logo search
КСЕ Кузнецов

Функции социальной силы.

Это связано с тем, что научные знания и методы сейчас все шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в жизни общества. Порядок перечисления функций науки отражает исторический процесс формирования и расширения ее социальных функций. Начиная с Н. Коперника (1473 – 1543) наука отвоевала у теологии право определять формирование мировоззрения. Со второй половины ХIХ века наука стала катализатором процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности, прикладных исследований и разработок, создания сети научно-технической информации. В условиях научно-технической революции наука выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки различных планов и программ социального и экономического развития.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политиков и государственных деятелей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни, технико-экономическом развитии, социальном направлении породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи необходимо показать особенности научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности.