История развития естествознания
Кто из нас не застывал в безмолвном восторге, глядя на осеннее ночное небо или рассматривая цветок, изящный и прелестный как произведение искусства, не задавал себе вопроса, как возник этот мир, что способствовало такому бесконечному его разнообразию, многообразию? Что его ждет в будущем? Ответить на эти и другие вопросы человечество пытается уже много веков, причем начало развития цивилизации постоянно отодвигается в глубь веков.
В 1896 году (год основания Томского политехнического университета) в Томске (за главным корпусом ТГУ) нашли древние останки человека (возраст порядка 100 тыс. лет).
Что люди знали и умели порядка 6 тыс. лет до н.э.? Использовали самородное золото в Египте и самородную медь в Азии.
5 тыс. лет до н.э. выплавляли медь в Китае и Индии, на Кипре выплавка меди осуществлялась 3 тыс. лет до н.э. Негры в Африке добывали железо за 2 тыс. лет до н.э. В Европе железо начали использовать за I тыс. лет до н.э.
4 тыс. лет назад существовал календарь и назывался Юлианский, который просуществовал до 1582 года (был заменен на Грегорианский).
Считается, что цивилизация приблизительно на одинаковом уровне развивалась в трех местах:
в акватории Средиземного моря;
Индии;
Китае.
Каждая цивилизация шла своим путем.
Все науки развивались внутри одной общей науки – натуральной философии. Это название просуществовало до конца XVII в.
В 1687 году Ньютон опубликовал труд «Математические начала натуральной философии», следовательно он еще не выделял физику из натуральной философии.
Жителям Двуречья были уже известны квадратные уравнения и их решения.
Вавилонская геометрия содержит формулы для вычисления простых углов, объемов простейших фигур.
Из древних механизмов жители Двуречья владели воротом и рычагом. А также было известно золотое правило механики: отношение перемещений двух концов простой машины, к котором приложены силы, всегда обратно отношению сил, приложенным к этим концам. Или: «То, что мы выигрываем в силе, мы проигрываем в пути». Это правило выполняется точно при равномерном (без трения) движении.
В Древней Греции существовало несколько философских школ, влияние которых прослеживается не только в Греции, но и в Европе.
Основателем философских школ в Греции был Фалес Милетский (625–547 гг. до н.э.). Он ввел понятие первостихии (из чего все произошло). Он считал первостихией воду, а также он установил равенство углов в равнобедренном треугольнике, продолжительность года – 365 дней, ввел понятие диаметра круга.
В качестве первостихии ионийцы (греки, заселившие побережье Ионийского моря) ввели понятие первоматерии.
Приблизительно в VI в. до н.э. появились элементы диалектики – науки о развитии. Основные идеи диалектики были известны задолго до ее основания как науки. Обобщил сведения о диалектике Гераклит Эфесский в своем труде «О природе». В качестве первоматерии Эфесский считал огонь.
«Все течет – все меняется», «Ничто не вечно под луной» – эти высказывания Гераклита дошли до наших дней (Г. Эфесский, 530–470 гг. до н.э.).
Ученик Милетского – Пифагор – считал, что в основе всего лежат числа, что Вселенная – это гармония чисел. То, что Пифагор был во многом прав, стало известно только после открытия закона Менделеева, из которого следует, что свойства элементов, из которых состоит вещество Вселенной, зависит от числа частиц в атоме элемента и основных положений квантовой механики.
Школа Пифагора находилась на юге Италии в г. Кротоне, в ней воспитывались «Мудрецы». В этой школе Пифагор разговаривал с учениками, находясь при этом за занавеской в течение 3 лет. Ученикам не разрешалось разговаривать друг с другом.
Руководители философских школ не только обобщали и сообщали ученикам все известные им знания. Они пытались (например Пифагор, а затем Платон) создать наиболее хорошо организованные государства (по их представлениям). Это было возможно, т.к. в этих школах обучались тираны (правители государства).
Школа Пифагора оказала огромное влияние на последующие поколения, в частности, на школу Сократа (470–379 гг. до н.э.) и школу Платона (427–348 гг. до н.э).
Сократ говорил, что самое большое зло – невежество; самое большое добро – истина (знания). Он также высказывал идеи диалектики.
Платон – ученик Сократа и Пифагора, учитель Аристотеля (учитель А. Македонского).
Школа атомистов. Атомисты впервые высказали идею об атомарном строении вещества.
Атомисты (Демокрит; Эпикур – философ; Левкипп и Лукрецкий – поэты) ввели понятие атома – неделимой мельчайшей частицы вещества.
Демокрит написал труд «Мирострой». В этом труде Демокрит близко подошел к современным представлениям о строении вещества и происхождении жизни на Земле. В труде «Мирострой» он написал, что Мир состоит из частиц материи (атомов) и пустоты, а человек – дитя случая, зародившееся «в воде и иле».
Вопреки представлениям об Эпикуре и эпикурейцах, как о философах, жизнь которых направлена на получение удовольствия, Эпикур призывал к гармоничному подходу к жизни и не стремиться к удовольствию как к самоцели. Эпикур говорил: "Всегда имей в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку вина, в саду – свежий цветок".
Школа Аристотеля (384–322 гг. до н.э). Аристотель обобщил все предыдущие знания. Был во многом не согласен со своим учителем Платоном.
Учение Аристотеля во многом неверно.
В дальнейшем оно было подхвачено христианской церковью, стало догмой, т.е. застывшим, неразвивающимся учением.
Аристотель ввел понятия силы и скорости; все действия он делил на естественные и насильственные. В этом было много противоречий.
Аристотель представлял, что у каждого предмета есть свое место, – легкие стремятся вверх, тяжелые вниз.
Другой древнегреческий ученый Архимед (287–212 гг. до н.э) внес большой вклад в развитие механики (рис. 2, 3), статики, гидростатики (рис. 1, 4); усовершенствовал ворот; вычислил число = 3,14; подсчитал площадь круга; построил спираль (рис. 3) (предполагается, что цивилизация развивается по этой спирали); решил задачу (по предположениям) движения тела, брошенного под углом к горизонту. На его счету более 40 изобретений.
Большой вклад в математику внес Евклид: в своем труде «Начала» он обобщил все сведения в математике, которые были ему известны. Он работал и в оптике, где открыл законы отражения света.
- Г.В. Ерофеева концепции современного естествознания
- Рецензенты
- Оглавление
- Глава 1. История развития естествознания
- Цели и задачи курса
- История развития естествознания
- 1.2. Развитие естествознания в трудах ученых Востока
- Улугбек Мухаммед Тарагай (1394–1449) – узбекский астроном и математик, внук Тимура (Тамерлана).
- 1.3. Естествознание в Европе
- 1.4. Естествознание в России
- Естествознание в XIX – XX веках
- Спектры испускания и поглощения
- Электромагнитная картина мира
- 1.6. Развитие теории света и современных разделов естествознания
- Физическая картина мира
- 1.7. Принципы квантовой механики
- Квантово-полевая картина мира
- 1.8. Открытия в биологии
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2. Общие вопросы естествознания
- 2.1. Свойства материи и виды законов
- Виды движения материи (виды способов существования материи)
- 2.2. Научный метод исследования в естествознании
- Вопросы для самоконтроля
- Свойства пространства–времени (формы существования материи)
- Симметрия и асимметрия
- Асимметрия в неживой природе
- Симметрия и асимметрия в живой природе
- Принципы симметрии
- Кривизна пространства
- Принцип эквивалентности сил гравитации и инерции
- 2.3. Вселенная. Происхождение и развитие
- Объекты Вселенной
- Эволюция звезд
- Проблемы космологии
- Астрономические единицы для измерения расстояния между Галактиками
- Некоторые расстояния в парсеках
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Открытые системы. Синергетика как новое научное направление
- 3.1. Элементы нелинейной неравновесной термодинамики
- 3.2. Второе начало термодинамики
- Статистический вероятностный смысл II начала и энтропии
- 3.3. Понятие о синергетике
- Нарушение симметрии как источник самоорганизации
- Условия возникновения новых стационарных состояний в диссипативных структурах:
- 3.4. Трансформация идей и понятий естествознания в другие науки
- Циклы Кондратьева
- Самоорганизация в экономике
- Другие вопросы регулирования рыночной экономики
- Самоорганизация как основа эволюции экономических систем
- Различие эволюций
- 3.5. Гипотезы возникновения жизни
- Образование атмосферы Земли
- IV гипотеза Владимира Ивановича Вернадского
- Этапы происхождения Жизни
- Хронология истории Земли
- Синтетическая теория эволюции
- Хронология открытий второй половины хх века
- 3.6. Силы и взаимодействия в природе
- Фундаментальные взаимодействия
- Фундаментальные взаимодействия
- Силы и взаимодействия в атоме
- Связи между частицами вещества в молекуле
- 3.7. Иерархическая структура Мира
- Единство мира
- Происхождение Вселенной
- Асимметрия и жизнь
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Особенности биологической формы организации материи
- 4.1. Живые организмы как кибернетические системы
- Ферментные механизмы управления
- Биологические часы
- Распространение и передача состояний в биосистемах
- 4.2. Эколого–энергетические закономерности биосистем
- 4.3. Обратные связи в живых организмах
- Влияние солнечной активности. Космические циклы
- 4.4. Проблемы цивилизации
- 4.5. Анализ различий систем живой и неживой природы
- 4.6. Мозг человека
- Здоровый образ жизни
- 4.7. Проблемы и достижения естественных наук
- Вопросы для самоконтроля
- Словарь терминов
- Тезаурус
- Тезаурус 2009 по дисциплине ксе для специальностей с числом часов по гос меньше 130 (уровень 1)
- 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
- Тема 1-01-01. Научный метод познания
- Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
- Тема 1-01-04. Развитие представлений о материи
- Тема 1-01-05. Развитие представлений о движении
- Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии
- 2. Пространство, время, симметрия
- Тема 1-02-01. Принципы симметрии, законы сохранения
- Тема 1-02-02. Эволюция представлений о пространстве и времени
- Тема 1-02-03. Специальная теория относительности
- Тема 1-02-04. Общая теория относительности
- 3. Структурные уровни и системная организация материи
- Тема 1-03-01. Микро-, макро-, мегамиры
- Тема 1-03-02. Системные уровни организации материи (данная тема только для специальностей, в гос которых отсутствует биологический уровень организации материи)
- Тема 1-03-03. Структуры микромира
- Тема 1-03-04. Химические системы
- Тема 1-03-05. Особенности биологического уровня организации материи
- 4. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 1-04-01. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 1-04-02. Концепции квантовой механики
- Тема 1-04-03. Принцип возрастания энтропии
- Тема 1-04-04. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма
- 5. Панорама современного естествознания Тема 1-05-01.Космология (мегамир)
- Тема 1-05-02.Общая космогония (структуры мегамира)
- Тема 1-05-03. Происхождение Солнечной системы (структуры мегамира) (данная тема только для специальностей, в гос которых отсутствует биологический уровень организации материи)
- Тема 1-05-04. Геологическая эволюция
- Тема 1-05-05. Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)
- Тема 1-05-06. Эволюция живых систем
- Тема 1-05-07. История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)
- Тема 1-05-08. Генетика и эволюция
- 6. Биосфера и человек
- Тема 1-06-01. Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы)
- Тема 1-06-02. Биосфера
- Тема 1-06-03. Человек в биосфере
- Тема 1-06-04. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)
- Утверждаю
- Содержание дисциплины «Концепции современного естествознания» в блоке естественнонаучных дисциплин (ен.Ф.03, 100 часов)
- Утверждаю
- Список литературы