Оглавление
Предисловие ………………………………………………………….. Структура курса ……………………………………………………… Глава 1. История развития естествознания …………………….. 1.1. История развития естествознания …………………………… 1.2. Развитие естествознания в трудах ученых Востока ………... 1.3. Естествознание в Европе …………………………………….. 1.4. Естествознание в России ……………………………………... 1.5. Естествознание в XIX – XX веках …………………………... 1.6. Развитие теории света и современных разделов естествознания …………………………………………………………………. 1.7. Принцип квантовой механики ……………………………….. 1.8. Открытие в биологии ………………………………………… Глава 2. Общие вопросы естествознания ……………………….. 2.1. Свойства материи и виды законов …………………………... 2.2. Научный метод. Свойства пространства – времени ………... 2.3. Вселенная. Происхождение и развитие ……………………... Глава 3. Открытые системы. Синергетика как новое научное направление …………………………………………………………. 3.1. Элементы нелинейной неравновесной термодинамики …… 3.2. Второе начало термодинамики. Статистический вероятностный смысл II начала и энтропии ………………………….………. 3.3. Понятие о синергетике ………………………………………. 3.4. Трансформация идей и понятий в другие науки …………… 3.5. Гипотезы возникновения жизни ……………………………... 3.6. Силы и взаимодействия в природе ………………………….. 3.7. Иерархическая структура Мира .…………………………….. Глава 4. Особенности биологической формы организации материи ………………………………………………………………. 4.1. Живые организмы как кибернетические системы. Ферментные механизмы управления …………………………….……… 4.2. Эколого-энергетические закономерности биосистем ……… 4.3. Обратные связи в живых организмах ……………………….. 4.4. Проблемы цивилизации ……………………………………… 4.5. Анализ различий живой и неживой природы ……………… 4.6. Мозг человека ………………………………………………… 4.7. Проблемы и достижения в естествознании ………………… Словарь терминов ……………………………………………………. Тезаурус ………………………………………………………………. Приложение …………………………………………………………... Список литературы …………………………………………………... | 4 5 6 7 11 13 19 21
27 29 32 35 35 37 48
56 56
59 63 66 71 94 98
103
103 105 107 108 109 111 114 125 128 146 148 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие написано в соответствии с «Концепцией современного естествознания» государственных образовательных стандартов по направлениям и специальностям: гуманитарные и социальные науки, экономика и управление (Приложение 1).
Древняя наука, внутри которой очень долгое время развивались науки, относящиеся к естественным (физика, химия, биология), называлась натурфилософией. В 1687 году И. Ньютон опубликовал труд, в котором были заложены основы классической физики, под названием «Математические начала натуральной философии». Если судить по названию, И. Ньютон еще не выделял физику из натурфилософии. Дальнейшая дифференциация этих наук была исторически оправдана, доказательство этому – бурное развитие физики, химии, биологии в XVIII, XIX и особенно XX веках. В результате этой дифференциации траектории исследований в этих науках разошлись; изучая отдельно физику, химию и биологию, рассматривают законы, действующие в физических, химических и биологических системах. Цель настоящего курса, учебного пособия – в сравнительном анализе и изучении этих систем, их общих закономерностей и отличий.
Идеи естествознания, например идеи синергетики, внедрились в другие науки – экономику, геологию, социологию и др. Самоорганизованные структуры, рассматриваемые в синергетике, возникают в физических, химических и биологических системах. К ним относятся ферромагнитные переходы, сверхпроводимость, в жидкостях – это вихри Тейлора, ячейки Бенара; когерентное излучение лазеров, переход плазмы в упорядоченное состояние и миграция от одной неустойчивости к другой. В физике твердого тела известны осцилляторы Ганна, туннельный ток в полупроводниках и т.д. В химии широко известны концентрационные колебания в реакции Белоусова–Жаботинского.
Животный мир дает множество примеров высокоупорядоченных и великолепно функционирующих структур. Синергетические процессы позволяют биологическим системам «трансформировать» энергию, предварительно преобразованную на молекулярном уровне. Синергетические процессы проявляются в мышечном сокращении, приводящем к всевозможным движениям, электрическим колебаниям в коре головного мозга и т.д. В социальных, культурных или научных системах также возникают (в абстрактном плане) структуры: идеи, понятия, парадигмы.
Таким образом, во всех случаях процессы самоорганизации приводят к возникновению качественно новых структур.
- Г.В. Ерофеева концепции современного естествознания
- Рецензенты
- Оглавление
- Глава 1. История развития естествознания
- Цели и задачи курса
- История развития естествознания
- 1.2. Развитие естествознания в трудах ученых Востока
- Улугбек Мухаммед Тарагай (1394–1449) – узбекский астроном и математик, внук Тимура (Тамерлана).
- 1.3. Естествознание в Европе
- 1.4. Естествознание в России
- Естествознание в XIX – XX веках
- Спектры испускания и поглощения
- Электромагнитная картина мира
- 1.6. Развитие теории света и современных разделов естествознания
- Физическая картина мира
- 1.7. Принципы квантовой механики
- Квантово-полевая картина мира
- 1.8. Открытия в биологии
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2. Общие вопросы естествознания
- 2.1. Свойства материи и виды законов
- Виды движения материи (виды способов существования материи)
- 2.2. Научный метод исследования в естествознании
- Вопросы для самоконтроля
- Свойства пространства–времени (формы существования материи)
- Симметрия и асимметрия
- Асимметрия в неживой природе
- Симметрия и асимметрия в живой природе
- Принципы симметрии
- Кривизна пространства
- Принцип эквивалентности сил гравитации и инерции
- 2.3. Вселенная. Происхождение и развитие
- Объекты Вселенной
- Эволюция звезд
- Проблемы космологии
- Астрономические единицы для измерения расстояния между Галактиками
- Некоторые расстояния в парсеках
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Открытые системы. Синергетика как новое научное направление
- 3.1. Элементы нелинейной неравновесной термодинамики
- 3.2. Второе начало термодинамики
- Статистический вероятностный смысл II начала и энтропии
- 3.3. Понятие о синергетике
- Нарушение симметрии как источник самоорганизации
- Условия возникновения новых стационарных состояний в диссипативных структурах:
- 3.4. Трансформация идей и понятий естествознания в другие науки
- Циклы Кондратьева
- Самоорганизация в экономике
- Другие вопросы регулирования рыночной экономики
- Самоорганизация как основа эволюции экономических систем
- Различие эволюций
- 3.5. Гипотезы возникновения жизни
- Образование атмосферы Земли
- IV гипотеза Владимира Ивановича Вернадского
- Этапы происхождения Жизни
- Хронология истории Земли
- Синтетическая теория эволюции
- Хронология открытий второй половины хх века
- 3.6. Силы и взаимодействия в природе
- Фундаментальные взаимодействия
- Фундаментальные взаимодействия
- Силы и взаимодействия в атоме
- Связи между частицами вещества в молекуле
- 3.7. Иерархическая структура Мира
- Единство мира
- Происхождение Вселенной
- Асимметрия и жизнь
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Особенности биологической формы организации материи
- 4.1. Живые организмы как кибернетические системы
- Ферментные механизмы управления
- Биологические часы
- Распространение и передача состояний в биосистемах
- 4.2. Эколого–энергетические закономерности биосистем
- 4.3. Обратные связи в живых организмах
- Влияние солнечной активности. Космические циклы
- 4.4. Проблемы цивилизации
- 4.5. Анализ различий систем живой и неживой природы
- 4.6. Мозг человека
- Здоровый образ жизни
- 4.7. Проблемы и достижения естественных наук
- Вопросы для самоконтроля
- Словарь терминов
- Тезаурус
- Тезаурус 2009 по дисциплине ксе для специальностей с числом часов по гос меньше 130 (уровень 1)
- 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
- Тема 1-01-01. Научный метод познания
- Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
- Тема 1-01-04. Развитие представлений о материи
- Тема 1-01-05. Развитие представлений о движении
- Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии
- 2. Пространство, время, симметрия
- Тема 1-02-01. Принципы симметрии, законы сохранения
- Тема 1-02-02. Эволюция представлений о пространстве и времени
- Тема 1-02-03. Специальная теория относительности
- Тема 1-02-04. Общая теория относительности
- 3. Структурные уровни и системная организация материи
- Тема 1-03-01. Микро-, макро-, мегамиры
- Тема 1-03-02. Системные уровни организации материи (данная тема только для специальностей, в гос которых отсутствует биологический уровень организации материи)
- Тема 1-03-03. Структуры микромира
- Тема 1-03-04. Химические системы
- Тема 1-03-05. Особенности биологического уровня организации материи
- 4. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 1-04-01. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 1-04-02. Концепции квантовой механики
- Тема 1-04-03. Принцип возрастания энтропии
- Тема 1-04-04. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма
- 5. Панорама современного естествознания Тема 1-05-01.Космология (мегамир)
- Тема 1-05-02.Общая космогония (структуры мегамира)
- Тема 1-05-03. Происхождение Солнечной системы (структуры мегамира) (данная тема только для специальностей, в гос которых отсутствует биологический уровень организации материи)
- Тема 1-05-04. Геологическая эволюция
- Тема 1-05-05. Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)
- Тема 1-05-06. Эволюция живых систем
- Тема 1-05-07. История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)
- Тема 1-05-08. Генетика и эволюция
- 6. Биосфера и человек
- Тема 1-06-01. Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы)
- Тема 1-06-02. Биосфера
- Тема 1-06-03. Человек в биосфере
- Тема 1-06-04. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)
- Утверждаю
- Содержание дисциплины «Концепции современного естествознания» в блоке естественнонаучных дисциплин (ен.Ф.03, 100 часов)
- Утверждаю
- Список литературы