15.5.3. Социальное пространство
Возникновение социально организованной материи связано с формированием качественно новых пространственно-временных структур. Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к пространству биологическому. Здесь возникает и исторически развивается особый вид пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.
Чтобы понять особую природу социального пространства, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в процессе своей деятельности, отношения к другим людям. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей — «второй природы» мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особенную пространственную архитектонику, которая не сводится только к материальным отношениям, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей.
Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, о котором будет сказано ниже.
Исторически сложилось, что социальное пространство формируется и упорядочено прежде всего посредством проектирования и сооружения материальных объектов. Все многообразие системы разделения людей, включая коммуникации и прочие архитектурные объекты, образуют материализованную сторону социального пространства. Архитектор, зодчий — это центральная фигура, благодаря которой формируются определенная метрика и геометрия среды жизнедеятельности человека. Можно сказать, что архитектор — это выразитель социального бытия через создание материальной пространственной среды. Он может доступными ему средствами стабилизировать, ускорять или замедлять и тормозить различные социальные процессы.
Архитектурное управление при более внимательном рассмотрении данного вопроса может существенно определять характер поведения людей. Архитектурно-технический подход к социальному пространству позволяет реализовать одну из основных и исходных целей жизнедеятельности человека — защищенность от внешних воздействий. Первоначально именно стены жилища или городские стены выполняли эту функцию защиты. Завоеватели чужих территорий хорошо осознавали взаимосвязь архитектуры и условий жизнедеятельности человека, когда, ставя целью уничтожить народ, стирали с лица земли поселения и постройки. Так, римлянами был полностью разрушен Карфаген, а его место распахано. И, наоборот, в заботе о возрождении национального духа и социальной активности древние в первую очередь стремились к качественному совершенствованию архитектуры среды. Афиняне, например, после победы над Спартой в V в. до н. э. закладывают афинский Акрополь по самым высоким стандартам того времени.
В творчестве зодчего обязательно проявляется влияние культуры, традиций, обычаев и предрассудков. Деление социального пространства на области, одна из которых соответствует элитарным, а другая — массовым процессам жизнедеятельности, предполагает ограничение контактов представителями элитарной и массовой среды. В результате возникают самые различные архитектурные объекты, адаптированные в соответствии с принципами иерархии.
При помощи типового проектирования жилье тиражируется и образует особую среду, взаимодействующую с сознанием человека. С одной стороны, они порождают установку на замкнутость, безынициативность, довольствование имеющимся, а с другой — поиск престижных комфортных условий элитарной группы общества. Это «спальные» районы, построенные во многих городах, безликость домов в микрорайонах, чрезвычайно «скучных» по выразительности. Даже такая черта, как общая тема памятников, мемориалов, монументов, установленных в данном районе, может оказывать серьезное влияние на чувства и настроение жителей.
Личностный характер социального пространства выражается в единичных и особенных формах своего материального устройства. Это является предпосылкой функционирования стран и народов, социальных слоев и групп общества, различных пространственных общностей людей.
Для человека формы организации пространства — это «ансамбль» сооружений: город, район. Для общества — государство, континент, планета. Планетарный, или космический, феномен человека пока далек от своего выражения пространственно-архитектурными средствами. Однако пространственное описание мира человека вдохновляло А. Эйнштейна, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, а художники давно стремятся отыскать основополагающие элементы человека, вспомним хотя бы К. Малевича или С. Дали, смелые эксперименты с прерывными человеческими пространствами. Характер индивидуальной жизнедеятельности человека формирует индивидуальные пространственные характеристики. Исходя из того, что каждый из нас имеет вполне определенный рост, вес, размер одежды, обуви, можно сформулировать следующее положение: человек занимает пространство, равное объему его физического тела. Но человек, находящийся долгое время без движений, обречен на гибель. Частичное ограничение возможности передвигаться воспринимается либо как дискомфорт, либо как наказание (лишение свободы). То есть одним из условий существования является перемещение в пространстве.
Человеку всегда была свойственна потребность в «очеловечивании» пространства, которая, по-видимому, имеет древние корни, связанные с борьбой за среду обитания. В древности эта потребность проявлялась в поиске и освоении новых территорий, в настоящее время об этой потребности свидетельствует процветающая индустрия туризма. А стремление открывать новые земли выражается в освоении околоземного и более отдаленного космического пространства. Эта потребность выступает в самых разных формах:
1. Физическая целостность организма. Всякое внешнее воздействие воспринимается как опасное, если оно может нести угрозу целостности, например, травма.
2. Одежда — другая форма автономии пространства. В одежде, со вкусом подобранной, человек чувствует себя более комфортно, более уверенно.
3. Суверенитет тела сохраняют дома, комнаты, особняки, автомобили.
Теснота, скученность справедливо воспринимаются как дискомфорт. Переполненный общественный транспорт, перенаселенные квартиры — все это нарушает суверенитет личного пространства.
Американский ученый и философ Э. Фромм обратил внимание на то, что личное пространство человека зависит от того, чем данный человек обладает. Оказывается у дилеммы «быть или иметь» есть еще одна сторона: чем большим человек владеет, тем меньше его личностное пространство и тем теснее он себя в нем чувствует. На первый взгляд, кажется, что всякая личная собственность расширяет пространство человека. Если человек приобретает загородный дом в дополнение к городской квартире, то он ограничивает свое личностное пространство, часть которого теперь занята домом. «Обладание, — считает Э. Фромм, — это разновидность рабства, а раб ущемлен во многих своих правах, в том числе и в автономии своего личностного пространства». Личностное пространство оформляется разными путями. Один из них — расширение круга знакомств, всех тех, с кем связывают какие-то деловые, дружеские или родственные отношения. Родные, друзья, сослуживцы, просто знакомые — все они образуют контуры того личностного пространства, которое освоил и занимает человек. Одиночество — это экстремальный пример суженного до минимума социального пространства, это дискомфорт, если не патология. Человек, обреченный на одиночество, не может продержаться долго. Другое дело, уединение — форма автономии личностного пространства. Уединение — это пространство самосознания.
Достойна внимания и мысль Сенеки о возможности расширения рамок личностного пространства за счет мысленного перенесения во времени: «Хочешь освободиться от пороков — сторонись порочных примеров. Скупец, жестокий, коварный... — уйди от них к лучшим... Если тебе по душе греки — будь с Сократом». Становится понятным феномен слова.
Слава — это известность не только за пределами своего круга общения, но и за пределами отрезка времени, который называется жизнью. Вспоминая человека, мы тем самым реализуем его жизненное желание расширить жизненное пространство. Формы личностного пространства обусловлены прежде всего особенностями восприятия самого человека. Именно с ним приходится соизмерять свои поступки, строить планы. К пониманию сущности личностного пространства наиболее близко подошли литература, живопись. Успехи естествознания помогают глубже проникнуть в мир пространственно-временных отношений человека и общества.
- Серия «Высшее образование»
- Содержание
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития 13
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 40
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе 71
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности 80
- Тема 9. Принципы симметрии 82
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе 104
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ 114
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи 120
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем 128
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материи 141
- Тема 15. Пространство и время 154
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе 172
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере 193
- Тема 18. Экология. Законы экологии 217
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания 237
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность 248
- Введение
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития
- 1.1. Предмет естествознания. Основная терминология
- 1.2. Основные закономерности развития естествознания
- 1.2.1 .Необходимость и случайность
- 1.2.2. Причины, от которых зависит развитие науки
- 1.2.3. Роль практики в развитии естествознания
- 1.2.4. Относительная самостоятельность в развитии науки
- 1.2.5. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания
- 1.2.6. Критика и борьба мнений в науке
- 1.2.7. Интернациональный характер развития науки
- 1.2.8. Взаимодействие естественных наук
- 1.2.9. Дифференциация и интеграция наук
- 1.2.10. Социальные функции естествознания
- 1.3. Основные этапы развития естествознания
- 1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания
- 1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. До н. Э.
- 1.3.1.2. Учение Гераклита об огне в виде первовещества
- 1.3.1.3. Естествознание V в. До н. Э. Учения философов Эмпедокла и Анаксагора
- 1.3.1.4. Естествознание IV в. До н.Э.
- 1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа
- 1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. До н. Э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста
- 1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция как завершение материалистических воззрений Древней Греции
- 1.3.1.8. Средневековье и эпоха Возрождения
- 1.3.1.9. Естествознание XVI-XVII вв.
- 1.3.1.10. Естествознание XVIII в.
- 1.3.1.11. Выдающиеся открытия XIX в. И конец натурфилософии
- 1.3.2. «Русский космизм»
- 1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений
- 1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи
- 1.3.4.1. Онтологическая сторона неисчерпаемости материи
- 1.3.4.2. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи
- 1.3.5. Новейшая революция в естествознании
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2.1. Научная теория. Основная терминология
- 2.2. Содержание и структура естественнонаучной теории
- 2.2.1. Структура естественнонаучной теории
- 2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории
- 2.3. Культура
- 2.4. Естественная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- 3.1. Атомизм древности
- 3.2. Механистический атомизм
- 3.3. Сокрушительный удар по принципам механицизма
- 3.4. Предпосылки для создания более высокого уровня развития атомизма
- 3.5. Квантовая теория строения атома
- 3.6. Существенные особенности атомизма XX в.
- 3.7. Континуальная концепция
- 3.8. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.9. Элементарные частицы
- 3.10. Выводы
- Тема 4. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры
- 4.1. Материя. Всеобщие атрибуты материи
- 4.2. Структура и системная организация материи
- 4.2.1. Структура материи
- 4.2.2. Структурная бесконечность материи
- 4.3. Системная организация как атрибут материи
- 4.4. Структурные уровни организации материи
- 4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры
- 4.4.2. Структурные уровни различных сфер
- Тема 5. Структура и ее роль в организации живых систем
- 5.1. Система и целое
- 5.2. Часть и элемент
- 5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент
- 5.2.2. Взаимодействие части и целого
- 5.3. Диалектическое единство дифференциации и интеграции частей
- 5.4. Взаимосвязь единичного и общего
- 5.5. Интеграция частей
- 5.5.1. Свойства интеграции
- 5.5.2. Три механизма сборки
- 5.5.2.1. Механический детерминизм
- 5.5.2.2. Связь по типу корреляции
- 5.5.2.3. Связь по типу субординации
- Тема 6. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности
- 6.1. Неустранимость неопределенности
- 6.2. Неопределенностные процессы в искусстве
- 6.2.1, Кубизм
- 6.2.2. Футуризм
- 6.2.3. Абстракционизм
- 6.2.4. Экспрессионизм
- 6.2.5. Сюрреализм
- 6.2.6. Импрессионизм
- 6.2.7. Постимпрессионизм
- 6.3. Неопределенность в биологии
- 6.4. Неопределенность в проблемах кибернетики и компьютерной связи
- 6.5. Принцип неопределенности
- 6.6. Неопределенность и случай — реальные компоненты развития
- 6.7. Сферы проявления неопределенности. Виды неопределенности
- 6.8. Парадокс неопределенности
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- 7.1. Хаос
- 7.1.1. Этимология понятия «хаос»
- 7.1.2. Хаос и мифы
- 7.1.3. Примеры хаоса
- 7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса
- 7.1.5. Причины хаоса
- 7.2. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса
- 7.3. Поиск механизмов объяснения порядка и хаоса
- 7.4. Роль энтропии как меры хаоса
- 7.5. Порядок
- 7.5.1. Математизированный порядок
- 7.5.2. Организмический стиль
- 7.5.3. Психологическая версия порядка
- 7.6. Диалектическое единство 0-мерной точки
- 7.7. Выводы
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- 8.1. Принцип дополнительности
- 8.2. Принцип суперпозиции
- 8.3. Принципы относительности
- 8.3.1. Принцип относительности Галилея
- 8.3.2. Принцип относительности Эйнштейна
- 8.3.3. Теория относительности Эйнштейна
- Тема 9. Принципы симметрии
- 9.1. Категории симметрии
- 9.1.1 Симметрия
- 9.1.1.1. История возникновения категорий симметрии
- 9.1.1.2. Симметрия в архитектуре
- 9.1.1.3. Симметрия в технике
- 9.1.2. Асимметрия
- 9.1.2.1. Асимметрия в живой природе
- 9.1.2.2. Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой
- 9.1.2.3. Опыты Пастера и Кюри
- 9.1.3. Дисимметрия
- 9.1.4. Антисимметрия
- 9.2. Операции симметрии
- 9.2.1. Отражение в плоскости симметрии
- 9.2.2. Поворотная симметрия
- 9.2.3. Отражение в центре симметрии
- 9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры на расстояние
- 9.2.5. Винтовые повороты
- 9.2.6. Симметрия и законы роста
- 9.2.7. Симметрия подобия
- 9.3. Симметрия в познании
- 9.4. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии
- 9.4.1. Пространственно-временные • принципы симметрии
- 9.4.2. Внутренние принципы симметрии
- 9.5. Пифагор и пифагорейский союз
- 9.6. Царство чисел
- 9.7. Золотое сечение—закон проявления гармонии в природе
- 9.7.1. Числа Фибоначчи
- 9.7.2. Золотое сечение в астрономии
- 9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке
- 9.7.4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира
- 9.7.5. Выводы
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- 10.1. Проблемы детерминизма и причинности
- 10.2. Фундаментальные физические законы
- 10.2.1. Законы сохранения физических величин
- 10.2.1.1. Закон сохранения массы
- 10.2.1.2. Закон сохранения импульса
- 10.2.1.3. Закон сохранения заряда
- 10.2.1.4. Закон сохранения энергии в механических процессах
- 10.2.1.5. Законы сохранения в микромире
- 10.3. Динамические и статистические законы
- 10.4. Закон возрастания энтропии
- 10.4.1. Первый закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя первого рода
- 10.4.2. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя второго рода
- 10.5. Принцип минимума диссипации энергии
- 10.6. Редукционизм
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ
- 11.1. Формы движения материи
- 11.2. Вещества и их свойства
- 11.3. Энергетические эффекты химических реакций
- 11.4. Скорости химических реакций
- 11.5. Катализаторы химических реакций
- 11.6. Равновесие в химических реакциях
- 11.7. Принцип ле шателье
- 11.8. Модель, объясняющая равновесие
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- 12.1. Основные этапы становления идеи развития в биологии
- 12.2. Концепции происхождения живого
- 12.2.1. Идея самопроизвольного происхождения жизни
- 12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого
- 12.2.3. Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса
- 12.2.4. Гипотеза Опарина
- 12.2.5. Современные концепции происхождения жизни
- 12.3. Биоэнергоинформационный обмен
- 12.4. Биологическая вечность жизни
- 12.5. Метаболизм
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- 13.1. Эволюционная теория дарвина
- 13.1.1. Изменчивость
- 13.1.2. Наследственность
- 13.1.3. Связь между наследственностью и изменчивостью
- 13.1.4. Естественный отбор
- 13.2. Классы механизмов эволюции
- 13.2.1. Адаптационные механизмы
- 13.2.2. Катастрофические, или пороговые, механизмы эволюции
- 13.2.3. Принцип а. Пуанкаре. Закон дивергенции
- 13.3. Три период формирования эволюционной теории дарвина
- 13.4. Основные свойства развития
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материи
- 14.1. Отражение и движение
- 14.2. Внутренние и внешние стороны отражения
- 14.3. Отражение— всеобщее свойство материи
- 14.4. Основные свойства отражения
- 14.4.1. Аккумуляция
- 14.4.2. Избирательность
- 14.4.3. Опережающее отражение действительности
- 14.4.4. Адекватность
- 14.5. Адаптация. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.1. Адаптация
- 14.5.2. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.3. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого
- 14.5.4. Исследование случайных и направленных процессов повышения приспособляемости
- 14.6. Концепция адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1.1. Реакция тревоги
- 14.6.1.2. Резистивность, или сопротивление
- 14.6.1.3. Истощение
- 14.6.1.4. Стресс и адаптационная энергия
- 14.6.1.5. Стресс и дистресс
- 14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения
- 14.6.2.1. Связь между работой, стрессом и старением
- 14.6.2.2. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму
- 14.6.3. Выводы
- Тема 15. Пространство и время
- 15.1. Понятия пространства и времени
- 15.2. Развитие представлений о пространстве и времени
- 15.3. Общие свойства пространства и времени
- 15.4. Специфические свойства пространства и времени
- 15.5. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире
- 15.5.1. Трехмерность пространства
- 15.5.2. N-мерность пространства
- 15.5.3. Социальное пространство
- 15.6. Время
- 15.6.1.1. Длительность времени
- 15.6:1.2. Прерывность и непрерывность.
- 15.6.1.3. Вечность времени
- 15.6.1.4. Необратимость времени
- 15.6.1.5. Одномерность времени
- 15.6.2. Проекции времени на сознание человека
- 15.6.3. Социальное время
- 15.6.4. Идеи и гипотезы профессора н.А. Козырева
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 16.1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки
- 16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи с кибернетикой
- 16.1.1.1. Кибернетика и ее принципы
- 16.1.1.2. Самоорганизующиеся системы
- 16.1.1.3. Связь кибернетики с процессом самоорганизации
- 16.1.2. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований
- 16.1.2.1. Понятие синергетики
- 16.1.2.2. Отличие синергетики от кибернетики
- 16.1.2.3. История становления синергетики как науки
- 16.1.2.4. Связь синергетики с другими науками
- 16.2. Самоорганизация
- 16.2.1. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации
- 16.2.1.1. Структурные компоненты процесса самоорганизации
- 16.2.1.2. Свойства самоорганизующейся системы
- 16.2.1.3. Механизм, обеспечивающий организационный процесс
- 16.3. Характеристики процесса самоорганизации
- 16.3.1. Гомеостаз
- 16.3.2. Обратная связь
- 16.3.3. Информация
- 16.3.3.1. Этимология понятия «информация»
- 16.3.3.2. Роль и место информации
- 16.3.3.3. Понятие ценности информации
- 16.3.3.4. Информация и память
- 16.3.3.5. Две точки зрения на информацию
- 16.4. Роль синергетики в становлении нового понимания
- 16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии
- 16.4.2. Синергетика и глобальный эволюционизм
- 16.4.2.1. Важнейшие достижения современной науки в познании структуры и развития материи
- 16.4.2.2. Инфляционная теория
- 16.4.2.3. Модель Большого взрыва
- 16.4.2.4. Различные ветви эволюции
- 16.4.2.5. Самоорганизация материи на Земле
- 16.5. Развитие научного знания как синергетический процесс
- 16.6. Синергетика и социальное развитие
- 16.7. Синергетика и современное видение мира
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- 17.1. Судьба научных идей в.И. Вернадского
- 17.1.1. Учение в.И. Вернадского
- 17.1.2. Значение идей в.И. Вернадского
- 17.2. Биосфера как живая саморегулирующаяся система
- 17.2.1. Возникновение учения о биосфере
- 17.2.2. Основные идеи в.И. Вернадского по проблемам биосферы
- 17.2.3. Составные части биосферы
- 17.2.3.1. Атмосфера как составная часть биосферы
- 17.2.3.2. Гидросфера — водная оболочка Земли
- 17.2.3.3. Литосфера — поверхность твердого тела Земли
- 17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся система
- 17.3. Взаимодействие косного и живого веществ
- 17.3.1. Живое вещество
- 17.3.2. Косное и живое вещества
- 17.3.2.1. Круговорот органического вещества
- 17.3.2.2. Формирование и эволюция биосферы
- 17.4. Многообразие живых организмов— основа организации и устойчивости биосферы
- 17,4.1. Распределение живого вещества
- 17.4.2. Классификация живого вещества
- 17.4.3. Миграция и распределение живого вещества
- 17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества
- 17.4.5. Функции живого вещества в биосфере Земли
- 17.5. Факторы, свидетельствующие в пользу земного происхождения жизни
- 17.6. Космопланетарный характер биосферы
- 17.6.1. Этап «химической эволюции»
- 17.6.2. Природно-радиационный фон
- 17.6.3. Живое вещество как геологическая сила
- 17.6.4. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы
- 17.6.5. Компенсаторно-защитные функции биосферы
- 17.7. Учение в.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу
- 17.7.1. Ноосфера — сфера Разума
- 17.7.1.1. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы
- 17.7.1.2. Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера»
- 17.7.1.3. Методологический смысл понятия «ноосфера»
- 17.7.2. Ноосфера и развитие общества
- 17.8. Единая картина развития мира
- 17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности
- 17.8.2. Позиция универсального эволюционизма
- 17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- 18.1. Экология
- 18.2. Законы экологии
- 18.2.1. Законы экологии Коммонера
- 18.2.2. Второе начало термодинамики и экология
- 18.2.3. Взаимопронизывающие уровни метасистем
- 18.2.3.1. Уровень «человек — воздух»
- 18.2.3.2. Уровень «человек — вода»
- 18.2.3.3. Уровень «человек — почва»
- 18.2.4. Анализ законов экологии
- 18.2.5. Дополнительные законы экологии
- 18.3. Проблема рационального природопользования
- 18.3.1. Принципы охраны природы
- 18.3.2. Принципы защиты биосферы
- 18.3.3. Мероприятия по охране природы
- 18.3.3.1. Охрана земель и недр
- 18.3.3.2. Охрана воды
- 18.3.3.3. Охрана воздушной среды
- 18.3.3.4. Шумовые загрязнения
- 18.3.3.5. Охрана растительности
- 18.3.3.6. Охрана животных
- 18.4. Закон необходимого разнообразия в экологии
- 18.4.1. Проблема «человек — Вселенная»
- 18.4.2. Экология и культура
- 18.4.3. Экология, право и мораль
- 18.5. Биоэтика
- 18.6. Ресурсная и биосферная модели развития
- 18.6.1. Ресурсная модель
- 18.6.2. Биосферная модель
- 18.6.3. Виды воздействия на биосферу
- 18.6.3.1. Сравнительная оценка разрушительного воздействия на биосферу различных стран
- 18.7. Модель устойчивой мировой системы
- 18.8. Прогнозы «римского клуба»
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания
- 19.1. Социология и этика биологического познания
- 19.2. Генетика
- 19.2.1. Законы Менделя
- 19.2.2. Развитие генетики
- 19.2.3. Основные понятия и термины современной генетики
- 19.2.3.1. Механизм наследственности
- 19.2.3.2. Формы изменчивости
- 19.2.3.3. Мутации
- 19.3. Развитие нервной системы
- 19.4. Генная инженерия
- 19.5. Программа «геном человека»
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 20.1. Человек
- 20.2. Экология человека и медицина
- 20.2.1. Здоровье человека
- 20.2.2. Проблема болезни и здоровья
- 20.2.3. Единство человека и природы
- 20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела
- 20.2.5. Валеологические уровни здоровья
- 20.3. Эмоции, творчество, работоспособность
- 20.3.1. Эмоции
- 20.3.1.1. Приспособительный характер эмоций
- 20.3.1.2. Ориентировочный инстинкт эмоций
- 20.3.1.3. Виды эмоций
- 20.3.1.4. Эмоции и общественное сознание человека
- 20.3.2. Творчество
- 20.3.3. Работоспособность
- 20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
- 20.3.5. Самоактуализирующиеся личности
- 20.4. Сознание
- 20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека
- 20.4.2. Задачи мозга
- 20.4.3. Интеллект личности
- 20.4.4. Информация и мозг
- 20.4.5. Исследования в области человеческого мозга
- 20.4.6. Моделирование функций человеческого мозга
- 20.5. Идея целостности
- Приложение
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и биологические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Темы семинарских занятий
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности,
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы
- Тема 15. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Оглавление
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- Тема 9. Принципы симметрии
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материй
- Тема 15. Пространство и время
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность