logo search
КСЕ Кузнецов

Вопрос 1. Предмет философии науки.

Философией науки обычно называют ветвь аналитической философии, которая занимается изучением науки и претендует на научную обоснованность своих выводов.

Не секрет, что жизнь современного человека в значительной степени связана с достижениями науки и техники. Ежедневно люди пользуются холодильниками и телевизорами, компьютерами и сотовыми телефонами, ездят на автомобилях, летают на самолетах; человек высадился на Луну и теперь готовит научные экспедиции на другие планеты Солнечной системы. В настоящее время нет практически ни одной сферы человеческой деятельности, где можно было бы обойтись без использования научного знания, и поэтому дальнейший прогресс человечества многие люди тесно увязывают с новыми научно-техническими достижениями.

Такое огромное влияние науки на жизнедеятельность современного человека заставило философов обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом своих размышлений. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифологических и религиозных представлений о мире? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые для достижения своих результатов?

Попытки найти ответ на эти и многие другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особого направления – философии науки, которая сформировалась в XX веке на стыке самой науки, ее истории и собственно философии.

Разумеется, трудно указать тот момент, когда философия науки оформляется как особая область философии. Рассуждения о специфике научного знания и методов науки можно найти eщe в работах Ф. Бэкона и Р. Декарта. Каждый философ XVII—XIX веков, размышлявший над проблемами теории познания, обращал свой взор, так или иначе, на науку и ее методы. Однако все это время рассмотрение науки осуществлялось в рамках теоретико-познавательного анализа. Лишь постепенно научное познание, в трудах Огюста Конта (1798 – 1857), Джона Стюарта Милля (1806 – 1873), Эрнста Маха (1838 – 1916) становится главным предметом теории познания, а Анри Пуанкаре (1854 – 1912), Пьер Дюгем (1861 – 1916), Бертран Рассел (1872 – 1970) уже специально анализируют структуру науки и ее методы. Но только логический позитивизм в начале XX века четко разграничил научное и обыденное познание и провозгласил науку единственной сферой человеческой деятельности, вырабатывающей обоснованное знание. И именно тогда изучение науки было впервые отчетливо отделено от исследования общих проблем познания.

Представители философии науки были сторонниками различных философских направлений и в своих исследованиях ориентировались на разные научные дисциплины и их историю, поэтому они зачастую приходят к выработке очень разных представлений о науке. Конкретно это проявляется в том, что в философии науки существует множество различных методологических концепций, которые дают систематизированные и логически согласованные ответы на вопросы о природе науки и ее методах.

Так, в конце XIX — начале XX века широкой известностью пользовались методологические концепции, созданные австрийским физиком и философом-позитивистом Э. Махом, французским математиком А. Пуанкаре, французским физиком П. Дюгемом. С конца 20-х годов XX века почти всеобщее признание получила методологическая концепция логического позитивизма. Во второй половине XX века выступили со своими методологическими концепциями такие философы и ученые, как Карл Поппер (1902 – 1994), Томас Кун (1922.–1996), Имре Лакатос (1922 – 1974), Пол Фейерабенд (1924 – 1994)и многие другие. Таким образом, в философии науки было сформулировано несколько моделей и сценариев развития науки.