Формирование электрохимического градиента
Все мембранные процессы, связанные с транспортом электронов и протонов, протекают сходным образом.
В клетках существуют кислотные (протонные) резервуары – накопители избытка протонов, отграниченные от остальной цитоплазмы мембранами. Создание протонных резервуаров происходит за счет согласованной работы мембранных и немембранных переносчиков. При создании протонных резервуаров используется энергия электронов, связанных с переносчиками.
При фотосинтезе у цианобактерий и эукариотических растений роль протонного резервуара играет матрикс тилакоидов. При дыхании у эукариот протонным резервуаром служит межмембранный матрикс митохондрий. У прокариот при фотосинтезе и дыхании протонными резервуарами являются одномембранные полости внутри клетки или пространство между плазмалеммой и клеточной стенкой (или дополнительными мембранами).
Перенос электронов и протонов происходит следующим образом. Молекула хинона (мембранный переносчик KoQ) присоединяет два электрона с избытком энергии и превращается в восстановленную формуKoQ2–. После этогоKoQ2–присоединяет два протона со стороны щелочного резервуара и превращается в формуKoQ∙2Н. ЗатемKoQ∙2Н перемещается к протонному резервуару. Здесь с помощью цитохромов происходит отщепление двух протонов.
Таким образом, протоны переносятся в протонные резервуары с помощью переносчиков против градиента концентрации (из области с низкой концентрацией в область с высокой концентрацией) и против электрического градиента (из области с недостаточным положительным зарядом в область с избыточным положительным зарядом). Хиноны выполняют функцию челноков, перемещающих протоны через мембрану, цитохромы способствуют отщеплению протонов со стороны протонного резервуара, а остальные переносчики выполняют вспомогательные функции.
Источником энергии для переноса протонов через мембрану служат высокоэнергетические (возбужденные) электроны. Энергия электронов постепенно расходуется на транспорт протонов против градиента концентрации. Полностью или частично потерявшие энергию электроны поступают на акцепторы (сильные окислители) и выводятся из электрон-транспортных цепей.
Механизм фосфорилирования. В результате функционирования электрон-транспортных цепей формируется разность концентраций протонов и разность электрических зарядов: внутри протонного резервуара – избыток протонов и избыточный положительный заряд, а за пределами протонного резервуара – недостаток протонов и недостаток положительного заряда. Разность концентраций (ΔС) и разность зарядов (∆φ) совместно образуютэлектрохимический потенциал. В конце концов, разность зарядов достигает критического значения (∆φ ≈ 200 мВ). Тогда избыток протонов покидает резервуар – выходит во внешнюю среду (в строму хлоропластов, в матрикс митохондрий и т.д.). В мембране имеются каналы, образованные ферментом протон–зависимой АТФазой. При прохождении протонов через канал АТФазы их потенциальная энергия используется для фосфорилирования – присоединения неорганического фосфата к молекуле АДФ.
- Брянский государственный университет
- Содержание
- Глава I
- Глава II
- Тема 1. Предмет биология клетки……………………………………………….…..11
- Глава III
- Содержание курса Лекционный курс
- 1. История учения о клетке
- 2. Современный этап в развитии цитологии
- 3. Генетический аппарат клетки
- 4. Воспроизведение клеток
- 5. Биологические мембраны
- 6. Обмен веществ в клетках
- 7. Биосинтез белков
- Содержание лабораторно-практических занятий
- Глава II занятие 1 введение в дисциплину
- Иерархические уровни строения организма
- Этапы изготовления гистопрепаратов и техника микроскопирования
- Гистохимическое выявление разных веществ
- Правила обращения с микроскопом
- Правила работы с микроскопом
- Практическая часть Задания
- Контрольные вопросы.
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Одномембранные органоиды
- Немембранные органоиды
- Специальные органеллы
- Включения
- Препарат 1. Общая морфология клетки. «Печень аксолотля».
- Препарат Сперматозоиды петуха.
- Контрольные вопросы:
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Структурные компоненты клетки
- Структурные компоненты клетки
- Признаки прокариотов и эукариотов
- Контрольные вопросы:
- Заполните таблицу «Функции структурных компонентов ядра эукариотической клетки».
- Практическая часть Задания Изучите препараты.Опишите общую морфологию ядра на разных препаратах. Найдите и назовите структурные компоненты ядра.
- Препарат: Кровь лягушки.
- Препарат: Кровь человека.
- Контрольные вопросы:
- Экзон–кодирующая последовательность нуклеотидов, определяющая последовательность аминокислот в белке.
- Экспрессия гена – протекает по схеме :
- Этапы считывания генетической информации
- Рибонуклеиновая (р н к)
- Транскрипция и процессинг
- Хроматин
- Тельце Барра
- Хромосома
- Состав хромосом
- Ядерная оболочка
- Ядрышко
- 2. Синтез белка
- 3. Образование субъединиц рибосом
- Нуклеоплазма
- Ядерные частицы:
- Препарат: Яйцеклетка беззубки - анодонты ( яйцеклетка моллюска).
- Препарат: Яйцеклетка лягушки.
- Препарат: Яйцеклетка кошки.
- Препарат : Политенные (гигантские) хромосомы в слюне двукрылых.
- Контрольные вопросы:
- Практическая часть препарат № 2 – Митоз в корешке лука.
- Препарат № 3Митоз животной клетки, краевая зона печени аксолотля.
- Задания
- Сравнительная характеристика митоза и мейоза
- Практическая часть
- Практическая часть препарат № 5 Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши.
- Задания
- Контрольные вопросы:
- Занятие 3 Тема 3.Плазматическая мембрана (плазмалемма)
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Основные типы клеточных оболочек:
- Межклеточные контакты и многоядерные структуры
- Практическая часть
- Пример синцития
- Состав липидов клеточных мембран эукариот и прокариот
- Поверхностный комплекс
- Практическая часть Пример симпласта препарат 15 (гист.) Поперечно-полосатое (исчерченное) мышечное волокно
- Препарат 4 (гист.) Язык кролика. Язык, листовидные сосочки.
- Задание
- Практическая часть
- Виды промежуточных филаментов (по б. Албертсу и соавт.)
- Организация и функции цитоскелета
- Практическая часть
- Задания
- Препарат № 2 – митоз в корешке лука.
- Препарат № 12 – Липидные (жировые) включения в клетках печени аксолотля.
- Препарат № 13 – Включения гликогена в клетках печени аксолотля.
- Препарат № 14 – Пигментные включения в хроматофорах кожи головастика
- Препарат № 15 –Желточные включения в бластомерах
- Контрольные вопросы
- Типы рибосом
- Клеточный центр
- Органоиды движения
- Практическая часть препарат № 4 Центросомы и ахроматиновое веретено митоза яйцеклетки лошадиной аскариды
- Препарат № 16 Реснички эпителиальных клеток кишечника беззубки
- Задания
- Немембранные органоиды эукариотической клетки
- Контрольные вопросы
- Занятие 6 Тема 6.Одномембранные органоиды
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Эндоплазматическая сеть
- Аппарат Гольджи
- Лизосомы
- Секреторные вакуоли
- Пероксисомы
- Сферосомы
- Вакуоли и их производные
- Функции одномембранных органоидов клетки
- Практическая часть препарат № 9Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка
- Препарат № 10Гранула зимогена
- Препарат № 11 Секреторные гранулы в клетках Лейдинга кожи аксолотля
- Задания
- Контрольные вопросы
- Занятие 7
- Пластиды
- Задания
- Практическая часть
- Сравнительная характеристика митохондрий и хлоропластов
- Препарат №6 Хондриососмы в клетках печени амфибии
- Препарат №7 Хондриососмы (митохондрии) в эпителиальных клетках. Кишечник аскариды
- Препарат №8 Хондриососмы в клетках канальцев почки
- Контрольные вопросы
- Глава III темы для самостоятельного изучения
- Тема 8: основные реакции тканевого обмена
- Теоретическая часть
- Тема 9. Жизненный путь клеток теоретическая часть
- Клеточный цикл
- Тема 10.Определение пола и половые различия клеток теоретическая часть
- Глава IV
- Тесты к лабораторно-практическим занятиям по дисциплине
- Тема 1. Структурные компоненты эукариотической клетки
- Тестовые задания
- Тема 2. Ядро Тестовые задания
- Тема 3. Плазматическая мембрана (плазмалемма) Тестовые задания
- Тема 4. Цитоплазма. Цитоплазматический матрикс. Цитоскелет Тестовые задания
- Тема 5. Немембранные органоиды Тестовые задания
- Тема 6. Одномембранные органоиды Тестовые задания
- Тема 7. Двумембранные органоиды Тестовые задания
- Ключ ответов:
- Глава V
- 1. Клетка есть единица структуры. Все живое состоит из клеток и их производных. Клетки всех организмов гомологичны.
- 2. Клетка есть единица функции. Функции целостного организма распределены по его клеткам. Совокупная деятельность организма есть сумма жизнедеятельности отдельных клеток.
- 3. Клетка есть единица развития. «Имеется всеобщий принцип развития для всех организмов, и этот принцип развития есть образование клеток».
- История развития клеточной теории
- Школа Пуркинье
- Школа Мюллера и работа Шванна
- Развитие клеточной теории во второй половине XIX века
- Современная клеточная теория
- Заключение
- 2. Свойства и признаки жизни
- 1. Обмен веществ. Любая биологическая система является открытой системой. Это означает, что она не может существовать без обмена с внешней средой химическим веществом, энергией и информацией.
- 2. Самовоспроизведение с изменением. Любая биологическая система способна воспроизводить себе подобную.
- Краткая характеристика уровней жизни
- 3. Современная цитология: объект, предмет, методы.
- Метаболический аппарат клетки
- 2. Структурные компоненты эукариотической клетки.
- Лекция 3. Генетический аппарат клетки
- 1. Генетический аппарат прокариот
- Генетический аппарат кишечной палочки
- Разнообразие типов генетического аппарата прокариот
- 2. Генетический аппарат эукариот
- Структура метафазных хромосом
- 3. Генетический аппарат полуавтономных органоидов
- 4. Системы репарации генетического аппарата
- Лекция 4. Поверхностный аппарат клеток
- 1. Общая характеристика поверхностного аппарата
- 2. Рецепторы мембран
- 3. Транспорт веществ через мембраны
- 4. Межклеточные контакты
- Лекция 5. Обмен веществ
- 1. Общая характеристика обмена веществ
- Значение атф в обмене веществ
- Основные типы пластического обмена
- 2. Электрон-транспортные цепи
- Формирование электрохимического градиента
- 3. Энергетический обмен (дыхание)
- Гликолиз
- Цикл Кребса
- Терминальное окисление
- 4. Пластический обмен (фотосинтез)
- Световые реакции
- Темновые реакции
- Лекция 6. Биосинтез белков
- 1. Основные этапы биосинтеза белков. Генетический код
- Генетический код. Ген и его роль в биосинтезе белков
- 2. Регуляция экспрессии генов
- Регуляция экспрессии генов у прокариот
- Регуляция экспрессии генов у эукариот
- Лекция 7. Вирусы
- 3. Сопоставление прокариотической и эукариотической клеток.
- 4. Что такое вирусы?
- 1.Особенности строения клеток прокариот и эукариот
- 2. Клетки эукариот. Строение и функции
- 3. Сопоставление прокариотической и эукариотической клеток
- Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных
- Автотрофные (аутотрофные) и гетеротрофные организмы
- 4. Что такое вирусы?
- Эволюционное происхождение вирусов
- Общий химический состав вирусов
- Вирусная днк
- Вирусная рнк
- Углеводы
- Другие компоненты вирионов
- Строение и свойства вирусов
- Размножение вирусов
- Список используемой литературы
- Лекция 8. Химический состав клеток
- Химический состав клетки Атомный состав клетки
- Молекулярный состав клетки
- 2. Вода
- Органические вещества
- Углеводы
- Неорганические вещества клетки
- Глава VI Аттестационно-педагогические измерительные материалы по дисциплине «Цитология»
- Эталоны ответов
- Глава VII цитологические и цитогенетические термины
- Глава VIII
- К экзамену по дисциплине «цитология»
- Вопросы к гак по дисциплине «Цитология»
- Список литературы
- Основная литератуцра
- Дополнительная литература