Тема 10.Определение пола и половые различия клеток теоретическая часть
С давних времен ученые пытались вскрыть причины развития организмов женского и мужского пола и научиться управлять этим процессом. Проблема происхождения половых различий и сохранения определенного соотношения особей разного пола в потомстве длительный период не находила научного объяснения. Решение же этой проблемы относительно культурных растений и домашних животных имеет большое практическое значение. Например, в растениеводстве при культивировании двудомных (конопля) и однодомных раздельнополых растений (кукуруза, тыквенные, рами, некоторые сорта земляники и винограда) желательно иметь в большем количестве женские растения или женские цветки, а в животноводческих хозяйствах (молочных и птицеводческих) желательно увеличить количество самок в приплоде.
Давно было известно, что у растений, животных и человека количественное соотношение противоположных полов в потомстве относительно постоянно. Например, у некоторых организмов отмечено следующее соотношение особей женского (♀) и мужского (♂) в потомстве:
♀ ♂ ♀ ♂
Конопля ……………………100:100 Куры……………………..100:95
Лимонник ………………….100:100 Крысы……………………100:105
Земляника…………………..100:100 Овцы……………………...100:98
Огурцы……………………..100:100 Свиньи……………………100:112
Некоторые ракообразные…100:0,3 Коровы…………………...100:107
Некоторые пауки………….100:819 Лошадь……………………100:98
Кальмар……………………100:17 Человек……………………100:105
У большинства перечисленных нами видов соотношение женских и мужских особей в потомстве близко к расщеплению 1:1. Имеющиеся же отклонения, которые иногда могут быть значительными (например, некоторые ракообразные и пауки), имеют свои причины.
Возникновение половых различий, по-видимому, связано с половым размножением, при котором в одном организме сочетаются материнское и отцовское начала. Необходимо различать определение пола и его дифференциацию в период развития организмов. Определение пола может происходить на разных этапах цикла размножения; известно три типа определения пола:
- прогамный тип, когда пол определяется до процесса оплодотворения, в ходе созревания яйцеклеток в материнском организме. Например, у коловраток, некоторых тлей, первичных кольчецов и других животных яйцеклетки различаются размерами и после оплодотворения из крупных яйцеклеток развиваются только самки, а из мелких – только самцы;
- сингамный, при котором определение пола происходит в момент слияния гамет, т.е. в процессе оплодотворения. Это наиболее распространенный тип определения пола, и он характерен для большинства организмов;
- эпигамныйтип, когда определение пола осуществляется в процессе индивидуального развития организма. Например, у морского червяBonelliaviridisсамки довольно крупные, а самцы очень мелкие и живут в матке самок. Из оплодотворенных яиц образуется свободно плавающая личинка. Если личинка оседает на дно, то она развивается в самку, а если она прикрепляется к хоботку половозрелой самки, то развивается в самца. В этом случае пол определяется в зависимости от условий, в которые попадает личинка.
При всех типах определения пола во время индивидуального развития происходит дифференциация пола, т.е. развитие первичных и вторичных половых признаков. К первичным половым признакам относятся морфологические и физиологические особенности организмов, которые обеспечивают образование определенного типа гамет и их соединение в процессе оплодотворения, т.е. различия в строении внутренних и наружных органов. Вторичные половые признаки – это признаки и свойства организма, которые непосредственно не обеспечивают гаметогенез, спаривание и оплодотворение, но играют определенную роль в половом размножении. Вторичные половые признаки обусловлены гормональной деятельностью первичнополовых органов.
Половые различия определены наследственно, связаны с особенностями биологии размножения и являются одним из способов изоляции видов. При возникновении несоответствия в строении половых органов женских и мужских особей исключается возможность скрещивания между ними и возникает половая изоляция. Определение пола и соотношение полов в потомстве – очень важные обстоятельства для нормального самовоспроизведения видов, т.е. для их существования. В связи с этим они не могут осуществляться случайно и неопределенно. В ходе эволюции у большинства раздельнополых организмов должен был выработаться механизм определения пола, который обеспечивает образование равного или необходимого количества самцов и самок, что необходимо для нормального самовоспроизведения вида. О существовании такого механизма было высказано много предположений, большинство из которых не получило подтверждения. Лишь цитогенетические исследования позволили начать решение этой проблемы на научной основе.
Генетические исследования показали, что факторы, определяющие пол, передаются от одного поколения к другому так же, как и факторы, определяющие наследование других признаков. После вторичного открытия законов Менделя возникло предположение, что разный пол определяется различиями половых клеток, а наблюдаемое отношение 1:1 сходно с расщеплением гибридов от скрещивания гомозиготной формы (аа) с гетерозиготной (Аа). Потомство от такого скрещивания расщепляется по данной паре наследственных факторов в отношении 1 Аа : 1 аа. В этом случае гены А и а должны находиться в одной паре хромосом. Если пол наследуется по такому же принципу, то возникает предположение, что один пол, например женский, должен быть «гомозиготным», а другой – «гетерозиготным» или наоборот. Тогда в потомстве расщепление по полу будет равно 1 : 1. Догадки генетиков не подкреплялись доказательством гомо- и гетерозиготности полов. Вопрос стал проясняться только после сопоставления предположений генетиков с цитологическими данными. Более 60 лет назад цитологами была установлена связь между определением пола и набором хромосом, который приобретает зигота в результате слияния родительских половых клеток. Были обнаружены половые различия в клетках, которые определяются наличием половых хромосом и полового хроматина.
- Брянский государственный университет
- Содержание
- Глава I
- Глава II
- Тема 1. Предмет биология клетки……………………………………………….…..11
- Глава III
- Содержание курса Лекционный курс
- 1. История учения о клетке
- 2. Современный этап в развитии цитологии
- 3. Генетический аппарат клетки
- 4. Воспроизведение клеток
- 5. Биологические мембраны
- 6. Обмен веществ в клетках
- 7. Биосинтез белков
- Содержание лабораторно-практических занятий
- Глава II занятие 1 введение в дисциплину
- Иерархические уровни строения организма
- Этапы изготовления гистопрепаратов и техника микроскопирования
- Гистохимическое выявление разных веществ
- Правила обращения с микроскопом
- Правила работы с микроскопом
- Практическая часть Задания
- Контрольные вопросы.
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Одномембранные органоиды
- Немембранные органоиды
- Специальные органеллы
- Включения
- Препарат 1. Общая морфология клетки. «Печень аксолотля».
- Препарат Сперматозоиды петуха.
- Контрольные вопросы:
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Структурные компоненты клетки
- Структурные компоненты клетки
- Признаки прокариотов и эукариотов
- Контрольные вопросы:
- Заполните таблицу «Функции структурных компонентов ядра эукариотической клетки».
- Практическая часть Задания Изучите препараты.Опишите общую морфологию ядра на разных препаратах. Найдите и назовите структурные компоненты ядра.
- Препарат: Кровь лягушки.
- Препарат: Кровь человека.
- Контрольные вопросы:
- Экзон–кодирующая последовательность нуклеотидов, определяющая последовательность аминокислот в белке.
- Экспрессия гена – протекает по схеме :
- Этапы считывания генетической информации
- Рибонуклеиновая (р н к)
- Транскрипция и процессинг
- Хроматин
- Тельце Барра
- Хромосома
- Состав хромосом
- Ядерная оболочка
- Ядрышко
- 2. Синтез белка
- 3. Образование субъединиц рибосом
- Нуклеоплазма
- Ядерные частицы:
- Препарат: Яйцеклетка беззубки - анодонты ( яйцеклетка моллюска).
- Препарат: Яйцеклетка лягушки.
- Препарат: Яйцеклетка кошки.
- Препарат : Политенные (гигантские) хромосомы в слюне двукрылых.
- Контрольные вопросы:
- Практическая часть препарат № 2 – Митоз в корешке лука.
- Препарат № 3Митоз животной клетки, краевая зона печени аксолотля.
- Задания
- Сравнительная характеристика митоза и мейоза
- Практическая часть
- Практическая часть препарат № 5 Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши.
- Задания
- Контрольные вопросы:
- Занятие 3 Тема 3.Плазматическая мембрана (плазмалемма)
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Основные типы клеточных оболочек:
- Межклеточные контакты и многоядерные структуры
- Практическая часть
- Пример синцития
- Состав липидов клеточных мембран эукариот и прокариот
- Поверхностный комплекс
- Практическая часть Пример симпласта препарат 15 (гист.) Поперечно-полосатое (исчерченное) мышечное волокно
- Препарат 4 (гист.) Язык кролика. Язык, листовидные сосочки.
- Задание
- Практическая часть
- Виды промежуточных филаментов (по б. Албертсу и соавт.)
- Организация и функции цитоскелета
- Практическая часть
- Задания
- Препарат № 2 – митоз в корешке лука.
- Препарат № 12 – Липидные (жировые) включения в клетках печени аксолотля.
- Препарат № 13 – Включения гликогена в клетках печени аксолотля.
- Препарат № 14 – Пигментные включения в хроматофорах кожи головастика
- Препарат № 15 –Желточные включения в бластомерах
- Контрольные вопросы
- Типы рибосом
- Клеточный центр
- Органоиды движения
- Практическая часть препарат № 4 Центросомы и ахроматиновое веретено митоза яйцеклетки лошадиной аскариды
- Препарат № 16 Реснички эпителиальных клеток кишечника беззубки
- Задания
- Немембранные органоиды эукариотической клетки
- Контрольные вопросы
- Занятие 6 Тема 6.Одномембранные органоиды
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Эндоплазматическая сеть
- Аппарат Гольджи
- Лизосомы
- Секреторные вакуоли
- Пероксисомы
- Сферосомы
- Вакуоли и их производные
- Функции одномембранных органоидов клетки
- Практическая часть препарат № 9Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка
- Препарат № 10Гранула зимогена
- Препарат № 11 Секреторные гранулы в клетках Лейдинга кожи аксолотля
- Задания
- Контрольные вопросы
- Занятие 7
- Пластиды
- Задания
- Практическая часть
- Сравнительная характеристика митохондрий и хлоропластов
- Препарат №6 Хондриососмы в клетках печени амфибии
- Препарат №7 Хондриососмы (митохондрии) в эпителиальных клетках. Кишечник аскариды
- Препарат №8 Хондриососмы в клетках канальцев почки
- Контрольные вопросы
- Глава III темы для самостоятельного изучения
- Тема 8: основные реакции тканевого обмена
- Теоретическая часть
- Тема 9. Жизненный путь клеток теоретическая часть
- Клеточный цикл
- Тема 10.Определение пола и половые различия клеток теоретическая часть
- Глава IV
- Тесты к лабораторно-практическим занятиям по дисциплине
- Тема 1. Структурные компоненты эукариотической клетки
- Тестовые задания
- Тема 2. Ядро Тестовые задания
- Тема 3. Плазматическая мембрана (плазмалемма) Тестовые задания
- Тема 4. Цитоплазма. Цитоплазматический матрикс. Цитоскелет Тестовые задания
- Тема 5. Немембранные органоиды Тестовые задания
- Тема 6. Одномембранные органоиды Тестовые задания
- Тема 7. Двумембранные органоиды Тестовые задания
- Ключ ответов:
- Глава V
- 1. Клетка есть единица структуры. Все живое состоит из клеток и их производных. Клетки всех организмов гомологичны.
- 2. Клетка есть единица функции. Функции целостного организма распределены по его клеткам. Совокупная деятельность организма есть сумма жизнедеятельности отдельных клеток.
- 3. Клетка есть единица развития. «Имеется всеобщий принцип развития для всех организмов, и этот принцип развития есть образование клеток».
- История развития клеточной теории
- Школа Пуркинье
- Школа Мюллера и работа Шванна
- Развитие клеточной теории во второй половине XIX века
- Современная клеточная теория
- Заключение
- 2. Свойства и признаки жизни
- 1. Обмен веществ. Любая биологическая система является открытой системой. Это означает, что она не может существовать без обмена с внешней средой химическим веществом, энергией и информацией.
- 2. Самовоспроизведение с изменением. Любая биологическая система способна воспроизводить себе подобную.
- Краткая характеристика уровней жизни
- 3. Современная цитология: объект, предмет, методы.
- Метаболический аппарат клетки
- 2. Структурные компоненты эукариотической клетки.
- Лекция 3. Генетический аппарат клетки
- 1. Генетический аппарат прокариот
- Генетический аппарат кишечной палочки
- Разнообразие типов генетического аппарата прокариот
- 2. Генетический аппарат эукариот
- Структура метафазных хромосом
- 3. Генетический аппарат полуавтономных органоидов
- 4. Системы репарации генетического аппарата
- Лекция 4. Поверхностный аппарат клеток
- 1. Общая характеристика поверхностного аппарата
- 2. Рецепторы мембран
- 3. Транспорт веществ через мембраны
- 4. Межклеточные контакты
- Лекция 5. Обмен веществ
- 1. Общая характеристика обмена веществ
- Значение атф в обмене веществ
- Основные типы пластического обмена
- 2. Электрон-транспортные цепи
- Формирование электрохимического градиента
- 3. Энергетический обмен (дыхание)
- Гликолиз
- Цикл Кребса
- Терминальное окисление
- 4. Пластический обмен (фотосинтез)
- Световые реакции
- Темновые реакции
- Лекция 6. Биосинтез белков
- 1. Основные этапы биосинтеза белков. Генетический код
- Генетический код. Ген и его роль в биосинтезе белков
- 2. Регуляция экспрессии генов
- Регуляция экспрессии генов у прокариот
- Регуляция экспрессии генов у эукариот
- Лекция 7. Вирусы
- 3. Сопоставление прокариотической и эукариотической клеток.
- 4. Что такое вирусы?
- 1.Особенности строения клеток прокариот и эукариот
- 2. Клетки эукариот. Строение и функции
- 3. Сопоставление прокариотической и эукариотической клеток
- Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных
- Автотрофные (аутотрофные) и гетеротрофные организмы
- 4. Что такое вирусы?
- Эволюционное происхождение вирусов
- Общий химический состав вирусов
- Вирусная днк
- Вирусная рнк
- Углеводы
- Другие компоненты вирионов
- Строение и свойства вирусов
- Размножение вирусов
- Список используемой литературы
- Лекция 8. Химический состав клеток
- Химический состав клетки Атомный состав клетки
- Молекулярный состав клетки
- 2. Вода
- Органические вещества
- Углеводы
- Неорганические вещества клетки
- Глава VI Аттестационно-педагогические измерительные материалы по дисциплине «Цитология»
- Эталоны ответов
- Глава VII цитологические и цитогенетические термины
- Глава VIII
- К экзамену по дисциплине «цитология»
- Вопросы к гак по дисциплине «Цитология»
- Список литературы
- Основная литератуцра
- Дополнительная литература