4.6. Мозг человека
Центральный отдел нервной системы состоит из нервной ткани серого и белого вещества. Серое вещество – скопление нервных клеток (нейронов); белое – нервных волокон (аксонов).
Головной мозг состоит из трех отделов:
-
большое полушарие (обеспечивает человеку речь, абстрактное мышление);
-
промежуточный мозг (центры обоняния, вкуса и эмоций);
-
мозговой ствол – самая древняя часть мозга. С ним связаны инстинкты, которыми обладали еще пресмыкающиеся (отдаленные предки). Мозговой ствол управляет глотанием, ритмом сердцебиения, кашлем, контролирует дыхание.
В ходе эволюции от австралопитека до гомосапиенса головной мозг увеличился в 3 раза. Масса мозга составляет в среднем 1,375 кг. Минимальная величина 0,9; максимальная – 2,8 кг.
Ранее считалось, что мыслительная способность человека пропорциональна массе мозга, отношению массы мозга к массе тела, количеству извилин. Оказалось, что среди людей с небольшой массой мозга имеются выдающиеся представители науки и искусства. Например, у А. Франса масса мозга 1,005 кг.
Однако известны случаи с отклонениями мыслительных способностей у людей с большой массой мозга. Поэтому, сейчас предполагают, что мыслительные способности зависят от особенностей поверхности мозга и «качества» серого и белого вещества.
По современным оценкам, в мозге человека больше 10 млрд нейронов (греч. «нейрон» – нерв).
Нейроны имеют объем порядка 0,001 мм3, а массу – 0,00083 кг. В теле нейрона содержатся сотни тысяч химических веществ и 1000 ферментов (катализаторов), инициирующих (усиливающих) огромное множество биохимических реакций.
В нервной клетке имеется около 20 млн молекул РНК. Каждая из них повинуется инструкциям молекул ДНК.
Несхожесть нейронов обусловлена не только богатством их внутреннего строения, но и запутанностью связей с другими клетками.
Некоторые нейроны имеют до десятка тысяч таких контактов. Нейроны «переговариваются» друг с другом посредством различных химических кодов, передавая при этом сигналы с помощью веществ, которые называются медиаторы (медиа – множество).
В настоящее время известно приблизительно 40 медиаторов.
Мозг является генератором электрических импульсов. Мозг может вырабатывать импульсы мощностью 25 Вт. Ранее считалось, что нейроны человеческого мозга с возрастом начинают отмирать. Но около 20 лет назад немецкий ученый Г. Хауг доказал, что нервные клетки с возрастом не умирают, а сокращаются в размерах.
Уменьшение массы мозга начинается только после 60 лет. Это уменьшение невелико, к 90-летнему возрасту составляет 7–8 %. По мнению Хауга, это связано с некоторым обезвоживанием тканей.
Биохимики полагают, что обмен веществ в мозге раз в 10 интенсивнее, чем в других тканях.
Мозг питается кровью особого состава, у него особые выделения и яды. Каждую минуту мозг поглощает около 0,7 литров крови.
Что бы не происходило в организме, мозг требует питания в первую очередь.
Перерыв (хотя бы на 1 мин) снабжения мозга кислородом или глюкозой приводит к потере сознания, через 8 минут наступает смерть.
Во время сна мозг находится в более интенсивном кровоснабжении, чем во время бодрствования, хотя для мозга более естественны сменяющие друг друга 3–4 часовые периоды сна и бодрствования. Современный человек тратит на отдых не половину, а треть своей жизни.
Полушарии обладают функциональной асимметрией. Левое отвечает за абстрактно-аналитическое мышление; правое – эмоционально образное. Левое (полушарие «физика») – это речь, счет, логика, письмо; правое (полушарие «лирика») – музыка, зрительные образы, формы и структуры, ориентация в пространстве.
Установлено, что человек с одним правым полушарием может понимать простую речь и что у здоровых людей правое полушарие быстрее левого реагирует на образную информацию.
В ряде случаев звучание музыки активизирует работу левого полушария. Это происходит у тех людей, которые способны погружаться полностью в стихию мелодий и звуков.
Абстрактно-аналитическое мышление вносит в картину мира некоторую искусственную упорядоченность. Эмоционально-образное мышление обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира, т.е. восприятие мира таким, каков он есть.
В терминах теории информации можно сказать, что левополушарное мышление уменьшает энтропию, хаотичность ситуации и организует информацию в некоторую систему. Эмоционально-образное мышление энтропию не изменяет.
- Г.В. Ерофеева концепции современного естествознания
- Рецензенты
- Оглавление
- Глава 1. История развития естествознания
- Цели и задачи курса
- История развития естествознания
- 1.2. Развитие естествознания в трудах ученых Востока
- Улугбек Мухаммед Тарагай (1394–1449) – узбекский астроном и математик, внук Тимура (Тамерлана).
- 1.3. Естествознание в Европе
- 1.4. Естествознание в России
- Естествознание в XIX – XX веках
- Спектры испускания и поглощения
- Электромагнитная картина мира
- 1.6. Развитие теории света и современных разделов естествознания
- Физическая картина мира
- 1.7. Принципы квантовой механики
- Квантово-полевая картина мира
- 1.8. Открытия в биологии
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2. Общие вопросы естествознания
- 2.1. Свойства материи и виды законов
- Виды движения материи (виды способов существования материи)
- 2.2. Научный метод исследования в естествознании
- Вопросы для самоконтроля
- Свойства пространства–времени (формы существования материи)
- Симметрия и асимметрия
- Асимметрия в неживой природе
- Симметрия и асимметрия в живой природе
- Принципы симметрии
- Кривизна пространства
- Принцип эквивалентности сил гравитации и инерции
- 2.3. Вселенная. Происхождение и развитие
- Объекты Вселенной
- Эволюция звезд
- Проблемы космологии
- Астрономические единицы для измерения расстояния между Галактиками
- Некоторые расстояния в парсеках
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Открытые системы. Синергетика как новое научное направление
- 3.1. Элементы нелинейной неравновесной термодинамики
- 3.2. Второе начало термодинамики
- Статистический вероятностный смысл II начала и энтропии
- 3.3. Понятие о синергетике
- Нарушение симметрии как источник самоорганизации
- Условия возникновения новых стационарных состояний в диссипативных структурах:
- 3.4. Трансформация идей и понятий естествознания в другие науки
- Циклы Кондратьева
- Самоорганизация в экономике
- Другие вопросы регулирования рыночной экономики
- Самоорганизация как основа эволюции экономических систем
- Различие эволюций
- 3.5. Гипотезы возникновения жизни
- Образование атмосферы Земли
- IV гипотеза Владимира Ивановича Вернадского
- Этапы происхождения Жизни
- Хронология истории Земли
- Синтетическая теория эволюции
- Хронология открытий второй половины хх века
- 3.6. Силы и взаимодействия в природе
- Фундаментальные взаимодействия
- Фундаментальные взаимодействия
- Силы и взаимодействия в атоме
- Связи между частицами вещества в молекуле
- 3.7. Иерархическая структура Мира
- Единство мира
- Происхождение Вселенной
- Асимметрия и жизнь
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Особенности биологической формы организации материи
- 4.1. Живые организмы как кибернетические системы
- Ферментные механизмы управления
- Биологические часы
- Распространение и передача состояний в биосистемах
- 4.2. Эколого–энергетические закономерности биосистем
- 4.3. Обратные связи в живых организмах
- Влияние солнечной активности. Космические циклы
- 4.4. Проблемы цивилизации
- 4.5. Анализ различий систем живой и неживой природы
- 4.6. Мозг человека
- Здоровый образ жизни
- 4.7. Проблемы и достижения естественных наук
- Вопросы для самоконтроля
- Словарь терминов
- Тезаурус
- Тезаурус 2009 по дисциплине ксе для специальностей с числом часов по гос меньше 130 (уровень 1)
- 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
- Тема 1-01-01. Научный метод познания
- Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
- Тема 1-01-04. Развитие представлений о материи
- Тема 1-01-05. Развитие представлений о движении
- Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии
- 2. Пространство, время, симметрия
- Тема 1-02-01. Принципы симметрии, законы сохранения
- Тема 1-02-02. Эволюция представлений о пространстве и времени
- Тема 1-02-03. Специальная теория относительности
- Тема 1-02-04. Общая теория относительности
- 3. Структурные уровни и системная организация материи
- Тема 1-03-01. Микро-, макро-, мегамиры
- Тема 1-03-02. Системные уровни организации материи (данная тема только для специальностей, в гос которых отсутствует биологический уровень организации материи)
- Тема 1-03-03. Структуры микромира
- Тема 1-03-04. Химические системы
- Тема 1-03-05. Особенности биологического уровня организации материи
- 4. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 1-04-01. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 1-04-02. Концепции квантовой механики
- Тема 1-04-03. Принцип возрастания энтропии
- Тема 1-04-04. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма
- 5. Панорама современного естествознания Тема 1-05-01.Космология (мегамир)
- Тема 1-05-02.Общая космогония (структуры мегамира)
- Тема 1-05-03. Происхождение Солнечной системы (структуры мегамира) (данная тема только для специальностей, в гос которых отсутствует биологический уровень организации материи)
- Тема 1-05-04. Геологическая эволюция
- Тема 1-05-05. Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)
- Тема 1-05-06. Эволюция живых систем
- Тема 1-05-07. История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)
- Тема 1-05-08. Генетика и эволюция
- 6. Биосфера и человек
- Тема 1-06-01. Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы)
- Тема 1-06-02. Биосфера
- Тема 1-06-03. Человек в биосфере
- Тема 1-06-04. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)
- Утверждаю
- Содержание дисциплины «Концепции современного естествознания» в блоке естественнонаучных дисциплин (ен.Ф.03, 100 часов)
- Утверждаю
- Список литературы