4. Что такое вирусы?
Вирусы (лат. – яд) – мельчайшие возбудители многочисленных инфекционных заболеваний человека, животных, растений и бактерий. Являются
внутриклеточными паразитами, не способные к жизнедеятельности живых
клеток. Это неклеточная форма жизни.
Первооткрыватель вирусов Д.И. Ивановский выявил два их основных
свойства – они столь малы, что проходят через фильтры, задерживающие
бактерии, и их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на ис
кусственных питательных средах. Лишь с помощью электронного микрос
копа удалось увидеть эти мельчайшие из живых существ и оценить мно
гообразие их форм.
Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному су
ществованию. Вирусы могут существовать в двух формах: внеклеточной и
внутриклеточной. Вне клеток вирионы (вирусные частицы) не обнаружи
вают признаков жизни. Попав в организм, они проникают в чувствитель
ные к ним клетки и переходят из покоящейся формы в размножающуюся.
Начинается сложное и многообразное взаимодействие вирусов и клетки,
заканчивающееся образованием и выходом в окружающую среду дочерних
вирионов.
В зависимости от длительности пребывания вируса в клетке и харак
тера изменения её функционирования различают три типа вирусной ин
фекции.
Если образующиеся вирусы одновременно покидают клетку, то она раз
рывается и гибнет. Вышедшие из неё вирусы поражают новые клетки. Так
развивается литическая (разрушение, растворение) инфекция.
При вирусной инфекции другого типа, называемой персистентной
(стойкой), новые вирусы покидают клетку-хозяина постепенно. Клетка
продолжает жить и делится, производя новые вирусы, хотя её функцио
нирование может измениться.
Третий тип инфекции называется латентным (скрытым). Генетический
материал вируса встраивается в хромосомы клетки и при её делении
воспроизводится и передаётся дочерними клетками. При определённых
условиях в некоторых из заражённых клеток латентный вирус активиру
ется, размножается, и его потомки покидают клетки. Инфекция развива
ется по литическому или персистентному типу.
Болезни, которые вызываются вирусами, легко передаются от больных
здоровым и быстро распространяются. Долгое время полагали, что виру
сы вызывают острые массовые заболевания. К настоящему времени накоп
личных хронических болезней длящихся годами и даже десятилетиями.
Разработка методов изучения вирусов, открытие вирусов (теперь их
известно около полутора тысяч), определение диапазона их болезнет
ворных проявлений и попытки борьбы с ними были основным содержанием
вирусологии первый половины нашего столетия. Именно негативные
свойства вирусов, точнее способность вызывать болезни, послужили
вначале главным стимулом к их изучению. Но в процессе этой работы
были обнаружены многие положительные свойства вирусов ,благодаря ко
торым во второй половине 20 в. Они стали замечательной моделью для
исследования фундаментальных проблем биологии. С их помощью были
сделаны такие выдающиеся открытия, как расшифровка генетического ко
да и строение генетических нуклеиновых кислот, установлены законо
мерности синтеза белков. Вирусы оказались основным инструментом ген
етической инженерии. Теперь мы знаем что по своему строению и
свойствам вирусы занимают промежуточное место между сложнейшими хи
мическими веществами (полимерами, макромолекулами) и простейшими ор
ганизмами (бактериями).
- Брянский государственный университет
- Содержание
- Глава I
- Глава II
- Тема 1. Предмет биология клетки……………………………………………….…..11
- Глава III
- Содержание курса Лекционный курс
- 1. История учения о клетке
- 2. Современный этап в развитии цитологии
- 3. Генетический аппарат клетки
- 4. Воспроизведение клеток
- 5. Биологические мембраны
- 6. Обмен веществ в клетках
- 7. Биосинтез белков
- Содержание лабораторно-практических занятий
- Глава II занятие 1 введение в дисциплину
- Иерархические уровни строения организма
- Этапы изготовления гистопрепаратов и техника микроскопирования
- Гистохимическое выявление разных веществ
- Правила обращения с микроскопом
- Правила работы с микроскопом
- Практическая часть Задания
- Контрольные вопросы.
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Одномембранные органоиды
- Немембранные органоиды
- Специальные органеллы
- Включения
- Препарат 1. Общая морфология клетки. «Печень аксолотля».
- Препарат Сперматозоиды петуха.
- Контрольные вопросы:
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Структурные компоненты клетки
- Структурные компоненты клетки
- Признаки прокариотов и эукариотов
- Контрольные вопросы:
- Заполните таблицу «Функции структурных компонентов ядра эукариотической клетки».
- Практическая часть Задания Изучите препараты.Опишите общую морфологию ядра на разных препаратах. Найдите и назовите структурные компоненты ядра.
- Препарат: Кровь лягушки.
- Препарат: Кровь человека.
- Контрольные вопросы:
- Экзон–кодирующая последовательность нуклеотидов, определяющая последовательность аминокислот в белке.
- Экспрессия гена – протекает по схеме :
- Этапы считывания генетической информации
- Рибонуклеиновая (р н к)
- Транскрипция и процессинг
- Хроматин
- Тельце Барра
- Хромосома
- Состав хромосом
- Ядерная оболочка
- Ядрышко
- 2. Синтез белка
- 3. Образование субъединиц рибосом
- Нуклеоплазма
- Ядерные частицы:
- Препарат: Яйцеклетка беззубки - анодонты ( яйцеклетка моллюска).
- Препарат: Яйцеклетка лягушки.
- Препарат: Яйцеклетка кошки.
- Препарат : Политенные (гигантские) хромосомы в слюне двукрылых.
- Контрольные вопросы:
- Практическая часть препарат № 2 – Митоз в корешке лука.
- Препарат № 3Митоз животной клетки, краевая зона печени аксолотля.
- Задания
- Сравнительная характеристика митоза и мейоза
- Практическая часть
- Практическая часть препарат № 5 Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши.
- Задания
- Контрольные вопросы:
- Занятие 3 Тема 3.Плазматическая мембрана (плазмалемма)
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Основные типы клеточных оболочек:
- Межклеточные контакты и многоядерные структуры
- Практическая часть
- Пример синцития
- Состав липидов клеточных мембран эукариот и прокариот
- Поверхностный комплекс
- Практическая часть Пример симпласта препарат 15 (гист.) Поперечно-полосатое (исчерченное) мышечное волокно
- Препарат 4 (гист.) Язык кролика. Язык, листовидные сосочки.
- Задание
- Практическая часть
- Виды промежуточных филаментов (по б. Албертсу и соавт.)
- Организация и функции цитоскелета
- Практическая часть
- Задания
- Препарат № 2 – митоз в корешке лука.
- Препарат № 12 – Липидные (жировые) включения в клетках печени аксолотля.
- Препарат № 13 – Включения гликогена в клетках печени аксолотля.
- Препарат № 14 – Пигментные включения в хроматофорах кожи головастика
- Препарат № 15 –Желточные включения в бластомерах
- Контрольные вопросы
- Типы рибосом
- Клеточный центр
- Органоиды движения
- Практическая часть препарат № 4 Центросомы и ахроматиновое веретено митоза яйцеклетки лошадиной аскариды
- Препарат № 16 Реснички эпителиальных клеток кишечника беззубки
- Задания
- Немембранные органоиды эукариотической клетки
- Контрольные вопросы
- Занятие 6 Тема 6.Одномембранные органоиды
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Эндоплазматическая сеть
- Аппарат Гольджи
- Лизосомы
- Секреторные вакуоли
- Пероксисомы
- Сферосомы
- Вакуоли и их производные
- Функции одномембранных органоидов клетки
- Практическая часть препарат № 9Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка
- Препарат № 10Гранула зимогена
- Препарат № 11 Секреторные гранулы в клетках Лейдинга кожи аксолотля
- Задания
- Контрольные вопросы
- Занятие 7
- Пластиды
- Задания
- Практическая часть
- Сравнительная характеристика митохондрий и хлоропластов
- Препарат №6 Хондриососмы в клетках печени амфибии
- Препарат №7 Хондриососмы (митохондрии) в эпителиальных клетках. Кишечник аскариды
- Препарат №8 Хондриососмы в клетках канальцев почки
- Контрольные вопросы
- Глава III темы для самостоятельного изучения
- Тема 8: основные реакции тканевого обмена
- Теоретическая часть
- Тема 9. Жизненный путь клеток теоретическая часть
- Клеточный цикл
- Тема 10.Определение пола и половые различия клеток теоретическая часть
- Глава IV
- Тесты к лабораторно-практическим занятиям по дисциплине
- Тема 1. Структурные компоненты эукариотической клетки
- Тестовые задания
- Тема 2. Ядро Тестовые задания
- Тема 3. Плазматическая мембрана (плазмалемма) Тестовые задания
- Тема 4. Цитоплазма. Цитоплазматический матрикс. Цитоскелет Тестовые задания
- Тема 5. Немембранные органоиды Тестовые задания
- Тема 6. Одномембранные органоиды Тестовые задания
- Тема 7. Двумембранные органоиды Тестовые задания
- Ключ ответов:
- Глава V
- 1. Клетка есть единица структуры. Все живое состоит из клеток и их производных. Клетки всех организмов гомологичны.
- 2. Клетка есть единица функции. Функции целостного организма распределены по его клеткам. Совокупная деятельность организма есть сумма жизнедеятельности отдельных клеток.
- 3. Клетка есть единица развития. «Имеется всеобщий принцип развития для всех организмов, и этот принцип развития есть образование клеток».
- История развития клеточной теории
- Школа Пуркинье
- Школа Мюллера и работа Шванна
- Развитие клеточной теории во второй половине XIX века
- Современная клеточная теория
- Заключение
- 2. Свойства и признаки жизни
- 1. Обмен веществ. Любая биологическая система является открытой системой. Это означает, что она не может существовать без обмена с внешней средой химическим веществом, энергией и информацией.
- 2. Самовоспроизведение с изменением. Любая биологическая система способна воспроизводить себе подобную.
- Краткая характеристика уровней жизни
- 3. Современная цитология: объект, предмет, методы.
- Метаболический аппарат клетки
- 2. Структурные компоненты эукариотической клетки.
- Лекция 3. Генетический аппарат клетки
- 1. Генетический аппарат прокариот
- Генетический аппарат кишечной палочки
- Разнообразие типов генетического аппарата прокариот
- 2. Генетический аппарат эукариот
- Структура метафазных хромосом
- 3. Генетический аппарат полуавтономных органоидов
- 4. Системы репарации генетического аппарата
- Лекция 4. Поверхностный аппарат клеток
- 1. Общая характеристика поверхностного аппарата
- 2. Рецепторы мембран
- 3. Транспорт веществ через мембраны
- 4. Межклеточные контакты
- Лекция 5. Обмен веществ
- 1. Общая характеристика обмена веществ
- Значение атф в обмене веществ
- Основные типы пластического обмена
- 2. Электрон-транспортные цепи
- Формирование электрохимического градиента
- 3. Энергетический обмен (дыхание)
- Гликолиз
- Цикл Кребса
- Терминальное окисление
- 4. Пластический обмен (фотосинтез)
- Световые реакции
- Темновые реакции
- Лекция 6. Биосинтез белков
- 1. Основные этапы биосинтеза белков. Генетический код
- Генетический код. Ген и его роль в биосинтезе белков
- 2. Регуляция экспрессии генов
- Регуляция экспрессии генов у прокариот
- Регуляция экспрессии генов у эукариот
- Лекция 7. Вирусы
- 3. Сопоставление прокариотической и эукариотической клеток.
- 4. Что такое вирусы?
- 1.Особенности строения клеток прокариот и эукариот
- 2. Клетки эукариот. Строение и функции
- 3. Сопоставление прокариотической и эукариотической клеток
- Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных
- Автотрофные (аутотрофные) и гетеротрофные организмы
- 4. Что такое вирусы?
- Эволюционное происхождение вирусов
- Общий химический состав вирусов
- Вирусная днк
- Вирусная рнк
- Углеводы
- Другие компоненты вирионов
- Строение и свойства вирусов
- Размножение вирусов
- Список используемой литературы
- Лекция 8. Химический состав клеток
- Химический состав клетки Атомный состав клетки
- Молекулярный состав клетки
- 2. Вода
- Органические вещества
- Углеводы
- Неорганические вещества клетки
- Глава VI Аттестационно-педагогические измерительные материалы по дисциплине «Цитология»
- Эталоны ответов
- Глава VII цитологические и цитогенетические термины
- Глава VIII
- К экзамену по дисциплине «цитология»
- Вопросы к гак по дисциплине «Цитология»
- Список литературы
- Основная литератуцра
- Дополнительная литература