logo
Ерофеева Г

1.2. Развитие естествознания в трудах ученых Востока

После образования государства Халифат стали развиваться в трудах ученых Востока математика, механика, астрономия.

Ученый Бируни – математик, физик, историк и географ – занимался измерением удельного веса вещества ( = P/V, где  – удельный вес; Р – вес; V – объем тела). Сравните:  = m/V, где  – плотность; m – масса; V – объем тела. Бируни изобрел весы (рис. 6). Омар Хайям (1048–1131 гг. «Травинки, те, что у ручья, не мни, из уст красавиц выросли они. Ступай тихонько, их касайся нежно, тюльпаноликим ведь они с родни») – поэт, философ, физик и астроном и Аль Хазини (рис. 7) продолжили исследования Бируни.

Бируни

Рис. 6. Конический прибор Бируни

Рис. 7. «Весы мудрости»

Аль Хазини

В Индии Брахмагупт ввел понятие отрицательных чисел и уже пользовался ими.

На рубеже I тысячелетия индийские ученые использовали дифференциальное и интегральное исчисления (в современной физике, в разделе «Механика», эти исчисления используются с первых занятий, например:

).

В III в. в Китае уже использовали компас.

Еще в таких религиозных верованиях, как буддизм, конфуцианство, инь-ян (инь – женское начало – земля; ян –мужское начало – небо) и дао, были высказаны первые представления о законе диалектики «Единство и борьба противоположностей»: все в мире имеет свою противоположность, эти противоположности находятся в диалектическом единстве и постоянной борьбе.

Учение Конфуция сводилось к безграничному повиновению детей родителям, жен мужьям и поданных правительству и соблюдению умеренности, или середины, во всех чувствах человека.

На этом учении о середине основывается и весь строй семейной и политической жизни Китая. Будучи сторонником демократических начал и неограниченной власти государя, Конфуций тем не менее не ограничивал последнюю своим учением о середине; по его мнению, «противиться государю можно только при чрезмерных требованиях; довольствующемуся малым легко и повиноваться». Умеренность рекомендуется и правителям.

Несмотря на трудности, связанные с тем, что начала учения Конфуция слишком высоки, чисты и недоступны для большинства, его учение получило необыкновенный рост и укоренилось навсегда в народном сознании. Это связано с тем, что учение вполне отвечало народному духу и воззрения Конфуция вполне согласовывались с воззрениями населения Китая. Конфуций воплотил в себе полнейшее отражение китайского народного характера.