; б) фундаментальные влечения и примитивные побуждения; в) множество комплексов, насыщенных интенсивными эмоциями; г) грезы, сновидения и воображение низшего порядка; д) низшие, неконтролируемые парапсихологические процессы; е) различные патологические явления — фобии, компульсивные побуждения и параноические мании.
2. Среднее бессознательное — совокупность определенных психологических элементов, близкая нашему бодрствующему сознанию и легко им воспроизводимая. В этом внутреннем регионе происходит ассимиляция накопленного опыта, протекают различного рода ментальные процессы, созревают идеи, стремящиеся прорваться в сферу собственно сознания.
3. Высшее бессознательное (или суперсознание), которое является регионом, поставляющим человеку его высшие интуиции и вдохновения — художественные, философские либо научные, этические «императивы» и побуждения к гуманному и героическому действию.
4. Поле сознания — непрерывный поток ощущений, чувств, желаний, импульсов, образов и мыслей, которые человек наблюдает, анализирует и оценивает.
5. Сознание «Я». «Я» является точкой самосознания индивида, отличающегося от сознания. Различие между ними можно проиллюстрировать следующим образом: одно из них — белый освещенный экран, другое — различные изображения, спроецированные на него (ощущения, чувства, мысли и пр.).
6. Высшее «Я» — перманентный центр, истинное «Я», расположенное за пределами «Эго». Ведь когда человек спит или, к примеру, находится в состоянии депрессии, гипноза, наркоза, тогда его «Я» исчезает и появляется вновь в бодрствующем состоянии.
7. Коллективное бессознательное — слой, где происходят процессы «психического космоса», где осуществляются психические контакты между людьми. Человек не является изолированным существом. И хотя он может чувствовать себя одиноким и изолированным, в действительности же он погружен в океан человеческой психики. В данном случае сознание относится к высшему «Я», выступающему истоком индивидуального сознания.
В перспективе должна быть создана целостная теория, состоящая из двух компонентов: физических законов, объясняющих поведение физических систем от бесконечно малых до бесконечно больших, и психологических законов, показывающих, как некоторые из данных систем ассоциируют с опытом сознания. Следует иметь в виду многообразные философские, социологические, социально-психологические, коммуникативные и другие аспекты функционирования сознания.
О сложности и многомерности внутреннего мира человека свидетельствует то, что он включает в себя правополушарное и левополушарное мышление, воображение, память, медитацию, творческое мышление, собственно сознание и бессознательное, интуицию и другие познавательные процессы, ценностные и психологические установки.
Появились концепции о связи человеческой психики с космосом:
1) концепция человека как единства материального образования и неограниченного поля сознания, то есть концепция корпускулярно-волновой природы человека;
концепция человека как «молекулы», содержащей в себе максимум информации о Вселенной;
гипотезы о галактическом разуме, об определенных аналогиях характеристик физического вакуума и человеческого сознания и их возможных связях;
о голографической природе Вселенной и сознания.
Не менее увлекательными являются интерпретации целого ряда психофизических феноменов — экстрасенсорного восприятия, телепатии, ясновидения. В этом плане представляется плодотворной идея коммуникации людей посредством биосферы, связанной с космосом. Очень интересен вопрос о возможностях психического воздействия на соматические процессы («исцеляющая вера», установка на здоровье через прямое или опосредованное воздействие).
Некоторые естествоиспытатели находятся на противоположной позиции, согласно которой сознание человека является неотъемлемой частью его телесной природы и представляет собой область оптимальной возбудимости, которая перемещается по коре больших полушарий мозга, причем перемещение «светлого пятна сознания» зависит от характера мыслительной деятельности (И. Павлов). В конце ХХ в. на первый план выдвигается теория «повторного выхода» А. Иваницкого и Дж. Эдельмана — связь сознания с долговременной памятью в виде синтеза двух информаций (наличной и извлекаемой из памяти).
Наряду с общим имеется и локальное психическое управление соматическими процессами. Такая саморегуляция используется, например, в системах йоги и дзен-буддизма. Основоположником современных методов психофизической саморегуляции был немецкий врач И. Шульц, предложивший в 1932 г. методику аутогенной (самопорождающей) тренировки. Ее источники — европейская система самовнушения, система йоги, учение о гипнозе, метод мышечной релаксации (расслабления), рациональная психотерапия. Базисным элементом подобной тренировки служит особое состояние (аутогенное состояние) и наученная мышечная релаксация. Для достижения используются специальные упражнения-установки, либо медитация — длительная концентрация внимания на каком-либо объекте (ритмично повторяемом слове, движении, внешнем предмете). Кроме того, имеет место и обратное, патогенное влияние психики на соматику как со стороны индивидуума, так и с внешней стороны.
Достоверно, что биологические ткани могут испускать электрически заряженные частицы, инфракрасные и другие электромагнитные волны. С их помощью можно определять, а также воздействием на них менять температуру тела, влиять на деятельность нервной системы и т.д. Но каким образом идеальное действует на физиологию? Один из ответов — психическое, являясь информационным содержанием мозговых нейродинамических кодов, управляет в том же смысле, в каком и всякая информация. Вызываемый информацией эффект зависит прежде всего от самого ее содержания и от того, насколько человек ее «усваивает» и подчиняется ей. Материальная же форма сигнала не имеет значения. Тем самым человек по своей воле может формировать цепь кодовых преобразований в своем головном мозгу, которые захватывают вегетативный и нижележащие уровни регуляции, обычно закрытые для производства сознательного управления.
В настоящее время становится актуальной проблема «виртуальной реальности» — искусственного мира, создаваемого компьютерной системой. Ее особенность в том, что в ней реально работают обратные связи от нереальных, существующих лишь в математическом пространстве компьютера мнимых объектов. В результате здоровое бодрствующее сознание, погружаясь в ситуацию, порождаемую виртуальной реальностью, вынужденно вводится в состояние тотального галлюцинаторного процесса. А это вряд ли безвредно.
Особо популярными в ХХ в. оказались исследования глубинных, или «измененных», состояний сознания — подсознательного и бессознательного.
Значительное продвижение в направлении решения проблемы сознания обеспечивает переход от классической (механической) модели сознания к холотропной (от греч. «холос» – целое). Если ранее сознание локализовывалось внутри мозга, то в новой модели оно опосредуется мозгом: он лишь часть обширной системы, представляющей собой поле сознания. С точки зрения Станислава Грофа, это поле бесконечно. Выходя за пределы трехмерного пространства, линейного времени и классической причинности, сознание не нуждается в традиционном материальном субстрате. Коммуникация, обмен информацией не ограничиваются сенсорными каналами и известными видами энергии.
Согласно этой модели, психика включает в себя весь опыт эволюции Вселенной, и в этом смысле правомерно говорить о жизни после смерти и до рождения. Гениальность связана с «запредельными», неизведанными ресурсами сознания. Мозг используется на 3-20% своих ресурсов. Незадействованная его часть — это так называемые «молчащие нейроны», потенциал для использования будущего.
Сознание вне жесткой связи с мозгом индивида рассматривается как оператор и генератор смыслов на основе вероятностных, квантово-механических закономерностей. Сознание воспринимает не только объекты, но и информацию, закодированную в семантическом поле Вселенной.
Предпосылки квантовой модели сознания закладывались еще Н. Бором. Его принцип дополнительности применим и к мыслительным процессам. Так, если мы пытаемся анализировать процессы собственного мышления, мы нарушаем мыслительный процесс (начиная думать не об объекте нашей мысли, а о нашей мысли о нем), т.е., производим воздействие, подобное воздействию измерительного прибора на частицы квантово-механической системы. Это позволяет рассматривать макромолекулярные структуры мозга, осуществляющие (поддерживающие) функцию сознания, как измерительное устройство, аналогичное квантово-механическому, с необходимостью требующее строгого учета, какие измерения (наблюдения) проводятся над системой. Чрезмерная детализация нарушает картину, и поэтому, объединяя психологические и квантово-механические аспекты, мы получает модель сверхмощного вычислительного устройства, осуществляющего то, что сейчас принято называть сверхсознанием.
Творческим людям хорошо известно, что для нахождения новой идеи, для понимания того, что от понимания ускользало, часто требуется как раз уменьшить уровень осознания, переключиться, допустить некоторую неточность мысли. Поэтому хорошо решает проблемы тот, кто умеет не только правильно их ставить, но и правильно устанавливать взаимодействие между сознанием и «сверхсознанием», находить оптимальный уровень осознавания.
Таким образом, на самых различных стадиях и в самых различных проявлениях сознание предстает как процесс и результат самоорганизации. Современные концепции сознания показывают, помимо прочего, и сколь условно традиционное разделение духовного и материального.
Углубление в проблему сознания человека позволяет лучше представить проблему искусственного интеллекта.
- Лекция 1 Тема: наука в современном мире
- Вопрос 1. Предмет курса ксе.
- Вопрос 2. Признаки науки и научности знания.
- Вопрос 3. Отличие науки от других отраслей культуры.
- Вопрос 4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- Лекция 2 Тема: наука и общество
- Вопрос 1. Социальные функции науки.
- Функции культурно-мировоззренчческие;
- Функции непосредственной производительной силы;
- Функции социальной силы.
- Вопрос 2. Социокультурная обусловленность научного познания.
- Вопрос 3. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос 4. Проблемы этики науки.
- Вопрос 1. Предмет философии науки.
- Вопрос 2. Логический позитивизм.
- Вопрос 3. Фальсификационизм (к. Поппер).
- Вопрос 4. Концепция научных революций (т. Кун)
- Вопрос 5. Методология научно-исследовательских программ (и. Лакатос)
- Вопрос 6. Эпистемологический анархизм (п. Фейерабенд)
- Лекция 4 Тема: структура науки
- Структура науки.
- Методы естественнонаучного познания.
- Особенности современного естествознания.
- Вопрос 1. Структура науки.
- Вопрос 2. Методы естественнонаучного познания.
- Вопрос 3. Особенности современного естествознания.
- Лекция 5
- Мировоззренческая значимость исследований Вселенной.
- История исследований и новейшие открытия в космологии.
- Мегамир, его состав и строение.
- Вопрос 1. Мировоззренческая значимость исследований Вселенной
- Вопрос 2. История исследований и новейшие открытия в космологии
- Вопрос 3. Мегамир, его состав и строение.
- Лекция 7 Тема: концепции физики: история и современность
- 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- 2. Классическая физика.
- 3. Физика XX века.
- Вопрос 1. Физика Античности, Средних веков и эпохи Возрождения.
- Вопрос 2. Классическая физика.
- Вопрос 3. Физика XX века.
- Лекция 9 Тема: живые системы.
- Вопрос 1. Концепции возникновения жизни.
- Вопрос 2. Особенности биологической формы организации материи
- Вопрос 3. Теория эволюции.
- Вопрос 4. Эволюция и генетика.
- Вопрос 5. Единство и многообразие органического мира.
- Вопрос 1. Проблема антропогенеза.
- Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке.
- Вопрос 3. Современные исследования здоровья и долголетия человека.
- Вопрос 4. Биоэтика и поведение человека.
- Лекция 11
- 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- 2. Сознание и бессознательное Необычайные проявления психики и сознания.
- 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Вопрос 1. Проблема сознания в истории естествознания.
- Вопрос 2. Сознание и бессознательное. Необычные проявления
- Вопрос 3. Проблема искусственного интеллекта.
- Лекция 12 Тема: земля–биосфера–цивилизация.
- 1. Планета Земля.
- 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества. Русский космизм.
- 3. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Вопрос 1. Планета Земля.
- Вопрос 2. Влияние космических циклов на жизнь человека и общества.
- Вопрос 2. Биосфера и ноосфера. Учение в.И. Вернадского.
- Лекция 14 Тема: синергетика
- 1. Синергетика как новое научное направление.
- 2. Основные понятия синергетики.
- 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.
- Вопрос 1. Синергетика как новое научное направление.
- Вопрос 2.Основные понятия синергетики.
- Вопрос 3. Идеи синергетики в социальном познании и социальном управлении.